Войти
Музыка
28.01.2011 15:32
Воронеж готовится отметить 35-летие творческой деятельности Татьяны Ижогиной

Воронеж готовится отметить 35-летие творческой деятельности Татьяны Ижогиной

  • Текст: Юлия Мещерская
  • Фото:
  • Правка

 

 

3 февраля, в четверг, в 19.00 в зале областной филармонии начнется концерт «Песни неба и земли», посвященный 20-летию со дня основания мужского хора «Православная Русь»  и 35-летию творческой деятельности заслуженного работника культуры Воронежской области Татьяны Ижогиной.

 

Сама Татьяна Михайловна также отмечает юбилей.

 

В программе концерта – произведения русской духовной музыки, народные песни.

 

Концерт будет вести заслуженная артистка России Татьяна Шешина.

 

Весь сбор  будет передан на операцию сердца 
трехлетнего Артура Богданова.

 

О Татьяне Ижогиной, хоре «Православная Русь» рассказывает Юлия Мещерская.

 

 

 

 

 Призвание

 

 

Призвание русского человека -

значит - службу превратить

в Служение, работу – в Творчество,

дела освятить духом Дела,

заботы возвысить до Замысла,

жизнь осветить Идеей дела Божьего

на Земле, прославляя свою

Веру и Отечество

(Русский философ Иван Ильин – «О грядущей России»).

 

Когда знакома с женщиной и готовишься к её дню рождения, тем более, если этот день приходится прямо на первое января – на самый новогодний праздник – не принято считать годы у новогодней дочки Деда Мороза.  Но тут, согласитесь, случай оказался особый: год двух юбилеев – и для самой Татьяны Михайловны Ижогиной – музыканта, руководителя нескольких хоровых  коллективов и для главного её детища – лауреата международных конкурсов воронежского мужского хора «Православная Русь», который нынче вступил в свой двадцать первый год.  И если в человеческом измерении двадцать лет – это возраст осознавшей себя юности, то, что касается ижогинской даты, то обычно год, принятый считать для мужчин критическим, для дирижёров, каковой и является Ижогина, – это время успешного претворения в жизнь  опыта, накопленного годами творчества.

 

Только одних чисто творческих лет у Татьяны Михайловна с того дня, когда она – выпускница Воронежского государственного института искусств - пришла хормейстером  в руководимую её учителем – дирижёром и композитором Вадимом Ижогиным Народную капеллу профсоюзов, набралось уже целых тридцать пять. В эти тридцать пять лет войдут затем и годы преподавания в Воронежских музыкальном училище и институте искусств, и в Воронежской духовной семинарии в регентском классе, и само регентство мужским хором в тогда ещё кафедральном Покровском соборе. Она была регентом той самой группы певцов, которые и составят основу организованного Ижогиной в 1990 году светского мужского хора «Православная Русь».

 

Но это – не единственный коллектив, рождённый энтузиазмом женщины, убеждённой в своей призванности возродить традиционное в просвещённой  России хоровое пение.  Оно ведь в недавние прошлые годы было как-то сдвинуто в сторону от главного (по разумению тогдашних провинциальных правителей культуры) направления в искусстве – массового частушечного фольклора да скорого на руку одно-, двухголосного народного пения. Только в единичных случаях сохранившего давнее русское трёх-, а тем более четырёхголосие. Как в ставшем повсеместно известном массалитиновском  Воронежском русском народном хоре. Ушёл в прошлое русского зарубежья знаменитый Жаровский хор, а всесоюзно признанные Юрловская и Свешниковская капеллы были долгое время только столичным преимуществом.

 

Это трудное дело – возрождение утерянной истинной  культуры пения. Не в стенах специальных учебных заведений, а в массовом осознании и востребованности такой необходимости. Такому уровню во многом отвечает руководимая ныне Ижогиной ставшая лауреатом различных фестивалей Народная академическая капелла профсоюзов. В ней поют сегодня шестьдесят пять упорно занимающихся певцов. Не обязательно имеющих музыкальное образование – оно восполняется часто многолетним призванием – капелла, носящая сегодня имя Вадима Борисовича Ижогина, недавно отметила своё пятидесятилетие.

 

А вот женский ансамбль «Славянка», как раз родившийся из певиц капеллы, – это успешное дело двух последних творческих лет Татьяны Михайловны, заслуженного работника культуры Воронежской области. Так же, как и организованная всё той же Ижогиной при Воронежском музыкальном обществе «Школа юных дирижёров». Это особая школа, в которой уже второй год занимаются вокалом, сольфеджио, начальными навыками дирижирования мальчики в возрасте от пяти, шести до 14 лет – до тех пор, пока не начнёт меняться их мальчиковый голос. Мальчиковый хор – давняя ижогинская мечта – уже стал одной из составляющих мужского хора «Православная Русь».

 

 

Из чего же складывается музыкальный багаж двух нынешних юбиляров, что объединяет не один год этих людей друг с другом и с их слушателями?

 

Сегодня стало чуть ли не повсеместно пользуемой модой почти в любом хоровом коллективе исполнять в начале  концертов стандартные духовные песнопения. Зачастую проходящие поверх души исполнителей и оттого и слушателей тоже.

 

В девяностом же году то, что было начато у нас в Воронеже новым хором «Православная Русь», стало явлением, можно сказать, уникальным. Шестнадцать мужчин, одетых в чёрные фрачные пары, стоя у огромного портрета Чайковского в переполненном людьми фойе филармонии, словно отдалившись от их обыденной повседневности в иную, надмирную свой духовной высотой область, в сердечном волнении спрашивали у себя и всех пришедших сюда «Кто ны разлучит от любове Божьей?» Ответствуя на этот вопрос словами и сокровенными звуками молитв, созданных и русскими святыми, и гением прославленных русских композиторов, таких, как Пётр Чайковский,  Сергей Рахманинов, Александр Гречанинов, а также классиками ХХ века – Георгием Свиридовым, Альфредом Шнитке. Уж в тех первых концертах хора прозвучала молитва «Отче наш» из Божественной литургии, написанной именно для хора «Православная Русь» Татьяной Шипулиной – композитором и нынешним дирижером Воронежского государственного театра оперы и балета. Кто был тогда на этих и потом на последующих концертах хора, считают своим везением, что им удалось присутствовать на редкостном исполнении этой основополагающей для православного человека молитве, возносящей его стремления и чаяния к тому, к кому как к отцу обращаются в горе и радости. Михаил Орешечкин, которого многие воронежцы помнят как прекрасного исполнителя партии Игоря в опере А.Бородина, на удивительно сокровенной высоте своего голоса молит о том, что может с полной глубиной искренности вырваться из каждой души человеческой. «Отче наш» с тех пор и поныне стала визитной карточкой хора «Православная Русь».

 

В дальнейшем, кроме постоянно исполняемых хором произведений церковных композиторов Павла Чеснокова и Василия Титова, в потенциал коллектива вошли и концерт Дмитрия Бортнянского «Сей день», и хоровая фуга композитора XVIIвека Максима Березовского «Не отвержи мене во время старости», и 12-голосное песнопение из крещенской службы «Днесь Христос», и канты XVIIIвека, а также и другие песнопения, прочтение и исполнение которых снискало большой успех у отечественной и зарубежной музыкальной критики, прессы, слышавших нашу «Православную Русь» на VIМеждународном фестивале православной музыки в Москве. Там тогда участвовали лучшие хоры и солисты из США, Франции, Англии, Швейцарии, Польши, из Московской академии хорового искусства, из Валаамского монастыря. Выступления «Православной Руси» проходили и в Колонном зале, и в Большом зале Московской консерватории. Наш хор в 2007 году станет участником и Патриаршего хорового форума, выступит в храме Христа Спасителя. К этому времени наши певцы уже были серебряными призёрами Мальтийского хорового конкурса, золотыми призёрами Израильского хорового конкурса, где саму Ижогину наградили дипломом жюри «За выдающиеся успехи в искусстве дирижирования».

 

Тут надо сказать, что искусство дирижирования духовной музыкой – это особая ипостась. У самого руководителя хора «Православная Русь» она, к счастью, не просто благоприобретенное знание. Это знание у Татьяны Михайловны, как говорится – изродное, из первых рук. Она – дочь одного из старейших и просвещённейших воронежских священников – митрофорного протоиерея отца Михаила Луцкевича. (Кстати, прямого потомка двух старых дворянских русских графских родов Зубовых – Закревских, в числе которых много известных военачальников. В частности, герой войны 1812 года адъютант Барклая де Толли Арсений Закревский, который был даже одно время генерал-губернатором Москвы. Подробности деятельности этих родов и семейства Луцкевичей в публикации «Молитва о России» в журнале «Кольцовский сквер» № 4 за 2003 год).

 

Так что Татьяна Михайловна от рождения своего росла в обстановке стремления соединить сердце с духовной высотой, в обстановке особого  церковного исполнительства и обихода, в том числе и внутрисемейного. Этот обиход, цементируя родственные связи, и сейчас во многом сохраняется в семьях уже третьего поколения современных, духовно и университетски образованных воронежских священников Луцкевичей-Домусчи. А современное миропонимание и его соединение с традициями – это одна из особых существенных задач нынешней русской Церкви.

 

Успех на нынешних певческих музыкальных форумах, конечно же, в первую очередь определялся и определяется не только талантом дирижёра, но, в основном, уровнем певческого мастерства коллектива. Именно этот высокий уровень позволил продемонстрировать высокопрофессиональные возможности певцов «Православной Руси» в Барселоне, где на тамошнем Международном фестивале хоровой музыки наш хор вместе с Барселонским симфоническим оркестром под управлением вице-президента музыкального сообщества Швейцарии Ханса Руедикэмпфена исполнил «Реквием» английского композитора Джона Раттера.

 

Разумеется, что достижение такого музыкального уровня и стиля хора складывались не за один день и даже не за один год, хотя с самого начала сюда пришли профессионалы: кроме певцов церковных хоров здесь посчитали для себя интересным и престижным заниматься исполнительской деятельностью и педагоги музыкальных училищ и школ, и солисты оперного театра. В хоре пели и хормейстер – тенор Игорь Аристов и лауреат Шаляпинского конкурса, бывший солист Воронежского оперного, а нынче солист Пражской оперы тенор Николай Вишняков, и поющий сегодня там же бас-баритон Александр Проклов. Позднее в хоре стали петь теноры Юрий Алексеев и Евгений Перунов. Юрий сегодня солист Санкт-Петербургского малого оперного театра, а Перунов ныне дирижёр той же оперной труппы. Пришел в ижогинский хор в самом начале и поёт в нём не первый год и нынешний солист Воронежского оперного театра Заслуженный артист России бас Александр Назаров, с блеском исполняющий свой коронный номер – «Легенду о двенадцати разбойниках». Поют в «Православной Руси» сегодня и другие певцы – ветераны хора – басы Юрий Шапошников, Леонид Соколов, теноры Игорь Ходяков, Александр Кравченко, солистом «Православной Руси» стал и регент Благовещенского кафедрального собора сын Татьяны и Вадима Ижогиных – Илья, обладатель очень красивого лирического баритона. Нынешний состав хора и его солистов, обновляющийся за счёт молодых голосов, как раз и позволяет включать в его программные выступления те русские народные песни, что с успехом востребованы во всех его гастрольных поездках, будь они во Франции, Германии, Испании. Между прочим, испанцы когда-то пытались оставить Татьяну Михайловну Ижогину у себя, предложив ей преподавание в Севильской консерватории.

 

Но она не рассталась со своим хором, не изменила своему внутреннему призванию, ставшему главным делом её жизни, – возвращению русского человека к своим духовным корням. Именно с этой целью были организованы и проведены неутомимой Ижогиной целые годовые циклы концертов её хора; такой, как Богородичный – посвящённый чудотворным иконам Божией Матери, как цикл, посвящённый русским Святым, в земле Российской просиявшим, как программные концерты «Поём и молимся о России», второе отделение которых составлено из русских народных песен. Сегодня вместе с Воронежской епархией начал осуществляться трехгодичный цикл исторических концертов «Богословие в звуках», дающий возможность в широких исторических комментариях познакомить слушателей с духовными произведениями, созданными в русских монастырях, со спектром песнопений от  древних одноголосных «знаменных» распевов до произведений современных композиторов. Такие концерты с успехом проходили уже в помещении оперного театра.

 

 

 

 

А теперь о парадоксах.

 

Сам мужской хор «Православная Русь», насчитывающий нынче двадцать квалифицированных певцов, шестой год как входит в число творческих коллективов Государственного гастрольно-концертного объединения Воронежская филармония. Это дало возможность знакомства с нашим известным российским хором и  в городах своей области, и нашим соседям в Липецке и Белгороде, а также участие «Православной Руси» во многих воронежских официальных мероприятиях, таких, как Дни славянской письменности и культуры, День города, в награждении лауреатов «Золотого фонда», во встречах с зарубежными делегациями. Правда, если бы один из лучших творческих коллективов не был обделён постоянной спонсорской меценатской помощью, то были бы реализованы его собственные зарубежные поездки-гастроли – «Православную Русь» давным-давно приглашали и в Швейцарию, и в Австрию, и в Китай… Но – увы! Финансовая нищета нашей культуры, в особенности провинциальной, позволяет лишь худо-бедно проводить хотя бы юбилеи. Двойной из них состоится 3 февраля в 19 часов в филармонии. Не пропустите! Он ведь имеет ко всему прочему благотворительный статус: собранные деньги за юбилейный концерт пойдут для операции на сердце мальчику Артуру Богданову.

 

…Двадцать лет для человека – да, время осознанной юности. Со своими дерзкими мечтами и планами. Они обязательно должны быть у тех, кто начал сегодня свою жизнь в искусстве с «Православной Русью», в которой, несмотря на разные невзгоды, начинает осуществляться их призвание. Полную его меру, конечно, определит то самое беспристрастное Время. Так пусть будет оно для них благодатным. 


Ранее в рубриках
В ВоронежеМэр Воронежа побывал на месте серьёзного ЧП

При осмотре места происшествия оказалось, что ущерб больше, чем предполагалось накануне.

В РоссииНад Воронежской областью уничтожены три метеозонда – чем они опасны?

Эти шары применяются ради террора против гражданского населения и перегрузки средств ПВО.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВ Воронежском институте искусств открылась выставка Александра Дубянского

Восхищает умение автора видеть прекрасное, глубоко чувствовать красоту и передавать её с помощью красок.