Музыка
Страсти по «Князю Игорю»
- Текст: Юрий Хабаров
- Фото: mk.ru, ng.ru
- Правка
Прошли те времена, когда от постановок оперы Александра Бородина «Князь Игорь» не приходилось ожидать сюрпризов. Пафоса и нафталина накопилось столько, что запасов этого добра, казалось, могло хватить на десятки лет. Ан нет. В театре «Новая опера» показали совсем другого «Князя Игоря». Режиссер Юрий Александров, художник Вячеслав Окунев, дирижер Евгений Самойлов посеяли настоящую бурю.
Вслед за первыми благожелательными и даже восторженными откликами последовал разгром в газете "Известия". По духу и стилю – это классический донос сталинских времен. Мария Бабалова в первых же строках сокрушается, что «о героизме и патриотизме здесь нет даже речи». Авторы постановки обвиняются в антипатриотическом двурушничестве:
Режиссер «не только уничтожает дух русской патриотической оперы, но и смеется над идеей священной «русскости» как таковой», - пишет автор статьи «О, дали, дали им свободу».
«Финал оперы режиссер развернул на кладбище. Свой главный дуэт князь Игорь и Ярославна поют на фоне мрачного, затянутого тучами неба, а хористы стоят, словно надгробия, - с фосфоресцирующими крестами на одеждах. Среди них и растворяется княжеская чета. Никакого величального финала, никакой надежды на то, что русский дух воспрянет снова. Театрализованные похороны родного и патриотического с поклонами и аплодисментами», - возмущается автор статьи в «Известиях».
В сталинские времена после таких статей режиссера расстреливали, а театр закрывали.
Конечно, сейчас преступного оперного режиссера не расстреляют, не сошлют. У нас вегетарианские времена. Достаточно, чтобы на спектакль повадились ходить правильные молодые люди с помидорами. Или просто не дать денег. Опера - удовольствие дорогое, - пишет Александр Минкин в газете "Московский комсомолец". Он отвечает Марии Бабаловой, что в те далекие времена на месте нынешней России шли непрерывные междоусобные войны, грабежи и безобразия (осуждаемые великими историками: Карамзиным, Ключевским и пр.). Князья о патриотизме не печалились. Их власть привела к тому, что здесь на триста лет воцарилось татаро-монгольское иго.
Как пишет издание «Театрал», сам режиссер не скрывает того, что постановка получилась жесткой и бескомпромиссной. Александров обещал «спектакль наотмашь - о российском скотстве, о шапкозакидательстве, о горе, которое нам приносят руководители, о безответственности высокого начальства перед своим народом».«Они так от меня получат в морду, что дай бог. Потому что рядом Кремль, дойдет».
И правда. Как будто общее затмение опустилось на Русь.
Поход на половцев тут явно не оборонительный, а захватнический: солнечное затмение символизирует напрасность намерений, святой старец с клюкой не желает благословить зарвавшегося князя, а бояре отговаривают Игоря идти на сечу. Но самоуверенный волюнтарист, герой Смутного времени, отвечает красивыми словами о победе и любви к родине. Впрочем, бояре тоже хороши: обещали Ярославне оборонить Путивль, а сами проворонили. И ближе к финалу оборванная, седая, полусумасшедшая княгиня бродит на пепелище, где встречается с таким же Игорем. А что в этом месте Ярославна поет о грядущей радости и счастье, так это бред угасающего сознания - княгиня, обняв мужа, падает замертво, пишет газета "Новые Известия".
Мнения обозревателей центральных изданий разделились на диаметрально противоположные. «Независимая газета» хвалит спектакль. «Российская газета» пишет:«Уровень хора и оркестра оказался той опорной точкой в спектакле, которая все-таки удержала представленное зрелище в тонусе бородинской партитуры - с ее тревожными смутными настроениями, с ее фантастической по красоте восточной колористикой, с ее глубинной и подлинной русской задушевностью».
Другие издания, напротив, высказывают претензии хору, который активно двигается в ущерб стройному пению, а также солистам, которые «не справляются с партиями».
Вот такая «классическая» опера.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Обидное поражение «Факела», очередное
10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.
В России — В Воронежской области возможен «грязный дождь»
Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.
В мире — В Израиле установились экстремальные температуры
Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.
Общество — Бизнесмены пытались прибрать к рукам территорию заповедника «Дивногорье»
Воронежский областной суд не стал изменять правовой статус земель природно-культурного комплекса «Дивногорье».
Театр — В Саратовском ТЮЗе во время спектакля отключили свет
Популярной стала фраза, что это Николай Васильевич Гоголь так пошутил.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 25 апреля: «Блиндаж» и «Неприличные гости» крупно проиграли прежнему лидеру
В целом начало уик-энда получилось провальным – посещаемость упала до неприличного уровня.
Персона — Известный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла
Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.
Литература — Вышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона
Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.
Музыка — Объявлен состав участников опен-эйра «Музыка мира в Белом колодце» 29 июня
На концерте выступят артисты из Ганы, Индонезии и Армении.
Изобразительное искусство — В Доме актёра открылась персональная выставка студента 4 курса ВХУ Кирилла Шувалова
Выставка будет работать с 23 апреля по 23 мая с 10 час до 18 час.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — Мэр Воронежа Вадим Кстенин поделился подробностями работы над проектом «Михайловские часы»
Михайловские часы смогут украсить главную улицу города, придав ей уникальность и шарм.