Музыка
Воронежцы первыми в России услышали «Буковинские песни» Леонида Десятникова
- Текст: Надежда Банит
- Фото: Наталья Коньшина
Официальная премьера этого сочинения состоится 23 июня на Дягилевском фестивале в Перми. До сих пор фрагменты цикла из 24-х прелюдий для фортепиано, основанных на фольклоре Западной Украины, слышали только в Нью-Йорке: они вдохновили хореографа Алексея Ратманского на постановку балета «Песни Буковины». В рамках Платоновского фестиваля в Воронеже прозвучали 16 прелюдий — 2/3 нового сочинения Десятникова в исполнении Алексея Гориболя.
Алексей Гориболь давно просил меня написать что-то специально для него, — рассказал Леонид Десятников на встрече с журналистами. — Сначала я думал о фортепианном квинтете или квартете. Записал новый цикл и послал Алексею черновую запись. Он её одобрил, и так возникла идея сольного цикла прелюдий.
По словам композитора, музыкальным ориентиром для него в этом сочинении послужил цикл из 24-х фортепианных прелюдий Шостаковича. И, конечно, украинский фольклор, который живёт в нём с детства (Десятников родился в Харькове).
— Для восприятия важен бэкграунд, — говорит Десятников. — Когда мой брат услышал «Буковинские песни», он спросил: и что же здесь украинского? Хотя нас в детстве окружало одно и то же.
Буковина — историческая область в районе Карпат, часть которой входит в состав сегодняшней Украины, часть — в состав Румынии. Фольклор здесь особенный, с характерными интонациями и ритмами. Леонид Десятников «препарирует их тем или иным способом». Вместе с традиционными колыбельными, лирическими, плясовыми в «Буковинских песнях» слышится уже упомянутый Шостакович, Шуман, Стравинский, Мусоргский. В этом цикле есть хорошая сентиментальность: как воспоминания из детства, немного нечёткие за давностью лет, но не потерявшие вкуса и аромата.
Алексей Гориболь за роялем просто великолепен: его звук завораживает, а его интерпретаторский дар заставляет вспомнить о великих режиссёрах — Тарковском, Антониони, Бергмане.
Гориболь — мастер концептуальных программ. К слову, творческий вечер Леонида Десятникова стал первым концертом Платоновского с превосходно выстроенной концепцией. Вслед за «Буковинскими песнями», перенесшими во времена хорошего кино (вспомнились «Белая птица с чёрной отметиной» и «Тени забытых предков»), последовала пьеса «По канве Астора» для фортепианного квартета в исполнении звездного состава: Александр Тростянский (скрипка), Сергей Полтавский (альт), Евгений Румянцев (виолончель), Алексей Гориболь (фортепиано).
С Пьяццоллой у Десятникова особые отношения: Леонид Аркадьевич познакомился с музыкой выдающегося аргентинца в конце 80-х, сделал оркестровки сочинений Пьяцоллы и вывел их на академическую сцену. «По канве Астора» - это портрет Пьяццоллы, созданный Десятниковым с кинематографической точностью, как крупный план в неожиданном ракурсе. Не случайно композитор так востребован в кино: музыку Леонида Десятникова можно услышать в фильмах «Москва», «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Космос как предчувствие». На концерте в Воронеже прозвучали две пьесы Десятникова для скрипки и фортепиано из музыки к фильму «Закат»: «Смерть Авессалома» и «Танго» в исполнении Александра Тростянского и Алексея Гориболя.
Первое отделение завершили ещё две транскрипции танго: «Счастье моё» (Е. Розенфельд) и «Утомлённое солнце» (Е. Петербургский) в исполнении фортепианного квартета во главе с Гориболем, баяниста Владимира Розанова и контрабасиста Ивана Мясникова.
Во втором отделении сборный состав солистов оркестра Большого театра России и Воронежского театра оперы и балета при участии Полины Карташовой (сопрано) и Юлии Проняевой (меццо-сопрано) исполнил сюиту из музыки к кинофильму «Москва».
Яркая, ироничная, беспощадная, она, безусловно, представляет большую художественную ценность, чем сам фильм Александра Зельдовича, и гораздо красноречивее говорит о переходной эпохе 2000-х. А рыдания скрипки Александра Тростянского и неподражаемый вокал Ольги Дзусовой надолго останутся в памяти воронежцев, ставших свидетелями удивительного музыкального спектакля под названием «Леонид Дясятников. Избранное», срежиссированного Алексеем Гориболем.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Власти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области
Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.
В России — Воронежская область стала одним из лидеров по убыли населения
В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.
В мире — Заявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство
Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.
Общество — Воронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»
Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Критики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»
Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.
Персона — Заметные кадровые перемены произошли в мэрии Воронежа
В частности, свой пост покинул первый заместитель главы города Юрий Тимофеев.
Литература — В издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»
29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.
Музыка — В Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса
На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.
Изобразительное искусство — Венецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»
Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»
Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.
Главное — Первая отмена на Платоновском фестивале
Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.