Музыка
В Воронеже капелла имени Юрлова исполнила «Реквием» Моцарта и другие произведения
- Текст: Татьяна Быба
- Фото: caramor.lt
Под занавес филармонического концертного сезона воронежским любителям музыки подарили встречу с выдающимся коллективом и исполнение гениального «Реквиема» В.А. Моцарта. На концерте побывала наш корреспондент Татьяна Быба.
Свой сезон Воронежский молодежный симфонический оркестр под руководством заслуженного артиста России Юрия Андросова завершил грандиозным концертом в новом городском Концертном зале, которым теперь стал театр драмы на Советской площади. Драгоценным подарком стало участие в нем Государственной академической капеллы России имени Александра Александровича Юрлова. Настоящий праздник на «дворе» любителей музыки. Русская капелла Юрлова, без преувеличения, лучший хоровой коллектив страны. Воронежцы, не слышавшие ранее капеллу в своем родном городе, смогли в этом убедиться.
А история у этого коллектива с точки зрения одной человеческой жизни, действительно, необозримая и очень богатая. Достаточно сказать, что хор, давший ему начало, был создан в 1908 году выпускником регентского отделения Синодального училища Иваном Юховым в Щелково под Москвой. Его предназначение изначально – исполнение духовных песнопений и участие в богослужениях. Так что, можно сказать, что к нам приезжал старейший хор страны. Фактически ему уже более 100 лет. Правда, свое официальное летоисчисление он ведет с 1 января 1919-го года, когда, после национализации в 1918 году, ему было присвоено название Первого государственного хора. К тому времени коллектив Юхова стал знаменит, и новая советская власть сразу же оценила его возможности в борьбе за мировую революцию. Понятно, что за свою долгую жизнь хор видел немало руководителей, перепел огромное количество произведений, дал тысячи концертов, озвучил почти сотню кинофильмов и даже поменял несколько названий. Особый период в его истории связан с блистательным музыкантом и замечательным человеком, настоящим русским патриотом Александром Александровичем Юрловым. 15 лет его руководства называют «эпохой Юрлова». Я думаю, хотя маэстро давно оставил этот мир – в 1973 году, но его «эпоха» продолжается. И не только потому, что после него капеллой руководят его ученики, в том числе и нынешний художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель искусств России Геннадий Дмитряк. А потому, что заложенное и достигнутое при Юрлове не утрачено, а судя по всему, еще и преумножено.
«Артист-музыкант, - говорил он, - должен сделать больше того, на что, как ему кажется, он способен. Он должен сделать чуть-чуть для себя невозможное. Вот тогда возникает подлинная выразительность, подлинная заразительность, подлинная художественность…».
Честно говоря, на концерте у меня было ощущение, что артисты капеллы делают не «чуть-чуть», а просто невозможное. Техника и мастерство певцов какое-то запредельное. То, что они вытворяли своими голосами с исполняемыми произведениями, не выразить никакими словами. И произведения-то подобрали такие, которые позволяют продемонстрировать мастерство в лучшем виде. Полное разнообразие жанров, авторов и ритмов. Старинные канты, духовные песнопения, пьесы для хора современных композиторов, романс, несколько русских народных песен. Торжественные, лиричные, шуточно-удалые, печальные, веселые, стремительные, медленные… Концерт открылся старинной песней из цикла Петровские канты «Радуйся, Росско земля!» (обработка Алексея Ларина), сразу поразившей воображение мощью и богатством звучания этого огромного хора (более 80 человек!), гулом низких мужских голосов и порханьем высоких женских. Дальше – больше. Молитвенная высота и торжественность «Богородице, Дево, радуйся» (А. Пярт) и «Взбранной воеводе» (Р. Леденева) сменилась академичностью фрагмента из «Пушкинского венка» Георгия Свиридова, трескотня и радостный птичий гомон «Стрекотуньи-белобоки» Е. Шебалина ( на стихи того же Пушкина) перешли в томность и загадочность «Незнакомки» Ю. Фалика ( на стихи А.Блока). После шепота последних фраз грянули «По буквари!» В. Рубина (на стихи Н. Некрасова).
Про русские народные песни и говорить не приходится. «Вдоль по Питерской», «Донцы-удальцы», «Вечерний звон» (все в талантливейшей обработке Алексея Ларина ), посвященные Победе «На поле танки грохотали» ( в обработке Ю. Потеенко)… Странное, никогда мной не испытанное ощущение – на сцене как будто пело и творило музыку на наших глазах какое-то огромное единое существо со множеством женских и мужских лиц. Оно словно играло потоками издаваемых звуков, явно наслаждаясь их невероятной палитрой, перетеканием с одного края на другой, созданием фантастических созвучий, трелей, переливов и звуковых фейерверков, не позволяя им, однако, рассыпаться в какофонию, и выстраивая гармонию красоты каким-то одному ему ведомым способом. Да, конечно, великий волшебник дирижер. Это его рукам и воле подчинялся оркестр из голосов, это он складывал из них причудливую звуковую фреску. При том, что ни руки, ни, тем более, воля, в глаза не бросались. Дмитряк дирижирует сдержанно и властно. Но глубокое взаимопонимание и взаимосвязь между ним и хором не вызывает сомнения. Как и между ними и залом.
«Выступая с Капеллой в русских городах, - заметил он как-то в одном из интервью, - я обнаруживаю все больший интерес к хоровой музыке, по которой, очевидно, соскучились сердца наших соотечественников. Видимо, она дает русской душе то, чего не всегда могут дать другие музыкальные жанры». Конечно, дает. Ведь, слушая и наблюдая, как поет большой хор, мы видим себя. Какими бы могли быть…
Во втором отделении капелла, наконец, объединилась с молодежным оркестром. Они исполнили гениальный «Реквием» Моцарта. Думаю, не ошибусь, если скажу, что многие любители музыки пришли на концерт именно из-за него. «Реквием» звучал последний раз в Воронеже довольно давно. Это не частый гость на филармонической сцене. Сложнейшее произведение, с которым мало что может сравниться по красоте и одухотворенности, трагичности и пронзительности. С самых первых звуков Introitus музыка «Реквиема» проникает в самое сердце, переворачивает душу, заставляя её то скорбеть, то надеяться, то мечтать, то плакать, то возмущаться, то содрогаться от отчаяния, то замирать от счастья. И молиться, молиться, молиться… Только сильные, опытные коллективы берутся за исполнение такого шедевра.
Юрловская капелла блестяще выступила с «Реквиемом» несколько лет назад в Москве. Это было одно из первых произведений, которые она исполнила с Геннадием Дмитряком, после того, как он в 2004-м году возглавил коллектив. Начал с такой вот высоченной планки. Сейчас в репертуаре Капеллы много кантатно-ораторных произведений подобного масштаба, в том числе несколько «Реквиемов». Они наряду с русской песенной и зарубежной классикой составляют «золотой фонд» Капеллы. Но «Реквием» Моцарта, конечно, вершина, и едва не главное его украшение. Надо ли говорить, что и на этот раз исполнение Капеллы было на недосягаемой для многих коллективов высоте. И это уже не была демонстрация техники, мастерства и своих актерско-певческих возможностей как в первом отделении. Все было подчинены одной цели – передать глубочайший смысл и красоту последнего произведения Моцарта.
Достойно выглядел на фоне прославленного коллектива и наш оркестр. Хотя чувствовалось, что обоим коллективам чуть-чуть не хватило совместных репетиций. (Кстати, хорошая традиция капеллы, приезжая на гастроли, выступать с местными музыкантами. Пусть учатся!) Не всегда справлялись оба коллектива и с особенностями концертного зала, уже прославившегося своей плохой акустикой. Из-за необходимости использования микрофонов порой трудно было придать звучанию нужную ровность и согласованность. Особенно заметно «микрофонное пение» отразилось на исполнении солистов. Это досадно.
Но событие все же состоялось. Ничто не могло омрачить радости встречи с выдающимся коллективом и с великой музыкой. Юрловцы не посрамили своего Учителя – сделали невозможного гораздо больше, чем «чуть-чуть»…
Ранее в рубриках
В Воронеже — «Буран» вновь вырвал победу на последней минуте
Волевые качества воронежских хоккеистов достойны похвалы.
В России — Сгоревший в результате поджога Шалаш Ленина восстановят весной
При этом сотрудники музея в Сестрорецке делают вил, что экспонат не имел никакой ценности.
В мире — «Ювентус» ведёт переговоры с «Байером» по поводу покупки Патрика Шика
Итальянский клуб намерен взять чешского игрока в аренду зимой с возможностью дальнейшего полноценного выкупа.
Общество — В Воронежской области дорогу «отремонтировали» строительным мусором
Видимо, хотели, как лучше, а получилось то, что получилось.
Театр — Воронежский театр драмы назвал дату премьеры «Трёх сестёр»
Над постановкой работает сплочённая творческая бригада во главе с Владимиром Петровым.
Кино и телевидение — В финале «Битвы роботов» дополнительно покажут «Битву дронов»
Команды ведут последние приготовления к яростным поединкам.
Персона — Ушёл из жизни учёный-юрист и адвокат Александр Заварзин
Вся трудовая жизнь Александра Владимировича была связана с кафедрой уголовного права юридического факультета ВГУ.
Литература — Вышел роман «Книжный клуб «Детективы по вторникам» Пьерджорджо Пулижи
Автор написал уже несколько десятков романов и стал весьма популярным в Италии.
Музыка — Новый конфуз в Воронежском концертном зале – забекарили симфонический оркестр
Ни дня без срыва – похоже, таким скоро будет девиз ВКЗ.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 16-23 ноября 2024 в мировых СМИ
Мы собрали для вас образцы подлинной красоты и мастерства фотохудожников.
Зал ожидания — Воронежцам и гостям региона подсказали, как успешно провести выходные дни 23-24 ноября
Выставки, экскурсии, спектакли, концерты, игры и развлечения ждут вас.
Главное — На главной улице Воронежа установили Михайловские часы
Через несколько дней планируют провести завершающие работы: монтаж декоративных элементов, шпиля, настройку часового механизма.