Войти
Музыка
25.02.2013 16:42
Воронежцы услышали «Легенду о граде Ельце»

Воронежцы услышали «Легенду о граде Ельце»

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: gorod48.ru

Концертное исполнение одноактной оперы состоялось в рамках совместного проекта Воронежской и Липецкой филармоний. Автор музыки, Александр Чайковский, посвятил ее своему учителю, уроженцу Ельца Тихону Хренникову. Либретто сочинили Николай Карасик и Радомира Ползунова.

Премьера «Легенды о граде Ельце» состоялась летом 2011 года на открытом воздухе, в естественных декорациях, на берегу Быстрой Сосны. Как раз там, где происходили события, послужившие основой сюжета оперы. По преданию, бесстрашному и жестокому завоевателю Тамерлану, разрушившему Елец на пути в Москву в 1395 году, во сне явилась Дева Мария. Это так поразило воителя, что он приказал своим войскам отступить.

Это, так сказать, эпическая начинка оперы. Обрамляется сюжет фактами относительно недавнего прошлого: вскрытием могилы Тамерлана в 1941-м году – как раз в день начала Великой Отечественной – и захоронением воителя в 1943-м, в год победы наших солдат в Сталинградской битве. Главная идея оперы – о неумолимой причинно-следственной связи прошлого, настоящего и будущего. Она озвучена в финале: «Не надо тревожить прах прошлого».

Красивый исторический сюжет требовал соответствующего воплощения. В Ельце это было грандиозное, по словам очевидцев и рецензентов, зрелище: с реконструкциями боев, массовыми шествиями и лазерным шоу. В концертном исполнении такое повторить невозможно, но и без спецэффектов и массовых сцен опера Александра Чайковского не потеряла своего масштаба. И даже что-то приобрела: мы смогли сконцентрироваться на музыке и исполнении.

«Легенду о граде Ельце» представили Воронежский Молодежный симфонический оркестр (дирижер – заслуженный артист России Юрий Андросов), Липецкий камерный хор (художественный руководитель – заслуженный артист России Игорь Цилин) и солисты Липецкой филармонии. Исполнять не знакомую слушателям музыку сложно: нам негде отдохнуть, расслабиться на любимой арии, как в классическом оперном шедевре. Нам тоже вместе с музыкантами и певцами нужно прилагать усилия.

В случае с «Легендой о граде Ельце» работа эта оказалась радостной и созидательной. Музыка Александра Чайковского яркая, интересная, с запоминающимися темами. Она звучит свежо и современно, хотя и в духе традиций. Красивый лирический хор в начале отсылает нас к сказочным операм Римского Корсакова, а настойчивая молитва Богородице в финале первой картины заставляет вспомнить народные драмы Мусоргского. Как всенародный плач прозвучала тема крестного хода в оркестре.

Музыкантам Молодежного симфонического нередко приходится играть современную музыку. Теперь у них есть опыт исполнения оперной партитуры. Для Юрия Андросова это не первое обращение к оперному жанру, в Воронежском театре оперы и балета он поставил как дирижер «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова. Да и с Молодежным симфоническим оркестром каждый год исполняет кантатно-ораториальные сочинения. Современная опера для молодых оркестрантов – еще один шаг на пути к мастерству, уверенный и профессиональный.

Достойно выступили и липецкие солисты. Они уже вполне освоили свои роли, свободно чувствуют себя в этой музыке. Настолько, что даже могут исполнять в один вечер две разноплановые партии. Этим отличился Сергей Блинков, который спел в Воронеже и Тамерлана, и Василия Темного. Сцены с его участием шли одна за другой, поэтому артисту пришлось очень быстро перестроиться не только в плане характера, но и установить рекорд по переодеванию и смене грима. Ярко прозвучала сцена игры в шахматы Тамерлана и Князя Федора Елецкого (Олег Долгов). Она напомнила о Кончаке и Князе Игоре, но решена по-своему – динамично и убедительно.

Душой «Легенды о граде Ельце» стала Старица в исполнении заслуженной артистки России Зинаиды Карандаковой. Этот образ – олицетворение народной совести – кочует из одного временного пласта в другой. Певица создает его сдержанными, но выразительными штрихами. Может быть, не стоило в одном из эпизодов соединять народный плач с эстрадным аккомпанементом, но это уже вопрос к композитору. Вероятно, таким образом Александр Чайковский хотел перенести действие в наши дни.

В целом «Легенда о граде Ельце» - удачный опыт концертного воплощения оперы. Возможно, будущее как раз за такими проектами: когда после грандиозной премьеры с файер-шоу на открытом воздухе спектакль кочует по сценическим площадкам. Ни смысл, ни красота музыки при этом не теряются.

После Воронежа оперу Александра Чайковского покажут в Тамбове. Липецкая филармония планирует представить этот проект и в других городах России.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЗаявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»

Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.

В России«Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать

В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.