Войти
Музыка
13.01.2012 14:52
Аркадий  Шилклопер открыл воронежцам новое дыхание традиций

Аркадий Шилклопер открыл воронежцам новое дыхание традиций

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Александр Цверов

 

Известный музыкант уже во второй раз выступил с Воронежским Молодежным симфоническим оркестром. Свободных мест в зале филармонии практически не было. Пришли и те, кто не забыл прошлогодний концерт Шилклопера, и музыканты разных возрастов и рангов, и счастливые обладатели абонемента «Классика и не только…», в рамках которого состоялся этот замечательный концерт.

 

Аркадий Шилклопер – человек-праздник. Удовольствие слушать не только его игру, но и комментарии. Тем более что они естественным образом вплетаются в канву выступления. Да и кому, как не музыканту, рассказывать о своих инструментах. А они у Шилклопера уникальные. Помимо традиционной валторны звучал альпийский рог. Аркадий Шилклопер познакомил воронежцев с его разновидностью – корно пасториччио. Этот инструмент деревянный, у него необычайно теплый природный звук. Хотя и «пробивной» - слышен за несколько километров. Не зря же его родная среда – привольный луг, а не концертный зал. И играли на нем сначала пастухи, а не высококлассные музыканты с консерваторским  дипломом. Первым, кто вывел альпийский рожок на сцену, стал Леопольд Моцарт, строгий и предприимчивый отец гения. Эксперимент удался – его «Sinfonia Pastorale»и сегодня звучит свежо и оригинально.

 

Обычно это сочинение играют на натуральной валторне. Но нам с вами повезло: Аркадий Шилклопер пошел на эксперимент вслед за Леопольдом Моцартом, и в Воронеже «Sinfonia Pastorale»звучала с корно пасториччио, как и задумал композитор. Три изящных миниатюрных части, которые исполняются без перерыва и без аплодисментов между ними. Правда, они всё-таки зазвучали после первой части. Но Шилклопер – легко и доброжелательно, в духе музыки – дал понять слушателям, что они поторопились.

 

Концерт вообще был легким. По восприятию, взаимопониманию. Шилклопер тоже очень легко и как-то празднично, с удовольствием общался с оркестром, с дирижером – заслуженным артистом России Юрием Андросовым. С  уважением упомянул, что молодежных симфонических оркестров  постоянного состава в России всего два – в Екатеринбурге и Воронеже. И то, что у нашего оркестра есть свой абонемент, говорит о его статусе, репертуарных и исполнительских возможностях.

 

Молодежный симфонический оркестр под управлением Юрия Андросова уверенно чувствует себя в классическом репертуаре. Концерт открыла увертюра к «Свадьбе Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта – поток безудержного света, не подчиняющийся времени. Нет, Моцарт никогда не выйдет из моды.  Загадка гения? Не только. Потому что и Моцарт может быть скучен, если играть его без вдохновения, без тех самых удовольствия и радости, которые  сразу чувствует публика.

 

На концертах Аркадия Шилклопера скучно не бывает. Он всегда придумывает что-то неожиданное. Вот и второй воронежский концерт музыкант называл «Новое дыхание традиций». Мы услышали разных Моцартов. Но если сочинение отца Леопольда звучало в традиционной интерпретации, то музыка гениального сына послужила основой для интересных экспериментов.

 

В первой части концерта Шилклопер предложил слушателям совершить музыкальное путешествие вместе с Моцартом: она так и называлась -  «Вокруг Моцарта». Моцарт в Африке – это «Африканское рондо» Сюзанны Пауль. Немецкая виолончелистка, которая живет в Америке, написала эту пьесу специально для Шилклопера. А  ее же «Скерцо а laturca» - симпатичная фантазия на тему знаменитого «Турецкого марша».

 

«На десерт» для музыкальных гурманов Аркадий Шилклопер и Молодежный симфонический оркестр исполнили «Моцартино» Александра Розенблатта – большого любителя музыкальных коллажей.  Композитор остроумно соединил в одном сочинении семь знаменитых моцартовских тем. Шилклопер перед началом исполнения «Моцартино» попросил слушателей посчитать. Гурманы не подкачали – ответили правильно.

 

Второе отделение концерта – «Альпийская история» - открылось явлением потрясающего во всех смыслах инструмента – четырехметрового «дракона», как окрестили журналисты альпийский рог Шилклопера. Внушительный, громоздкий инструмент в руках музыканта легок, порывист, даже изящен. С ним даже можно шутить – что и продемонстрировал музыкант перед четвертой  частью своей пьесы «Альпийская тропа», когда ему пришлось долго тянуть звук, дожидаясь, пока рассядутся оркестранты и выйдет дирижер. Красивый кунштюк, который  публика приняла с благодарностью и восторгом.

 

Был исполнен и знаменитый «Рваный мешок» Шилклопера.  Возможно, классическим музыкантам непривычно играть в свинговой манере, но они делают это, пусть не так раскрепощенно, как их джазовые коллеги, но  с заметным воодушевлением. Вообще оркестр с Шилклопером звучит необычно: это и классика, и свинг, и биг-бэнд, и эстрадный оркестр.  У Молодежного симфонического есть возможность примерить разные роли, и оркестрантам это, похоже, нравится. А главное, они могут играть с музыкантом такого класса, как Аркадий Шилклопер, что само по себе – хорошая школа.

 

В финале прозвучал Концерт для альпийского рога с оркестром Даниэля Шнайдера –  джазового саксофониста, который пишет музыку для симфонических оркестров. Сочинение стильное, с яркими, рельефными темами. Его премьера состоялась в 2004 году в Швейцарии, на фестивале Иегуди Менухина. И вот оно впервые прозвучало в Воронеже.

 

Аркадий Шилклопер выступает с Воронежским молодежным симфоническим оркестром во второй раз. Как говорится, Бог любит троицу. Ну а нынешний концерт уже вошел в историю – со своим неповторимым послевкусием.


Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже почтили память жертв дорожно-транспортных происшествий

Состоялось открытие обелиска, посвященного погибшим в результате ДТП.

В РоссииУтверждён новый состав Совета по культуре и искусству при президенте РФ

Среди новых членов Совета деятели культуры и искусства разных поколений.

В мире«Преступления» Джоан Роулинг – невероятный спрос на её книги напоминает массовую истерию

Одно из самых грандиозных надувательств века – проект под названием «Писатель Джоан Роулинг».

ОбществоВ посёлке Давыдовка близ Воронежа освятили храм уникальной архитектуры

Совершено Великое освящение Казанского храма посёлка Давыдовка Лискинского района.

ТеатрВладимир Петров и молодые актёры Кольцовского театра поведали о «Ракушке»

В Академическом театре драмы имени А. Кольцова прошла пресс-конференция, посвящённая скорой премьере.

Кино и телевидениеЧто сказали критики о научно-фантастическом экшен-триллере «Апгрейд», и есть ли у него шанс в России

В российском прокате фильм может собрать за первый уик-энд более 50 миллионов рублей.

ПерсонаУмер Эймунтас Някрошюс

Безвременно ушёл из жизни большой мастер сцены, ставивший спектакли во многих странах, включая Россию.

ЛитератураВышел ноябрьский номер журнала «Подъём»

Это особенный номер, в котором собрано, пожалуй, лучшее, что создали люди, близкие к Воронежскому государственному университету.

Музыка«Воронежские солисты»: двадцать лет вместе

Юбилейный концерт собрал в зале филармонии многочисленных поклонников коллектива.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 10-17 ноября в мировых СМИ

Если честно, выдающихся снимков на неделе было немного. Вы увидите все, которые представляют интерес.

Зал ожиданияВ Воронеже пройдут акции, посвящённые поэту Алексею Кольцову

Уроженец Воронежа прославил наш город, став яркой звездой на литературном небосклоне России.

ГлавноеВ рамках проекта «Воронежские имена» в зале филармонии выступила солистка Мариинского театра Антонина Весенина

Её партнёром по сцене в этот вечер стал солист академии молодых певцов Мариинского театра Павел Стасенко. Дирижировал Манфредо ди Крещенцо.