Войти
Музыка
14.06.2018 16:55
Воронежцы первыми в России услышали «Буковинские песни» Леонида Десятникова

Воронежцы первыми в России услышали «Буковинские песни» Леонида Десятникова

  • Текст: Надежда Банит
  • Фото: Наталья Коньшина

Официальная премьера этого сочинения состоится 23 июня на Дягилевском фестивале в Перми. До сих пор фрагменты цикла из 24-х прелюдий для фортепиано, основанных на фольклоре Западной Украины, слышали только в Нью-Йорке: они вдохновили хореографа Алексея Ратманского на постановку балета «Песни Буковины». В рамках Платоновского фестиваля в Воронеже прозвучали 16 прелюдий — 2/3 нового сочинения Десятникова в исполнении Алексея Гориболя.

Фортепианный цикл «Буковинские песни» посвящен этому блистательному пианисту.


Алексей Гориболь давно просил меня написать что-то специально для него, — рассказал Леонид Десятников на встрече с журналистами. — Сначала я думал о фортепианном квинтете или квартете. Записал новый цикл и послал Алексею черновую запись. Он её одобрил, и так возникла идея сольного цикла прелюдий.

По словам композитора, музыкальным ориентиром для него в этом сочинении послужил цикл из 24-х фортепианных прелюдий Шостаковича. И, конечно, украинский фольклор, который живёт в нём с детства (Десятников родился в Харькове).

— Для восприятия важен бэкграунд, — говорит Десятников. — Когда мой брат услышал «Буковинские песни», он спросил: и что же здесь украинского? Хотя нас в детстве окружало одно и то же.

Буковина — историческая область в районе Карпат, часть которой входит в состав сегодняшней Украины, часть — в состав Румынии. Фольклор здесь особенный, с характерными интонациями и ритмами. Леонид Десятников «препарирует их тем или иным способом». Вместе с традиционными колыбельными, лирическими, плясовыми в «Буковинских песнях» слышится уже упомянутый Шостакович, Шуман, Стравинский, Мусоргский. В этом цикле есть хорошая сентиментальность: как воспоминания из детства, немного нечёткие за давностью лет, но не потерявшие вкуса и аромата.

Алексей Гориболь за роялем просто великолепен: его звук завораживает, а его интерпретаторский дар заставляет вспомнить о великих режиссёрах — Тарковском, Антониони, Бергмане.


Гориболь — мастер концептуальных программ. К слову, творческий вечер Леонида Десятникова стал первым концертом Платоновского с превосходно выстроенной концепцией. Вслед за «Буковинскими песнями», перенесшими во времена хорошего кино (вспомнились «Белая птица с чёрной отметиной» и «Тени забытых предков»), последовала пьеса «По канве Астора» для фортепианного квартета в исполнении звездного состава: Александр Тростянский (скрипка), Сергей Полтавский (альт), Евгений Румянцев (виолончель), Алексей Гориболь (фортепиано).

С Пьяццоллой у Десятникова особые отношения: Леонид Аркадьевич познакомился с музыкой выдающегося аргентинца в конце 80-х, сделал оркестровки сочинений Пьяцоллы и вывел их на академическую сцену. «По канве Астора» - это портрет Пьяццоллы, созданный Десятниковым с кинематографической точностью, как крупный план в неожиданном ракурсе. Не случайно композитор так востребован в кино: музыку Леонида Десятникова можно услышать в фильмах «Москва», «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Космос как предчувствие». На концерте в Воронеже прозвучали две пьесы Десятникова для скрипки и фортепиано из музыки к фильму «Закат»: «Смерть Авессалома» и «Танго» в исполнении Александра Тростянского и Алексея Гориболя.


Первое отделение завершили ещё две транскрипции танго: «Счастье моё» (Е. Розенфельд) и «Утомлённое солнце» (Е. Петербургский) в исполнении фортепианного квартета во главе с Гориболем, баяниста Владимира Розанова и контрабасиста Ивана Мясникова.


Во втором отделении сборный состав солистов оркестра Большого театра России и Воронежского театра оперы и балета при участии Полины Карташовой (сопрано) и Юлии Проняевой (меццо-сопрано) исполнил сюиту из музыки к кинофильму «Москва».


Яркая, ироничная, беспощадная, она, безусловно, представляет большую художественную ценность, чем сам фильм Александра Зельдовича, и гораздо красноречивее говорит о переходной эпохе 2000-х. А рыдания скрипки Александра Тростянского и неподражаемый вокал Ольги Дзусовой надолго останутся в памяти воронежцев, ставших свидетелями удивительного музыкального спектакля под названием «Леонид Дясятников. Избранное», срежиссированного Алексеем Гориболем.


Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже почтили память жертв дорожно-транспортных происшествий

Состоялось открытие обелиска, посвященного погибшим в результате ДТП.

В РоссииУтверждён новый состав Совета по культуре и искусству при президенте РФ

Среди новых членов Совета деятели культуры и искусства разных поколений.

В мире«Преступления» Джоан Роулинг – невероятный спрос на её книги напоминает массовую истерию

Одно из самых грандиозных надувательств века – проект под названием «Писатель Джоан Роулинг».

ОбществоВ посёлке Давыдовка близ Воронежа освятили храм уникальной архитектуры

Совершено Великое освящение Казанского храма посёлка Давыдовка Лискинского района.

ТеатрВладимир Петров и молодые актёры Кольцовского театра поведали о «Ракушке»

В Академическом театре драмы имени А. Кольцова прошла пресс-конференция, посвящённая скорой премьере.

Кино и телевидениеЧто сказали критики о научно-фантастическом экшен-триллере «Апгрейд», и есть ли у него шанс в России

В российском прокате фильм может собрать за первый уик-энд более 50 миллионов рублей.

ПерсонаУмер Эймунтас Някрошюс

Безвременно ушёл из жизни большой мастер сцены, ставивший спектакли во многих странах, включая Россию.

ЛитератураВышел ноябрьский номер журнала «Подъём»

Это особенный номер, в котором собрано, пожалуй, лучшее, что создали люди, близкие к Воронежскому государственному университету.

Музыка«Воронежские солисты»: двадцать лет вместе

Юбилейный концерт собрал в зале филармонии многочисленных поклонников коллектива.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 10-17 ноября в мировых СМИ

Если честно, выдающихся снимков на неделе было немного. Вы увидите все, которые представляют интерес.

Зал ожиданияВ Воронеже пройдут акции, посвящённые поэту Алексею Кольцову

Уроженец Воронежа прославил наш город, став яркой звездой на литературном небосклоне России.

ГлавноеВ рамках проекта «Воронежские имена» в зале филармонии выступила солистка Мариинского театра Антонина Весенина

Её партнёром по сцене в этот вечер стал солист академии молодых певцов Мариинского театра Павел Стасенко. Дирижировал Манфредо ди Крещенцо.