Войти
Музыка
24.11.2009 18:30
Кому он нужен, этот «Воццек»?

Кому он нужен, этот «Воццек»?

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото:
  • Правка

Сегодня в Большом театре премьера оперы Альбана Берга «Воццек». Не буду вдаваться в подробности. Избыточную информацию можно найти в «ЖЖ», где создатели «Воццека» завели специальный блог, посвященный премьере. Там и про атональную, но гениальную музыку Берга, и про вокальную технику «шпрехштимме», и про великую драматургию Бюхнера. Высказываются все, кто имеет непосредственное отношение к созданию спектакля: Дмитрий Черняков, Теодор Курентзис, Елена Жидкова, Марди Байерс, Маркус Айхе, Георг Нигль, Леонид Десятников… Похоже, администрацию Большого театра серьезно беспокоит возможность не собрать зал.

Солисты признаются в том, что поначалу не принимали этой музыки. Вскользь говорится о том, что некоторые певцы так и не смогли выучить партии. Пришлось приглашать солистов из-за рубежа. Сообщается, что музыка Берга действует на человека почти что на физиологическом уровне, потрясая нервную систему. И у нашего зрителя-слушателя нет опыта восприятия подобных произведений. Но создатели спектакля верят в успех.
Затраты и денежные, и человеческие велики. Но разве можно отставать от западного мира, где «Воццек» давно стал частью культурного ландшафта?!

Да, эту оперу на Западе ставят. Изредка. Одна из известных постановок была осуществлена на сцене прославленной Метрополитен-опера.

Да, какое-то время «Воццек» держался в афише Метрополитен-опера. Но, несмотря на титанические усилия критиков, употреблявших эпитеты исключительно превосходной степени, был снят с репертуара. Дирижер Джеймс Левайн рассчитывал на более внимательную и благодарную аудиторию, но, увы! Обилие пустых мест в зале на представлениях «Воццека» подвигло, наконец, дирекцию на решительный шаг. После этого театр три года выкарабкивался из финансовой ямы.

В этом сезоне на эксперимент решилась Нью-Йоркская городская опера. Здесь решили поставить не менее авангардную и атональную оперу Хьюго Вейсгала «Эстер». Пресса ахнула: начинать экономически сложный сезон Вейсгалом, значит, ставить под угрозу финансовую устойчивость театра. Некоторые газеты назвали этот шаг «смелым до безрассудства» Опера, основанная на библейской истории еврейской царицы Персии, спасшей свой народ от уничтожения, отличается амбициозной масштабностью. Как писали критики, «музыка бросила вызов аудитории, стремясь приучить ее воспринимать необычные гармонии и непривычнее ходы».
Постановка вышла весьма дорогостоящей. Успеху спектакля должна была способствовать изобретательная и динамичная режиссура.

Критики расхвалили «Эстер», а вот публика подкачала. После пятого представления было объявлено, что поправить финансовое положение театра призван «Дон Жуан» Моцарта. А в ближайшей перспективе публике обещана «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Эти срочные меры были с пониманием восприняты прессой и общественностью.

Выбор «Эстер» был обусловлен честолюбивыми планами директора театра Джорджа Стила. Дело в том, что Городская опера Нью-Йорка долгое время находилась в тени прославленной «Метрополитен-опера». Видимо, захотелось доказать, что это не совсем справедливо.

В последний раз "Эстер" показали 19 ноября. В ближайших планах театра моцартовский «Дон-Жуан», «Партенопа» Генделя, «Чио-Чио-сан» Пуччини. Назвать эти оперы атональными невозможно при всем желании. Эксперименты с репертуаром пока решено отложить, дабы иметь возможность пережить кризисные времена.

Теперь на эксперимент решился главный оперный театр России. Безусловно, дирекция имеет на это право.

Да, зритель у нас прогрессивный. Брутальным драматическим контентом и режиссерскими новациями сегодня мало кого удивишь. Публика готова это «кушать». А вот радикальная музыкальная ткань по-прежнему плохо воспринимается основной массой любителей оперы. Везде. А в России – особенно.
Есть ли у дирекции Большого запасной вариант?

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже и области грипп перешёл в наступление

Регион не изолирован от остального мира, где на глазах набирает силу эпидемия.

В РоссииНаселение России и Воронежской области за 2018 год сократилось

Официальная статистика говорит о том, что вымирание населения России заметно ускорилось.

В миреАнджелина Джоли вздохнула с облегчением: у Брэда Питта нет романа с Шарлиз Терон

Сообщение таблоида The Sun оказалось ложным – актёры не вступали в интимные отношения.

ОбществоЛазерная технология поможет избавиться от лишних волос навсегда

Представительниц женского пола непременно оценят преимущества новейших технологий.

ТеатрВоронежский театр драмы им. А. Кольцова приглашает на экскурсию «Театр в годы Великой Отечественной войны»

Театр стал единственным в стране, вернувшимся в прифронтовой город и работавшим под бомбёжками до последней возможности.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему надо смотреть фильм «Фаворитка»

Картина выходит в российский прокат 31 января, прогноз кассовых сборов за первый уик-энд – 50 миллионов рублей.

ПерсонаПоэзия как жизненная сила – в Воронеже прошёл вечер памяти Валерия Исаянца

Самобытный поэт и художник ушёл из жизни 6 января 2019 года, оставив свой яркий след на земле.

ЛитератураВыходит культовый хонкаку-детектив Содзи Симады «Токийский Зодиак»

Автор даёт читателю возможность раскрыть преступление раньше главного героя.

МузыкаВоронежцы услышали музыку двух Штраусов

Что роднит «короля вальсов» и мастера симфонических полотен? Музыканты это наглядно продемонстрировали.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 11-18 января в мировых СМИ

Зима, явления природы, люди и животные были в центре внимания фотографов планеты.

Зал ожиданияФилармония готовит первое исполнение музыки Рашида Калимуллина и Александра Клевицкого

Творчество этих композиторов впервые будет столь объёмно представлено в столице Черноземья.

ГлавноеОбъявлены номинанты премии «Оскар-2019»

Список номинантов по большей части вызывает недоумение и наглядно свидетельствует о том, что 2018 год был неудачным для кино.