Войти
Музыка
04.12.2010 18:52
Хор Воронежской академии искусств «озолотился» в Праге

Хор Воронежской академии искусств «озолотился» в Праге

  • Текст: Ольга Гуцу
  • Фото: Ольга Гуцу
  • Правка

 

 «После победы в Праге мы поняли, что на многое способны»

 

Студенты кафедры хорового дирижирования ВГАИ вернулись из Праги, где участвовали в конкурсе Международного фестиваля рождественской музыки на приз Петера Эбена. Хор вернулся в Воронеж с золотом. О том, как проходил чешский конкурс и как европейцы приняли воронежских музыкантов, рассказала Ольга Николаенко – руководитель хора.

 

– Как воронежский хор попал на конкурс в Прагу?

 

– На сайт Академии искусств пришло сообщение, в котором говорилось, что в Праге проводится конкурс. Наш ректор предложил участвовать.

 

– А по каким критериям отбирали участников конкурса?

 

– Обычно в организацию посылается запись (для проверки звучания хора), программа, резюме – по этим параметрам организаторы принимают решение, кто будет участвовать в конкурсе фестиваля. Когда нас выбрали, мы стали репетировать и готовиться к поездке. Мы узнали о конкурсе в январе 2010 года и в августе мы выслали все документы, а в сентябре к нам пришло известие, что нас приглашают в Прагу.

Сам конкурс проходил с 26 по 28 ноября 2010 года, но мы приехали туда немного раньше, чтобы акклиматизироваться (все-таки двухчасовая разница между нашим городом и Прагой), для того чтобы прорепетировать и вообще разместиться, отдохнуть после тяжелой продолжительной дороги. Нас разделяют две с лишним тысячи километров, а ездили мы на автобусе – это очень трудно и утомительно.

 

– Конкурс на приз Петера Эбена проходил в рамках Международного фестиваля рождественской музыки. Что представляет собой этот фестиваль?

 

– Этот фестиваль существует уже 20 лет. Мэрия города Праги, Министерство культуры Чехии и Ассоциация «Миллениум» совместно проводят его. Он всегда проходит в последних числах ноября, потому что далее идет предрождественская неделя. Обычно, накануне первой рождественской недели на Староместской площади (главной площади Праги) проводится церемония зажигания ёлки, и к этой церемонии как раз приурочивается конкурс предрождественской и рождественской музыки. Право зажечь ёлку предоставляется одному из выдающихся людей Чехии. В этом году человеком года стал известный певец Карел Готт.

На этом празднике собираются все участники фестиваля, а было 40 хоровых коллективов в каждом из которых от 20 до 40 человек, а то и больше. Все они участвуют в рождественском песнопении. Это грандиозное действо! Туда стремятся попасть не только пражане, но и гости других стран – со всей Европы съезжается много людей. Не протолкнуться! Люди распивают пунш, глинтвейн; едят сосиски, пирожные. Площадь и огромная ёлка красиво освещены. Потом приглашается главный гость – главный человек Чехии, который зажигает ёлку. И сопровождается всё это песнопением. Наш хор как раз стоял рядом с Карелом Готтом и рядом с этой ёлкой. Все было потрясающе, а я вообще рыдала. Это было невероятно, интересно и красиво! Жалко, что у нас в городе такого мероприятия нет. Мне хотелось бы, чтобы и у нас были такие традиции.

 

– Кто входил в состав жюри конкурса?

 

– В состав жюри входил представитель Польской республики, представители из Голландии, Германии... Были представители Пражской консерватории и  известный пражский дирижер. Это люди  знаменитые и имеющие отношение к хору – заслуженные хормейстеры и дирижеры.  

 

– Кто-то из иностранных участников вам запомнился?

 

–  Да, мне понравилось два коллектива из тех, которые я слышала. К сожалению, я не могла всех слышать. Потому что одновременно в разных залах исполняли конкурсные программы разные коллективы.

Из категории смешанных, по моему, лучшим был хор из Академии музыки. Очень красиво исполнял довольно сложную программу. Румынский хор очень неплохой.

Я могу сказать, что все-таки русская манера петь и манера пения европейская – имеют большие различия. На наш взгляд, все-таки русская манера более вокально-образованная. В Европе поют немного по-другому. Но, тем не менее, это были европейские хоры с достаточно высоким уровнем исполнения и с  большим опытом выступления на фестивалях – достойные соперники. 

Конкурс имеет отдельный приз известного чешского композитора Петера Эбена, и мы, исполнявшие его произведение, услышали, как его же исполняет румынский хор. Он пел в совершенно другом темпе, в другой манере. Мы даже не сразу узнали это сочинение. А когда мы его исполняли, они кричали нам: «Браво! Браво!» Ведь мы пытались приблизиться к замыслу композитора.  

Готовясь к конкурсу в Праге, мы подбирали сочинения согласно тематике фестиваля. В свою программу мы включили композицию Эбена. Конечно, каждый из коллективов старался исполнить музыку своей страны, и я обычно стремлюсь, чтобы наш коллектив все-таки исполнял сочинения воронежских композиторов. Мы исполняли сочинения Михаила Цайгера, несмотря на то, что он живет в Америке, он все-таки принадлежит нашему воронежскому отделению композиторов. Исполняли сочинения Вячеслава Девуцкого – нашего профессора, доктора наук, члена союза композиторов России. Мы стараемся исполнять нашу музыку и пропагандировать ее в других странах.  Когда мы были на конкурсе в Голландии, многие хоры, услышав музыку Цайгера в нашем исполнении, просили ноты. Так что, люди уже знакомы с сочинениями наших композиторов.

 

– Вы слышали выступления ваших соотечественников и соперников – хор из Санкт-Петербурга?

 

– Нам не удалось их послушать, потому что они выступали в другой день, когда и у нас был концерт. Вообще, в Праге было два хора из Санкт-Петербурга: Морского технического университета и второй хор – сборный состав. Мы слушали их репетиции и этот хор довольно хорошего уровня. Хор Морского Технического Университета ездит в Прагу уже 4-й раз. Они получили серебряный диплом, а в прошлом году – бронзовый. И они не собираются останавливаться на достигнутом: хотят получить золото.

А мы ездили в Прагу в первый раз. Чувствуется, как после таких поездок мастерство растет: наш хор стал петь лучше. Такие конкурсы хорошо организуют, пробуждают новые творческие силы. Когда студенты нашей Академии победили, то почувствовали, что на многое способны.

 

 

 

 

– Как вас приняла европейская публика?

 

– У нас был сольный концерт в соборе святого Сальватора, в одном из красивейших соборов Праги. Акустический зал  великолепен. Петь там одно удовольствие! И состояние моих студентов, от того, что они поют в хорошем зале,  повысило артистический тонус. Мы смогли такие краски сделать в  своем звучании, которых мы не можем достигнуть в плохих акустических залах. Многие слушатели были в восторге: после выступления они подходили к нам (многие плакали).

Конферансье, который ведет эти концерты уже 20 лет, говорит на 140 языках мира. Когда мне сказали об этом, – я не поверила. Но потом увидела, как он говорит с румынским коллективом, с хорватами… И когда этот конферансье послушал наше выступление, подошел ко мне и по-русски сказал: «Я такого еще не слышал! Я в восторге!» А когда у нас был концерт на площади, где зажигается ёлка, он, когда мы шли выступать, сказал нам: «Если вы будите петь точно так же как вчера, так же шикарно, прекрасно, великолепно, то я буду точно так же вас и объявлять». Когда мы выступили, он сказал: «Посмотрите, как пражане вас принимают!». Зрители горячо аплодировали нам.

 

 

 

 

–  А как аплодирует вам российская публика? Отличается она от западной?

 

– О да… Там публика встает каждый раз, когда заканчивается концерт. И иногда даже во время концерта. Если людям что-то нравится, они горячо откликаются: вскакивают, аплодируют. У нас другое отношение. Более строгая, взыскательная публика. Холодная. Просто жизнь европейцев отличается от нашей. У нас, мне кажется, люди слишком перегружены проблемами. У европейцев совсем другое восприятие жизни.

 

 – До конкурса в Праге, где еще отличились студенты вашего отделения?

 

– В 2005 году мы ездили в Голландию на международный конкурс, где заняли третье место. В 2006 году были в Венгрии на 22-м Международном конкурсе им. Бартока, на котором звучит только современная музыка. Там мы заняли второе место в категории камерные хоры и третье место в категории смешанные хоры, а я получила приз лучшего дирижера. В Италии, на конкурсе «Seghizzi»,  получили диплом победителя в категории «Современная итальянская музыка». Мы обошли даже итальянцев, которые могли бы своего композитора исполнить лучше. На этом конкурсе присутствовал сам композитор, он подошел к нам и выразил восторг  по поводу нашего исполнения и подарил нам свое сочинение. Вот наши победы за последние пять лет.

 

– Много побед.

 

– Да, я считаю, что много. Потому что это чрезвычайно сложно вывести целый коллектив. В хоре 30 человек и не все из них находятся в равных материальных условиях. К сожалению, нам не всегда могут помочь наши уважаемые бизнесмены. Первоначально нам помогали. Но с каждым годом с этим сложнее, тем более что был кризис, на который все ссылаются, летом – погорельцы…

В нынешней поездке нам очень помог бизнесмен и депутат областной Думы Евгений Николаевич Хамин. Помог Иван Петрович Чухнов – начальник управления культуры городского округа  г. Воронеж. И наш ректор. Помощь, которую нам оказали, –   маленькая доля того что мы затратили. Студенты тратили свои деньги на получение визы, на проживание и частично на дорогу. Студенческий состав – 37 человек, а на конкурс поехало только 20.

 

– А что вы можете сказать о российских конкурсах?

 

– Я была только на одном российском конкурсе в качестве члена жюри. Я не могу сказать, что они отличаются  в худшую или лучшую сторону. Потому что каждый конкурс имеет свое направление. Например, на конкурсе в Дебрецене, в Венгрии, исполняют только современную музыку. На каких-то конкурсах, например в Голландии, существуют разные категории. В одной можно исполнять современную музыку, в другой – музыку эпохи Возрождения. В итальянских конкурсах категории основываются на составе исполнителей: смешанный, камерный…

У каждого конкурса есть свои особенности, но все они направлены на то, чтобы объединить людей, занимающихся искусством; повысить уровень исполнительства в участвующих коллективах. Каждый конкурс – это познание той страны, в которой он проводится. Это возможность выступать в престижных залах. Когда мы были в Голландии, выступали в залах, в которых планируется программа в течение года. Туда надо записываться за два года до концерта. И пражский зал Сальватора – это бывший собор, в котором все дни расписаны на год вперед. И в такие залы просто так студенту в качестве исполнителя  не попасть. Это большой стимул для нас. Наш  коллектив имеет репутацию хорошего высококлассного хора. Не зря нас приглашают в наши филармонии, в оперный театр. Мы пели достаточно сложные сочинения: «Девятая симфония» Бетховена, композиции Прокофьева, грандиозное сочинения Рахманинова «Колокола», «Песнь о лесах» Шостаковича… Нас приглашала белгородская филармония, липецкая… Я думаю, у нас хороший опыт и есть с чем выступить.


Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронежской области зафиксировано аномально раннее цветение сирени и плодовых деревьев

На данный момент отклонение средней температуры апреля от климатической нормы составляет в Воронеже 6,3 градуса.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоБизнесмены пытались прибрать к рукам территорию заповедника «Дивногорье»

Воронежский областной суд не стал изменять правовой статус земель природно-культурного комплекса «Дивногорье».

ТеатрВ Саратовском ТЮЗе во время спектакля отключили свет

Популярной стала фраза, что это Николай Васильевич Гоголь так пошутил.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 25 апреля: «Блиндаж» и «Неприличные гости» крупно проиграли прежнему лидеру

В целом начало уик-энда получилось провальным – посещаемость упала до неприличного уровня.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураВышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона

Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.

МузыкаОбъявлен состав участников опен-эйра «Музыка мира в Белом колодце» 29 июня

На концерте выступят артисты из Ганы, Индонезии и Армении.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеМэр Воронежа Вадим Кстенин поделился подробностями работы над проектом «Михайловские часы»

Михайловские часы смогут украсить главную улицу города, придав ей уникальность и шарм.