Войти
Музыка
10.11.2012 19:47
«Джазовая провинция» завершилась. «Джазовые сезоны» в Воронеже продолжаются

«Джазовая провинция» завершилась. «Джазовые сезоны» в Воронеже продолжаются

  • Текст: Виктория Лушина
  • Фото: Юлия Миронова

Отличие «Джазовой провинции» от других фестивалей в том, что это единственный фестиваль, охватывающий почти всю европейскую часть России (каждый год это от 12 до 17 городов). Никто больше не решался замахнуться на такие масштабные проекты.

Но главный секрет кроется в уникальной личности его создателя - курского пианиста Леонида Винцкевича. Благодаря его музыкальной «открытости» провинция каждый год показывает разные направления: от классического американского джаза и женского вокала до европейской джазовой сцены, от фольклорных экспериментов до современной импровизационной музыки. Такой плюрализм музыкальных «мнений» сложно найти где-то еще.

Фестиваль в этом году отличался от прошлого большим количеством джазово-фольклорных экспериментов. Здесь надо вспомнить и о джазовом танце марокканки Рабаб Аомари, сопровождавшем трио Мортена Шанца, и о проекте Леонида Винцкевича совместно с ансамблем «Ростань», и даже о творчестве Кати Пальвер, в котором чувствуется сильное влияние французской шансонной музыки. В этом году в программе фестиваля наконец появились воронежские участники – группа «Happy55», а на локальных площадках прошли концерты местных групп. В целом, надо отметить, что фестиваль постепенно выходит на новый уровень, формируя вокруг себя определенную питательную среду и воспитывая своего слушателя.

Очень важен тот факт, что XVII фестиваль «Джазовая провинция» начинается с выступления воронежских музыкантов «Happy55». Представлять их воронежскому слушателю абсолютно излишне. Многие знают этот коллектив и по участию в джазовых фестивалях («Усадьба. Джаз. Архангельское», «Музэнерго», JazzBez , «Джазовая провинция», Jazz Do It ), и по организованному в рамках «джазовых сезонов» концерту в конце апреля. Это одна из самых самобытных и ярких групп молодежной джазовой сцены. Правда, джазом их музыку можно назвать с большой натяжкой. Журнал «InRock» говорил об их стиле как о смеси фьюжна, минимализма и эйсид-джаза. Послушав их вживую, я бы определила их звучание скорее как современную импровизационную музыку, позаимствовавшую отдельные приемы у арт-рока, минимализма Филиппа Грасса и Эрика Сати и авангардных экспериментов русских композиторов начала XX века (Стравинского, Прокофьева).

На протяжении десяти лет существования, состав группы постоянно менялся: в разные годы она выступала и как трио, и как квартет, и как квинтет. На фестивале она предстала перед слушателями как инструментального трио: основатель группы, Ярослав Борисов за фортепиано и синтезатором, барабанщик Александр Битюцких и присоединившийся к ним в 2007 году кларнетист Геннадий Чухлов. Предваряя свое выступление, Ярослав Борисов сказал, что их музыка достаточно сложна для восприятия, ее сложно понять умом, но если копнуть глубже, то ее можно осознать на уровне древних инстинктов. Это что-то сказочное и волшебное. Пожалуй, он оказался прав: когда слушаешь их выступление, постоянно опасаешься, что музыканты запутаются в сложных поворотах мелодии, и восхищаешься, когда они находят из этого лабиринта красивый и легкий выход (что-то наподобие впечатления от музыки Стравинского).

Их музыка – это шквал свободной и яркой импровизации с прихотливыми кларнетными соло и с пульсирующими в нижних регистрах клавишами. Она могла бы послужить хорошей иллюстрацией к книге «Алиса в стране чудес»: когда человек попадает в мир сказки, и, продвигаясь все дальше, делает новые открытия. Названия пьес соответствуют создаваемой атмосфере сказки и фантасмагории: «Котофей», «Налево до упора», «Щедрый Фернандо», «Суперджаз».

Следующие участники вернули слушателей к классической джазовой традиции. Произошло это во многом благодаря приглашенному саксофонисту Лембиту Саарсалу, знакомому воронежским любителям джаза по предыдущим «провинциям». Группа «Трио Икс» - это шведские музыканты, представляющие в своем творчестве североевропейское (именно скандинавское) джазовое течение. Они играют в постоянном составе уже 25 лет и за это время записали всего 6 (зато очень добротных!) музыкальных пластинок. Их музыка - это гармоничное сочетание классики джаза и эксперимента на границе разных стилей. На концерте они исполняли и пьесы собственного сочинения, и блюз, и рэгтайм и даже джазовые вариации на тему части моцартовского «Реквиема» - Lacrimosa. Их выступление очень украсило сотрудничество с саксофонистом-виртуозом Лембитом Саарсалу. В итоге получилось интересное сочетание американской (которую, как ни странно, представлял эстонец Лембит) и европейской школы джаза. В их музыке можно услышать и фольклорные корни народов Севера, и классическую саксофонную игру в американской манере, и влияние классики, и традиционные ритмы свинга.

Все второе отделение первого дня было заполнено выступлением американской вокалистки Майи Асусены. Ее сопровождали талантливые молодые музыканты басист Стэн Дэвис, ударник Иван Кац и гитарист Кристиан Вер Хален. По мнению авторитетного музыкального издания Village Voice, Майя Асусена является самой впечатляющей и оригинальной представительницей современного поколения исполнительниц хип-хопа, соула и ритм-энд-блюза. Американским слушателям она известна, в первую очередь, как джазовая вокалистка. Молодая исполнительница выступает в качестве культурного посла Нью-Йорка. В рамках двухнедельного гастрольного турне певица посетила и Воронеж. Во время концерта она не переставала повторять, что это ее первый приезд в Россию и что, «I love Russia and I am looking forward to come again».

Похоже, эта любовь оказалась взаимной. Музыка «с человеческим лицом» всегда находит больший отклик у публики, чем высокоумные авангардные эксперименты, но выступление Майи Асусены превзошло все ожидания. Возможно, Майя полюбилась российским слушателям за искренность, открытость и раскрепощенность, которые так импонируют русской душе. Как сказала на выходе, один из слушателей – «тетка-огонь». Грубовато, но точнее о сущности ее творчества не скажешь.


Исполнение Майи Асусены – это удивительный голос с обхватом в 4 октавы, задор и позитивный настрой, зажигательный ритмы и заметное влияние на технику пения хип-хопа, регги и фольклорных мотивов. На сцене она чувствует себя совершенно свободно: танцует, подпрыгивает, смеется, болтает на английском языке, не утруждая себя переводчиком, посвящает песни своим новым друзьям из России. Яркой точкой ее выступления стало исполнение популярной песни Боба Марли «No women, no cry», в продолжение которой Майя ходила по залу и пожимала слушателям руки. О полном триумфе американской вокалистки свидетельствовала большая очередь из желающих взять автограф и обнимающиеся с Майей работники филармонии.

Второй день подарил слушателям музыку датского трио Мортена Шанца и… игру самого успешного джазмена России – Игоря Бутмана! Мортен Шанц – молодой пианист и композитор, который создает музыку, во многом основанную на традициях классики. В ней нет ни джазового ритма, ни импровизации, зато присутствует какая-то северная сдержанность - плавные переходы от тихого к громкому звучанию, последовательная смена ритмических планов. Исполнительское мастерство Мортена Шанца – на том же уровне, что и его композиторская деятельность. Безупречная, выверенная игра, частые переливы тремоло в левой руке в верхнем регистре, и мощные аккорды правой руки в нижнем. Его трио составляют молодые талантливые музыканты – контрабасист Мортен Анкарфельд и ударник Янус Темплтон. Коллектив представлял интересный проект «джазового танца» - а именно восточного танца марокканской танцовщицы Рабаб Аомари. И танец, и музыка были на высоте, но вместе сочетались плохо и друг другу только мешали. Мелодии северного фольклора в музыке и восточные танцы не смогли составить единое художественное целое.

Безусловно, одним из самых интересных и ожидаемых событий фестиваля стало выступление квартета Игоря Бутмана. Саксофонист Игорь Бутман на сегодняшний день является одним из самых успешных российских джазовых музыкантов, популярных даже за рубежом. В составе его квартета на фортепиано играл Николай Левиновский – пианист и композитор, являющийся одним из пионеров филармонического джаза в СССР, руководитель известного ансамбля «Аллегро». На контрабасе играл Виталий Соломонов, на барабанах – Эдуард Зизак. Для фестиваля была отобрана программа джазовых обработок популярных раньше мелодий – колыбельной из мультика «Умка», песен из «Ну, погоди!» и «Бременских музыкантов», «Самара-городок».

Творчество квартета Игоря Бутмана – это умелое сочетание новаторства и джазовой традиции, соло на всех инструментах квартета, авторские композиции и прекрасная слаженная игра музыкантов. Авторами некоторых композиций были Николай Левиновский и Виталий Соломонов. Вне зависимости от отношения к творчеству музыканта, его выступление стоило послушать и оценить как «торговую марку» современного российского джаза.


Самым ярким днем «Джазовой провинции» стал третий день. Именно здесь сконцентрировались два наиболее значимых проекта. Всем известно, что джаз хорошо сочетается с фольклорной музыкой, сам будучи выходцем из афро-американских народных ритмов. Воронежские слушатели в предыдущие сезоны могли оценить и слияние джаза с фольклором Латинской Америки, и с народной музыкой Марокко, и со скандинавскими мелодиями. Но смешать джазовую музыку с русским народным пением не приходило в голову еще никому. Именно поэтому так интересен новый проект блестящего пианиста и организатора фестиваля Леонида Винцкевича с фольклорно-этнографическим ансамблем «Ростань». Если при слове «народный хор» вы представляете себе гортанные напевы в стиле Надежды Бабкиной, то это точно не то. Участники ансамбля ведут кропотливую работу, разыскивая старинные народные песни, записывая их, изучая диалекты, обряды, исполнительские приемы на аутентичных инструментах, собирая уцелевшие народные костюмы и предметы быта. Результат взаимодействия джазменов и фольклорного ансамбля оказался поразительным: два мощных потока встретились в музыке, не смешиваясь, но гармонично дополняя друг друга.


Народная музыка благодаря джазу приобрела новое современное звучание. А джаз в сочетании с народной музыкой кажется более авангардным, напоминающим о гармонических экспериментах Стравинского. Участники коллектива «Ростань» на сцене ни в чем не уступали своим именитым американским коллегам – барабанщику Джоэлу Тейлору, басисту Кипу Риду и гитаристу Майку Миллеру. Интересно было следить за взаимодействием столь разных артистов: когда ансамбль протопывает определенный ритмический рисунок, а Джоэл Тейлор в точности повторяет его на барабанах, или когда Николай Винцкевич аккомпанирует народному пению на саксофоне как на свирели. Именно тогда понимаешь, что задача актуализации народного фольклора не так непосильна, как кажется, а народная музыка может быть и интересной, и экспериментальной, и современной. По музыкальной ценности – это один из самых перспективных проектов и в творчестве Леонида Винцкевича, и на «Джазовой провинции» в целом.


Второе отделение – не менее интересное, чем первое. Здесь слушателей ждала встреча с живой джазовой классической традицией в лице легендарного саксофониста Эрни Уоттса. Ради того, чтобы послушать его игру, стоило сходить на фестиваль. Эрни Уоттс считается настоящим метром джаза, а его соло изучается во всех музыкальных училищах наравне с солом Чарли Паркера, Джона Колтрейна и Сони Роллинза. Он сотрудничал с целым рядом известных музыкантов – с Телониусом Монком, Джо Кокером, Полом Маккартни, Фрэнком Заппой, Уитни Хьюстон и группой Rolling Stones. Музыка, которую играет Энри Уоттс, это стопроцентный джазовый мейнстрим (в хорошем смысле этого слова). В его ритм-секцию входили все те же Джоэл Тейлор, Кип Рид и Майк Миллер. О последнем стоит сказать отдельно: по «послужному списку» он мало чем уступает Энри Уоттсу. Гитарист-универсал, который играл с бэндом легендарного Чика Корриа, с Джорджем Дюком, с Куинси Джонсом, с Саймоном Филлипсом, с группой The Who, с квартетом Yellowjackets, Натали Коул и многими другими.

Игра подобравшейся ритм-секции склоняется ближе к джаз-року, а в гитарных соло Майка Миллера чувствуется знакомство с роковой традицией. На их фоне Эрни Уоттс со своим саксофоном резко выделяется. Но постепенно музыканты находят общий язык, и прямо на глазах слушателей начинает рождаться удивительная музыка, построенная на импровизации. Джаз в том виде, каким он был в 60-е года XX века. Свинг, ритмы бибопа, саксофон в качестве ведущего инструмента в бэнде. Первый раз я присутствовала при таком идеальном взаимодействии музыкантов: саксофон Эрни Уоттса ведет за собой всех остальных, перекличка саксофона с ударными, диалог саксофона и гитары, и вот уже музыканты сворачивают на какую-то им одним известную боковую дорогу развития мелодии.

Игра Эрни Уоттса поражает. Когда в предыдущий день слушаешь Игоря Бутмана, кажется, что играть лучше уже нельзя, но Энри Уоттс – это принципиально другой уровень исполнения. Многие композиции на концерте начинаются его сольным вступлением. В тишине филармонии раздаются быстрые и уверенные переливы звука, тремоло, причудливые пассажи и сложные повороты мелодии. И когда слушаешь эту музыку, начинаешь понимать, в чем был секрет успеха джазменов прошлого. Просто они играли от души, отфильтровывая все лишнее. Простая и гениальная формула: только человек и инструмент. Но удивительно, что никто из последующих поколений джазменов не смог так чисто и четко воспроизвести эту формулу, как первопроходцы джаза, к которым относится и Эрни Уоттс.

К своему сожалению, я не попала на закрытие фестиваля, поэтому не могу оценить выступление замечательных групп «Made in France» и Кати Павьер и литовского квинтета Леонида Шинкаренко Jazz5. Некоторые слушатели называли именно этот день лучшим днем фестиваля и восторгались творчеством Кати Павьер.

Самый главный итог закончившейся «Джазовой провинции» - это то, что она не заканчивается. Теперь в Воронеже будут продолжаться «джазовые сезоны», которые привозят самых интересных исполнителей круглый год. Фестиваль добился этого за 17 лет своего существования: джазовая музыка стала востребованной, понятной и интересной для большого круга людей, живущих в «провинции» на всей территории европейской части России.





Реклама

Все о жизни в Чехии, да и не только вы можете узнать на ресурсе www.vinegret.cz. Отличный сайт, который очень интересно читать. Вместе с ним вы будите всегда владеть информацией!

Ранее в рубриках
В Воронеже«Факел» проиграл «Ростову» на своём поле, губернатор обвинил судейство

В домашнем матче с «Ростовом» воронежский «Факел» уступил с минимальным счетом, Александр Гусев возмутился судейством.

В РоссииНакануне Дня космонавтики воронежцы увлеклись видео с МКС

Такие выводы сделали аналитики МегаФона на основе исследования обезличенных данных абонентов.

В мире«Гала-концерт Большого балета 2024 в Сеуле» отменили за сутки до начала

Это особенно неприятно после недавней отмены выступления в Сеуле российской балерины Светланы Захаровой.

ОбществоВоронежское духовенство во главе с митрополитом Сергием собралось у гроба отца Петра

Глава Воронежской митрополии совершил заупокойную литию у гроба новопреставленного протоиерея Петра Петрова.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 11-14 апреля: стих ветер в парусах

Попытка взять зрителя количеством не увенчалась успехом.

ПерсонаВоронежский танцовщик Дмитрий Трухачёв стал лауреатом стипендии Правительства РФ

Воронежцы знают его по партиям Фарлафа, Черномора, Злого Колдуна, Синьора Помидора, Бенволио, Санчо Пансы и другим.

МузыкаЭстрадный хор FERMATA представит воронежцам новую прорывную программу «По страницам любимых мюзиклов...»

Прозвучат популярные песни из отечественных и зарубежных мюзиклов разных лет.

Изобразительное искусствоВ Воронеже организовали сеанс живописи, посвящённый Первой мировой войне

Натурщики были в тщательно воссозданных исторических костюмах той эпохи.

Зал ожиданияВ Воронеже готовится к проведению форум «Благодатный огонь в сердце каждого»

В пасхальные дни воронежцев и гостей города ждут на духовно-просветительском форуме.

ГлавноеНа совещании у мэра решали важные социально-культурные вопросы

Работы на объектах социальной сферы стали основной темой планёрки мэра Вадима Кстенина.