Войти
Музыка
07.06.2012 15:03
Ярон Эрман: «Как я играю на фортепиано – большая загадка»

Ярон Эрман в Воронеже

Ярон Эрман: «Как я играю на фортепиано – большая загадка»

  • Текст: Виктория Лушина
  • Фото: Марина Пекарева

6 июня воронежский джазовый сезон 2011-2012 годов завершился концертом французского музыканта с мировым именем - Ярона Эрмана.

Он начал учиться игре на фортепиано только в 16 лет – сегодня Ярон Эрман дает более 100 концертов в год в 30 странах мира. За последние семь лет трио Ярона Эрмана получило огромное количество наград музыкальных фестивалей. Коллектив выступал на таких известных площадках, как фестиваль в Монтерреи, фестивали в Монреале и Сан Франциско, в Венском Концертхаусе, в концертном зале Auditori в Барселоне, на фестивале в Жуан ле Пин, фестивале в Витория Гастейз, в Театре на Елисейских Полях в Париже и других. Сам Эрман уже заслужил репутацию пианиста-виртуоза и выдающегося импровизатора. Достоин внимания уже тот факт, что он стал первым джазовым музыкантом, который играл в Запретном Городе в Пекине. Невероятным явлением в мире джаза была трансляция выступления трио в Белграде в 2008 году: музыкальный канал Mezzo транслировал его в прямом эфире в 39 странах мира! Кроме того, Эрман не только сам является выдающимся импровизатором, но и развивает теорию музыки об импровизации («Real Time Composition») и читает лекции на эту тему в Сорбонне.
Организатор фестиваля Александр Лукинов признался, что ему до последнего не верилось, что удастся вытащить такого знаменитого музыканта в Воронеж. Однако все удалось, и концерт получился просто волшебным.



Уютный зал ДК Железнодорожников, красный рояль Ярона Эрмана, контрабас, ударная установка, - все это создавало атмосферу чуда, невероятного путешествия в сознание. Сложно описать стиль игры пианиста: это смешение всевозможных стилей от попа и классики до техно и электронной музыки. Добавьте сюда виртуозную технику, эмоциональность и импровизацию – и вы сможете составить себе приблизительное представление о стиле исполнения музыканта. Зал два раза вызывал трио на бис, и каждый раз они выходили и играли новую композицию.



До концерта Ярон Эрман встретился с журналистами и рассказал о своих взглядах на музыку, теорию импровизации и концепт таланта.

- Какую музыку Вы любите?

- Я люблю много разной музыки: Radiohead, Бьорк, Телониус Монк, Моцарт, Прокофьев, Шостакович, Джон Колтрейн и практически вся классика джаза. Я начал учиться музыке в 16 лет. До этого, я никогда не слушал джаз – мне всегда казалось, что это музыка для стариков.

- А можно уточнить, что именно вам нравится в музыке, а что не нравится?

- Как у каждого человека, у меня есть определенная шкала, по которой я оцениваю художественное произведение: если оно пытается показать себя или излишне упрощено, я думаю, что это не то. Музыка должна быть настолько честной, насколько можно – и в хорошем, и в плохом смысле. То есть показывать и лучшее, и худшее.

- Состав музыкантов, которые сейчас играют с вами, это ваш постоянный состав или люди поменялись?

- Сегодня со мной играют Кристоф Валем на контрабасе и Томми Крейн за ударными. С Томми мы играем вместе уже 5 лет, а с Кристофом мы работаем всего несколько месяцев. Он удивительный музыкант, и я надеюсь, что наше сотрудничество продолжится.

- Как можно расшифровать необычное название программы – «Следуя за белым кроликом»?

- Возможно, это связано с большим количеством алкоголя.. .(Смеется). Вообще, программу составляют композиции с последнего альбома. Если послушать альбом, то можно заметить, что он проводит вас по определенному пути. Начинается с мистической композиции, потом звучит моя вещь, потом обработка Nirvana, - все это составляет такую извилистую загадочную тропинку. Это похоже на «Алису в стране чудес», которая попадает в необычные места и открывает для себя что-то новое.

- Вашу музыку любят и любители мейнстрима и поклонника авангарда. Как легко во время импровизации найти эту черту между мейнстримом и авангардом?

- Я никогда об этом не задумывался. Дело в том, что я люблю разную музыку: я люблю современную классическую музыку, экспериментальную электронную музыку, но также люблю очень простую фолк-музыку или свинг-джаз. Я пытаюсь создать синтез всего, что мне нравится. И я никогда не ограничиваю себя: не буду делать так, потому что это попса или классика. Я просто логически совмещаю разные стили, чтобы в результате не получалась Вавилонская башня.

- Кто оказал на вас наибольшее влияние в музыке?

- Я думаю, это был мой преподаватель (Офер Брайер). Он был ужасным музыкантом, но очень хорошим учителем. Он всегда говорил: либо ты учишь язык, либо ты учишь, как учить язык. То же самое с импровизацией: либо ты учишься импровизировать, как Чарли Паркер, либо пытаешься понять, как Чарли Паркер стал самим собой. Поэтому, когда ты понимаешь процесс, ты получаешь возможность создавать собственный процесс.

- Вы преподаете музыку, что, по вашему мнению, нужно в первую очередь учить молодым музыкантам?

- В последнее время, у меня редко есть возможность преподавать из-за того, что я много путешествую. Поэтому обычно я просто даю мастер-классы, на которых говорю об импровизации. Система, по которой я учил музыку, основана на математических законах. Я никогда не учился сольфеджио, никогда не играл гаммы, вообще не учился классике до 18 лет. То есть, теоретически, я вообще не должен играть на фортепиано. Большая загадка, как я это делаю. Если коротко, то все основано на цифрах. Конечная цель музыканта – достигнуть бесконечной свободы. Когда ты пытаешься учиться обычным образом, через имитацию, ты так или иначе будешь опираться на свои инстинкты. Даже очень талантливый музыкант сможет опираться только на свой личный опыт. Если мы вернемся к метафоре с языком, нельзя говорить на языке, который ты еще не освоил. Цель – открыть бесконечные возможности существующих комбинаций. Даже из трех нот мы можем создать 6 различных комбинаций. А теперь представьте, что на фортепиано 88 клавиш. Даже имея всего 6 нот, мы получаем бесконечное пространство для комбинаций. Этот подход позволяет думать немного в другой плоскости.
Другой аспект – работа над психологией. Дело в том, что мы растем в мире, в котором идея таланта мистифицирована. Но что такое талант? Я считаю, что такого концепта вообще не существует, во всяком случае, не в том виде, в котором он есть сейчас. Еще никто не нашел гены, отвечающие за талант. Это комбинация IQ, эмоционального коэффициента и своеобразного помешательства на одной сфере деятельности. Поэтому, чем больше ты развиваешь аналитические способности, тем быстрее ты распознаешь различные шаблоны. Например, когда я играю, каждая нота в импровизации – это перекресток. Либо у меня есть 2 выбора, либо 2 000. Я должен реагировать быстро, понимая, какой выбор будет оптимальным в это время. Все эти вещи можно развивать в процессе обучения. Память, аналитические способности не требуют таланта.
Но самая важна вещь – эмоциональный аспект. Мы все вырастаем в определенном контексте – семьи, страны, религии, города. И все это программирует нас. Мы начинаем верить в некую заложенную программу. Все наши надежды, желания, опасения, страхи, мечты определяются контекстом. На самом деле, это ограничения, которые не дают нам стать теми, кем мы могли бы стать при других условиях. Нужно осознавать это, чтобы освободить себя и направить весь свой потенциал в творческое русло. В этом плане недостаточно знать теорию музыки, практиковаться по 7 часов в день – есть работа, которую нужно проводить над собой. Но главное – отдавать всего себя любимому делу и просто заниматься этим. Желательно, каждый день.


Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

ТеатрВ Саратовском ТЮЗе во время спектакля отключили свет

Популярной стала фраза, что это Николай Васильевич Гоголь так пошутил.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураИсаевскую премию в 2024 году присудили воронежской поэтессе Дарье Князевой

В ходе заседания было названо несколько кандидатур, однако большинством голосов победила Дарья Князева.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеАнтитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад

В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.