Войти
Музыка
24.11.2009 18:30
Кому он нужен, этот «Воццек»?

Кому он нужен, этот «Воццек»?

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото:
  • Правка

Сегодня в Большом театре премьера оперы Альбана Берга «Воццек». Не буду вдаваться в подробности. Избыточную информацию можно найти в «ЖЖ», где создатели «Воццека» завели специальный блог, посвященный премьере. Там и про атональную, но гениальную музыку Берга, и про вокальную технику «шпрехштимме», и про великую драматургию Бюхнера. Высказываются все, кто имеет непосредственное отношение к созданию спектакля: Дмитрий Черняков, Теодор Курентзис, Елена Жидкова, Марди Байерс, Маркус Айхе, Георг Нигль, Леонид Десятников… Похоже, администрацию Большого театра серьезно беспокоит возможность не собрать зал.

Солисты признаются в том, что поначалу не принимали этой музыки. Вскользь говорится о том, что некоторые певцы так и не смогли выучить партии. Пришлось приглашать солистов из-за рубежа. Сообщается, что музыка Берга действует на человека почти что на физиологическом уровне, потрясая нервную систему. И у нашего зрителя-слушателя нет опыта восприятия подобных произведений. Но создатели спектакля верят в успех.
Затраты и денежные, и человеческие велики. Но разве можно отставать от западного мира, где «Воццек» давно стал частью культурного ландшафта?!

Да, эту оперу на Западе ставят. Изредка. Одна из известных постановок была осуществлена на сцене прославленной Метрополитен-опера.

Да, какое-то время «Воццек» держался в афише Метрополитен-опера. Но, несмотря на титанические усилия критиков, употреблявших эпитеты исключительно превосходной степени, был снят с репертуара. Дирижер Джеймс Левайн рассчитывал на более внимательную и благодарную аудиторию, но, увы! Обилие пустых мест в зале на представлениях «Воццека» подвигло, наконец, дирекцию на решительный шаг. После этого театр три года выкарабкивался из финансовой ямы.

В этом сезоне на эксперимент решилась Нью-Йоркская городская опера. Здесь решили поставить не менее авангардную и атональную оперу Хьюго Вейсгала «Эстер». Пресса ахнула: начинать экономически сложный сезон Вейсгалом, значит, ставить под угрозу финансовую устойчивость театра. Некоторые газеты назвали этот шаг «смелым до безрассудства» Опера, основанная на библейской истории еврейской царицы Персии, спасшей свой народ от уничтожения, отличается амбициозной масштабностью. Как писали критики, «музыка бросила вызов аудитории, стремясь приучить ее воспринимать необычные гармонии и непривычнее ходы».
Постановка вышла весьма дорогостоящей. Успеху спектакля должна была способствовать изобретательная и динамичная режиссура.

Критики расхвалили «Эстер», а вот публика подкачала. После пятого представления было объявлено, что поправить финансовое положение театра призван «Дон Жуан» Моцарта. А в ближайшей перспективе публике обещана «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Эти срочные меры были с пониманием восприняты прессой и общественностью.

Выбор «Эстер» был обусловлен честолюбивыми планами директора театра Джорджа Стила. Дело в том, что Городская опера Нью-Йорка долгое время находилась в тени прославленной «Метрополитен-опера». Видимо, захотелось доказать, что это не совсем справедливо.

В последний раз "Эстер" показали 19 ноября. В ближайших планах театра моцартовский «Дон-Жуан», «Партенопа» Генделя, «Чио-Чио-сан» Пуччини. Назвать эти оперы атональными невозможно при всем желании. Эксперименты с репертуаром пока решено отложить, дабы иметь возможность пережить кризисные времена.

Теперь на эксперимент решился главный оперный театр России. Безусловно, дирекция имеет на это право.

Да, зритель у нас прогрессивный. Брутальным драматическим контентом и режиссерскими новациями сегодня мало кого удивишь. Публика готова это «кушать». А вот радикальная музыкальная ткань по-прежнему плохо воспринимается основной массой любителей оперы. Везде. А в России – особенно.
Есть ли у дирекции Большого запасной вариант?

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронеж впервые выбран местом проведения фестиваля-конкурса «Планета искусств – творчество народов мира»

Основные события развернутся 3 ноября – в конкурсный день форума – во Дворце творчества детей и молодёжи

В РоссииВоронеж вошёл в топ-3 туристических городов Центральной России, популярных в этом году

Столица Черноземья опередила признанные туристические центры Российской Федерации.

В миреМузейный скандал: часть знаменитых свитков Мертвого моря оказалась подделкой

5 из 16 «бесценных артефактов» были однозначно признаны экспертами подделками.

ОбществоПластиковые окна - положительные характеристики

Теплосбережение, шумоизоляция, безопасность, долговечность, экологичность и т.д.

ТеатрСтали известны два главных пункта программы Года театра, но не все собираются их выполнять

Вице-премьер Ольга Голодец попеняла театральным деятелям, не желающим отправляться на гастроли в Тмутаракань.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 18-21 октября: «Веном» впереди третью неделю подряд

Из новых фильмов лучший результат показал новый «Хэллоуин», правда, заметно отстав от первого места.

ПерсонаСергей Шнуров отреагировал стихотворением на тираду Владимира Путина о том, что мы попадём в рай

«Мыльте, граждане, веревки!». Шнур без почтения отнёсся к валдайской речи Путина.

ЛитератураВышел роман Артуро Переса-Реверте «Ева»

Это вторая книга из серии похождений симпатичного авантюриста Лоренсо Фалько.

МузыкаВ Воронежском доме композиторов открыли сезон концертом замечательного гитариста

Восторг собравшихся вызвало мастерство выпускника ВГИИ Сергея Урюпина, ныне проживающего в Москве.

Изобразительное искусствоЗавершился Всероссийский конкурс-пленэр «Крымская палитра», у Воронежа – первое место

Первое место в номинации «Пейзаж» заняла студентка Воронежского художественного училища Алина Голод.

Зал ожиданияКамерный оркестр Игоря Лермана выступит в «Игре без правил»

Репертуар камерного оркестра Игоря Лермана обширен и многогранен: от музыки барокко до авторов наших дней.

ГлавноеВладимир Васильев открыл в Воронеже фестиваль, посвященный 60-летию его творческой деятельности

Мастер встретился с воронежскими журналистами и принял участие в церемонии открытия форума.