Войти
Музыка
21.05.2013 09:07
В Воронеже капелла имени Юрлова  исполнила «Реквием» Моцарта и другие произведения

В Воронеже капелла имени Юрлова исполнила «Реквием» Моцарта и другие произведения

  • Текст: Татьяна Быба
  • Фото: caramor.lt

Под занавес филармонического концертного сезона воронежским любителям музыки подарили встречу с выдающимся коллективом и исполнение гениального «Реквиема» В.А. Моцарта. На концерте побывала наш корреспондент Татьяна Быба.

… Чуть-чуть невозможного

Свой сезон Воронежский молодежный симфонический оркестр под руководством заслуженного артиста России Юрия Андросова завершил грандиозным концертом в новом городском Концертном зале, которым теперь стал театр драмы на Советской площади. Драгоценным подарком стало участие в нем Государственной академической капеллы России имени Александра Александровича Юрлова. Настоящий праздник на «дворе» любителей музыки. Русская капелла Юрлова, без преувеличения, лучший хоровой коллектив страны. Воронежцы, не слышавшие ранее капеллу в своем родном городе, смогли в этом убедиться.

А история у этого коллектива с точки зрения одной человеческой жизни, действительно, необозримая и очень богатая. Достаточно сказать, что хор, давший ему начало, был создан в 1908 году выпускником регентского отделения Синодального училища Иваном Юховым в Щелково под Москвой. Его предназначение изначально – исполнение духовных песнопений и участие в богослужениях. Так что, можно сказать, что к нам приезжал старейший хор страны. Фактически ему уже более 100 лет. Правда, свое официальное летоисчисление он ведет с 1 января 1919-го года, когда, после национализации в 1918 году, ему было присвоено название Первого государственного хора. К тому времени коллектив Юхова стал знаменит, и новая советская власть сразу же оценила его возможности в борьбе за мировую революцию. Понятно, что за свою долгую жизнь хор видел немало руководителей, перепел огромное количество произведений, дал тысячи концертов, озвучил почти сотню кинофильмов и даже поменял несколько названий. Особый период в его истории связан с блистательным музыкантом и замечательным человеком, настоящим русским патриотом Александром Александровичем Юрловым. 15 лет его руководства называют «эпохой Юрлова». Я думаю, хотя маэстро давно оставил этот мир – в 1973 году, но его «эпоха» продолжается. И не только потому, что после него капеллой руководят его ученики, в том числе и нынешний художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель искусств России Геннадий Дмитряк. А потому, что заложенное и достигнутое при Юрлове не утрачено, а судя по всему, еще и преумножено.
«Артист-музыкант, - говорил он, - должен сделать больше того, на что, как ему кажется, он способен. Он должен сделать чуть-чуть для себя невозможное. Вот тогда возникает подлинная выразительность, подлинная заразительность, подлинная художественность…».

Честно говоря, на концерте у меня было ощущение, что артисты капеллы делают не «чуть-чуть», а просто невозможное. Техника и мастерство певцов какое-то запредельное. То, что они вытворяли своими голосами с исполняемыми произведениями, не выразить никакими словами. И произведения-то подобрали такие, которые позволяют продемонстрировать мастерство в лучшем виде. Полное разнообразие жанров, авторов и ритмов. Старинные канты, духовные песнопения, пьесы для хора современных композиторов, романс, несколько русских народных песен. Торжественные, лиричные, шуточно-удалые, печальные, веселые, стремительные, медленные… Концерт открылся старинной песней из цикла Петровские канты «Радуйся, Росско земля!» (обработка Алексея Ларина), сразу поразившей воображение мощью и богатством звучания этого огромного хора (более 80 человек!), гулом низких мужских голосов и порханьем высоких женских. Дальше – больше. Молитвенная высота и торжественность «Богородице, Дево, радуйся» (А. Пярт) и «Взбранной воеводе» (Р. Леденева) сменилась академичностью фрагмента из «Пушкинского венка» Георгия Свиридова, трескотня и радостный птичий гомон «Стрекотуньи-белобоки» Е. Шебалина ( на стихи того же Пушкина) перешли в томность и загадочность «Незнакомки» Ю. Фалика ( на стихи А.Блока). После шепота последних фраз грянули «По буквари!» В. Рубина (на стихи Н. Некрасова).

Про русские народные песни и говорить не приходится. «Вдоль по Питерской», «Донцы-удальцы», «Вечерний звон» (все в талантливейшей обработке Алексея Ларина ), посвященные Победе «На поле танки грохотали» ( в обработке Ю. Потеенко)… Странное, никогда мной не испытанное ощущение – на сцене как будто пело и творило музыку на наших глазах какое-то огромное единое существо со множеством женских и мужских лиц. Оно словно играло потоками издаваемых звуков, явно наслаждаясь их невероятной палитрой, перетеканием с одного края на другой, созданием фантастических созвучий, трелей, переливов и звуковых фейерверков, не позволяя им, однако, рассыпаться в какофонию, и выстраивая гармонию красоты каким-то одному ему ведомым способом. Да, конечно, великий волшебник дирижер. Это его рукам и воле подчинялся оркестр из голосов, это он складывал из них причудливую звуковую фреску. При том, что ни руки, ни, тем более, воля, в глаза не бросались. Дмитряк дирижирует сдержанно и властно. Но глубокое взаимопонимание и взаимосвязь между ним и хором не вызывает сомнения. Как и между ними и залом.

«Выступая с Капеллой в русских городах, - заметил он как-то в одном из интервью, - я обнаруживаю все больший интерес к хоровой музыке, по которой, очевидно, соскучились сердца наших соотечественников. Видимо, она дает русской душе то, чего не всегда могут дать другие музыкальные жанры». Конечно, дает. Ведь, слушая и наблюдая, как поет большой хор, мы видим себя. Какими бы могли быть…


Во втором отделении капелла, наконец, объединилась с молодежным оркестром. Они исполнили гениальный «Реквием» Моцарта. Думаю, не ошибусь, если скажу, что многие любители музыки пришли на концерт именно из-за него. «Реквием» звучал последний раз в Воронеже довольно давно. Это не частый гость на филармонической сцене. Сложнейшее произведение, с которым мало что может сравниться по красоте и одухотворенности, трагичности и пронзительности. С самых первых звуков Introitus музыка «Реквиема» проникает в самое сердце, переворачивает душу, заставляя её то скорбеть, то надеяться, то мечтать, то плакать, то возмущаться, то содрогаться от отчаяния, то замирать от счастья. И молиться, молиться, молиться… Только сильные, опытные коллективы берутся за исполнение такого шедевра.

Юрловская капелла блестяще выступила с «Реквиемом» несколько лет назад в Москве. Это было одно из первых произведений, которые она исполнила с Геннадием Дмитряком, после того, как он в 2004-м году возглавил коллектив. Начал с такой вот высоченной планки. Сейчас в репертуаре Капеллы много кантатно-ораторных произведений подобного масштаба, в том числе несколько «Реквиемов». Они наряду с русской песенной и зарубежной классикой составляют «золотой фонд» Капеллы. Но «Реквием» Моцарта, конечно, вершина, и едва не главное его украшение. Надо ли говорить, что и на этот раз исполнение Капеллы было на недосягаемой для многих коллективов высоте. И это уже не была демонстрация техники, мастерства и своих актерско-певческих возможностей как в первом отделении. Все было подчинены одной цели – передать глубочайший смысл и красоту последнего произведения Моцарта.

Достойно выглядел на фоне прославленного коллектива и наш оркестр. Хотя чувствовалось, что обоим коллективам чуть-чуть не хватило совместных репетиций. (Кстати, хорошая традиция капеллы, приезжая на гастроли, выступать с местными музыкантами. Пусть учатся!) Не всегда справлялись оба коллектива и с особенностями концертного зала, уже прославившегося своей плохой акустикой. Из-за необходимости использования микрофонов порой трудно было придать звучанию нужную ровность и согласованность. Особенно заметно «микрофонное пение» отразилось на исполнении солистов. Это досадно.

Но событие все же состоялось. Ничто не могло омрачить радости встречи с выдающимся коллективом и с великой музыкой. Юрловцы не посрамили своего Учителя – сделали невозможного гораздо больше, чем «чуть-чуть»…

Ранее в рубриках
В ВоронежеНачалась регистрация на молодежный воронежский форум «Молгород»

Регистрация продлится до 20 июня. Подать заявку можно в системе ФГАИС Молодежь России.

В РоссииВыяснилось, что больше всего воронежцы боятся стать жертвами мошенников и потерять деньги

При этом воронежцы меньше тревожатся по поводу БПЛА, заразных болезней и мигрантов.

В миреМноголетний директор Реймсской оперы Серж Гаймар погиб во время пожара в собственном доме

Он занимал должность директора французской Реймсской оперы с 2000 по 2023 год.

ОбществоВоронежцев ждут на благотворительной ярмарке Женсовета Воронежской митрополии

Благотворительная ярмарка Женсовета Воронежской митрополии начнёт работу утром 16 мая.

ТеатрКамерный театр объявил дату премьеры спектакля Михаила Бычкова «Иванов»

«Иванов» – первая пьеса Антона Чехова, которая была поставлена на сцене.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 9-12 мая: ветераны проката побеждают

Самими прибыльными были 10 и 11 мая – в залах было не так гулко и пусто, как в будние дни.

ПерсонаМоральный авторитет мира спорта Тамара Бегидова получила 4 года за взятки

Судьба Тамары Павловны и её сына Михаила, победившего инвалидность, известны многим воронежцам.

ЛитератураВышел роман Хавьера Мариаса «Берта Исла»

Это добротная психологическая проза с элементами шпионской интриги и триллера.

МузыкаВ Воронеже открывается сезон летних концертов в парках

Пока Кольцовский сквер не задействован, музыканты выступят в двух парках города.

Изобразительное искусствоУмер народный художник России Сергей Андрияка

Выдающийся мастер ушёл из жизни не 66-м году, причина смерти не разглашается.

Зал ожиданияВ сумерках истории оживают тайны – «Ночь музеев» в Костёнках

К тому же блиц-экскурсии в «Ночь музеев» здесь проводятся бесплатно.

ГлавноеПодробная программа «Ночи музеев-2024» в Воронеже – что стоит посетить

Название мероприятия, место и время проведения, стоимость – всё здесь.