Музыка
Воронежцы услышали «Легенду о граде Ельце»
- Текст: Елена Фомина
- Фото: gorod48.ru
Концертное исполнение одноактной оперы состоялось в рамках совместного проекта Воронежской и Липецкой филармоний. Автор музыки, Александр Чайковский, посвятил ее своему учителю, уроженцу Ельца Тихону Хренникову. Либретто сочинили Николай Карасик и Радомира Ползунова.
Это, так сказать, эпическая начинка оперы. Обрамляется сюжет фактами относительно недавнего прошлого: вскрытием могилы Тамерлана в 1941-м году – как раз в день начала Великой Отечественной – и захоронением воителя в 1943-м, в год победы наших солдат в Сталинградской битве. Главная идея оперы – о неумолимой причинно-следственной связи прошлого, настоящего и будущего. Она озвучена в финале: «Не надо тревожить прах прошлого».
Красивый исторический сюжет требовал соответствующего воплощения. В Ельце это было грандиозное, по словам очевидцев и рецензентов, зрелище: с реконструкциями боев, массовыми шествиями и лазерным шоу. В концертном исполнении такое повторить невозможно, но и без спецэффектов и массовых сцен опера Александра Чайковского не потеряла своего масштаба. И даже что-то приобрела: мы смогли сконцентрироваться на музыке и исполнении.
«Легенду о граде Ельце» представили Воронежский Молодежный симфонический оркестр (дирижер – заслуженный артист России Юрий Андросов), Липецкий камерный хор (художественный руководитель – заслуженный артист России Игорь Цилин) и солисты Липецкой филармонии. Исполнять не знакомую слушателям музыку сложно: нам негде отдохнуть, расслабиться на любимой арии, как в классическом оперном шедевре. Нам тоже вместе с музыкантами и певцами нужно прилагать усилия.
В случае с «Легендой о граде Ельце» работа эта оказалась радостной и созидательной. Музыка Александра Чайковского яркая, интересная, с запоминающимися темами. Она звучит свежо и современно, хотя и в духе традиций. Красивый лирический хор в начале отсылает нас к сказочным операм Римского Корсакова, а настойчивая молитва Богородице в финале первой картины заставляет вспомнить народные драмы Мусоргского. Как всенародный плач прозвучала тема крестного хода в оркестре.
Музыкантам Молодежного симфонического нередко приходится играть современную музыку. Теперь у них есть опыт исполнения оперной партитуры. Для Юрия Андросова это не первое обращение к оперному жанру, в Воронежском театре оперы и балета он поставил как дирижер «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова. Да и с Молодежным симфоническим оркестром каждый год исполняет кантатно-ораториальные сочинения. Современная опера для молодых оркестрантов – еще один шаг на пути к мастерству, уверенный и профессиональный.
Достойно выступили и липецкие солисты. Они уже вполне освоили свои роли, свободно чувствуют себя в этой музыке. Настолько, что даже могут исполнять в один вечер две разноплановые партии. Этим отличился Сергей Блинков, который спел в Воронеже и Тамерлана, и Василия Темного. Сцены с его участием шли одна за другой, поэтому артисту пришлось очень быстро перестроиться не только в плане характера, но и установить рекорд по переодеванию и смене грима. Ярко прозвучала сцена игры в шахматы Тамерлана и Князя Федора Елецкого (Олег Долгов). Она напомнила о Кончаке и Князе Игоре, но решена по-своему – динамично и убедительно.
Душой «Легенды о граде Ельце» стала Старица в исполнении заслуженной артистки России Зинаиды Карандаковой. Этот образ – олицетворение народной совести – кочует из одного временного пласта в другой. Певица создает его сдержанными, но выразительными штрихами. Может быть, не стоило в одном из эпизодов соединять народный плач с эстрадным аккомпанементом, но это уже вопрос к композитору. Вероятно, таким образом Александр Чайковский хотел перенести действие в наши дни.
В целом «Легенда о граде Ельце» - удачный опыт концертного воплощения оперы. Возможно, будущее как раз за такими проектами: когда после грандиозной премьеры с файер-шоу на открытом воздухе спектакль кочует по сценическим площадкам. Ни смысл, ни красота музыки при этом не теряются.
После Воронежа оперу Александра Чайковского покажут в Тамбове. Липецкая филармония планирует представить этот проект и в других городах России.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Заявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»
Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.
В России — «Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать
В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.
В мире — Наводнение в Дубае было вызвано искусственно?
Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?
Общество — Колбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже
Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер
Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Трубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций
Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.
Изобразительное искусство — Портрет маслом – техника и особенности создания
Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»
Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.
Главное — Владелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву
Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.