Войти
Музыка
31.08.2017 20:00
Три фольклорных коллектива представляют Воронежскую область на фестивале «Музыка Земли»

Ансамбль «Лазоревый цвет»

Три фольклорных коллектива представляют Воронежскую область на фестивале «Музыка Земли»

  • Текст: Лилия Ященко
  • Фото: culturavrn.ru, muzikazemli.ru

Воронежский фольклорный ансамбль «Воля» в 2015 году стал лауреатом Всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка Земли», прославив наш песенный край на всю Россию. Художественный руководитель фестиваля, всемирно известный пианист Борис Березовский, обожающий фольклорную музыку, с тех пор восторженно отзывается о глубоких песенных традициях нашей родной земли. В этом году целых три фольклорных коллектива представляют звонкоголосое Черноземье на престижном всероссийском форуме, о чём рассказывают руководители ансамблей.

Алла ПАНОВА, фольклорный ансамбль «Лазоревый цвет», Воронеж


– Расскажите, как был создан ваш коллектив?

– Фольклорный ансамбль «Лазоревый цвет» родился в 2010 году. Я работаю заведующей фольклорным отделением в Детской школе искусств № 2 города Воронежа, где занимаются более 50 детей. Старшие дети, закончив школу, продолжали приходить ко мне на занятия – им хотелось петь в своё удовольствие. Потом они уговорили меня создать молодёжный коллектив, который теперь существует при Культурно-досуговом центре «Северный» города Воронежа. Средний возраст участников юношеского коллектива 18-20 лет, и называется он так же, как и школьный фольклорный ансамбль – «Лазоревый цвет». Лазоревый включает в себя оттенки голубого, фиолетового, розового, красного – все цвета рассвета, утреннего неба. В символике русского народного фольклора лазоревый цвет означает рассвет жизни, её начало – девичество, молодость, красоту. Для участников молодёжного ансамбля народное пение – это хобби. Каждый выбрал профессиональный путь, и не у всех он связан с музыкой. Несмотря на занятость в ВУЗах, студенты находят время для репетиций, потому что песня им в радость.

– Какие цели вы как педагог ставите перед собой, воспитывая молодое поколение?

– Сама я училась в Воронежском государственном институте искусств на кафедре этномузыкологии у профессора Галины Яковлевны Сысоевой. Учеников других преподавателей, думаю, вы в Воронеже не найдёте – все местные фольклористы учились у неё! Я продолжаю методику Галины Яковлевны. Ансамбль «Лазоревый цвет» занимается традиционным народным пением, продолжает традиции воронежско-белгородского пограничья. Школа у нас одна, поэтому фольклорные коллективы Воронежа имеют общую методику. Конечно, в каждом коллективе индивидуальные подходы к обучению, но глобальная цель у всех одна – развитие и пропаганда фольклорного музыкального творчества Чернозёмного края.
Я разговариваю с детьми на их сленге, говорю: «Фольклор – это круто, актуально, модно!» Стараюсь приобщать к источнику народного музыкального творчества не только детей, но и их родителей. Из ребёнка как из пластилина можно вылепить что угодно, а вот когда взрослого человека с устоями удаётся заинтересовать народным творчеством – это здорово. Вот я говорю «протяжная песня», а ведь обыватель порой даже не понимает, о чём речь… Расскажу забавный случай: мы записали новый диск, и я включила его знакомой. Она прослушала и говорит: «Как здорово! Прекрасно! А на каком это языке вы поёте?» (смеётся) Меня это сразило наповал!

– Значит, в песнях присутствует диалект, изменяющий русскую речь до неузнаваемости?

– Да, и мне приятно, что дети продолжают старинные традиции. Конечно, работать с диалектом сложно. Ведь родители хотят привить детям грамотную речь. Поэтому приходится объяснять, что в песнях встречаются диалектизмы, архаичные слова, вышедшие из употребления. Со временем дети начинают понимать, что поём мы так, а говорим иначе. Можно произнести «шо» вместо «что», можно «гэкать» – произносить фрикативное «г», что допустимо и в пении. Однако эти дети живут в городе, учатся в вузах, и потому должны отличать диалект от современной культурной речи.

– Песенный материал вы находите в экспедициях?

– Воронежская область поющая. Много аудио и видеозаписей сохранилось у меня ещё со времён учебы в институте, эти песни мы собирали в экспедициях с Галиной Яковлевной Сысоевой. Мы с ней разучивали песни по нотам, занимались расшифровками записей, но главное – много слушали, анализировали аудио и видеоматериалы, привезённые из деревень. Теперь я таким же образом обучаю детей.
Воронежские ансамбли «Воля», «Радовесь» выпускают музыкальные диски, которыми мы обмениваемся. Общаемся с фольклористами из Воронежа, Белгорода, Липецка на фестивалях и конкурсах. Выпускаются диски современных коллективов и с пением бабушек, записанным в экспедициях. А сколько издано песенных сборников и учебников по фольклористике! И, конечно, интернет – гигантский источник информации, где можно многое почерпнуть, не отправляясь в экспедицию. Недостатка в песенном материале нет: интернет, как и кладезь народной музыки, безграничен.

– Как вы узнали о фестивале «Музыка Земли»?

– Все мы знали, что фольклорный ансамбль «Воля» под руководством Галины Яковлевны в 2015 году стал лауреатом этого фестиваля в Москве. Я слежу в интернете за фольклорными фестивалями и конкурсами. На официальном сайте фестиваля «Музыка Земли» я прочитала положение о конкурсе и подумала: почему бы не принять участие?

– Песню, размещённую на сайте фестиваля «Музыка Земли», разучивали по нотам или по аудиозаписи? Как вам удаётся сохранить и передать аутентичную манеру пения?

– По нотам мы разучиваем редко, чаще по записям или я сама пою. Песни запоминаем на слух – как это было в древние времена, «из уст в уста». Когда я разучиваю с ансамблем новую песню, разбираю её не только по нотам, но и обязательно стараюсь найти песню на аудио- или видео-носителе. Одно дело прочитать нотный текст и совсем другое – услышать манеру пения, диалект, особенности произношения, ведь нотная запись не передаёт этого! А если манера пения освоена, её уже можно применить к любой нотной записи.

– Костюмы у вас нарядные! Сами шьёте?

– Есть подлинные костюмы, приобретённые у бабушек в деревнях Воронежской области, а есть новые, сшитые родителями участников ансамбля по старинным образцам. У нас прекрасные, заинтересованные родители! Все эти красивые детали – пояса, украшения, вышивку они делали своими руками по образцам костюмов XIX века. Мальчикам рубашки шили их мамы, даже восстановили узоры старинной вышивки, правда, здесь вышивка уже не ручная, а машинная. Женский костюм состоит из рубахи, жилетки, понёвы – это юбка такая, сверху надевается завеска – то, что мы называем фартуком, и сверху повязывается кушак – пояс. Важная деталь костюма – головной убор, чаще носят «барановский платок». А у этой девочки (показывает на фото) и бусы, и мониста старинные. Когда она гостила у бабушки в селе Солдатское Острогожского района, ей эти бесценные украшения ручной работы подарили, зная, что она поёт в фольклорном ансамбле! Костюмы яркие, красочные, что отмечают не только специалисты, но и простые люди. Зрители на концертах часто просят нас с ними сфотографироваться.

– Ваш коллектив часто участвует в фестивалях. Скажите, а зачем куда-то ехать, участвовать в конкурсах? Вы же говорите: «Поём в своё удовольствие…»

– Хотелось бы гораздо чаще участвовать! Есть песня «В славном городе Воронеже» села Пчелиновка Бобровского района…

– Ой, мы в Пчелиновку ездили на фольклорную практику, когда я на филфаке училась!

– Там бездонный песенный кладезь, неисчерпаемый! Так вот, песня эта в репертуаре всех воронежских ансамблей. Я считаю её фольклорным гимном воронежской земли. Именно так и назвали международный фольклорный фестиваль – «В славном городе Воронеже», который традиционно проходит в столице Черноземья в День города. Фестиваль «На Казанскую» проводит наша любимая Галина Яковлевна Сысоева, из года в год форум становится всё более масштабным, а гала-концерт 4 ноября в филармонии превращается в народный праздник! На фестиваль «На Троицу» и рождественский фестиваль «У нас празднички, да всё святочки» съезжаются фольклористы из ближайших городов – Курск, Орёл, Белгород, Липецк, Рязань, Старый Оскол… Фестивали ждём с нетерпением! Во-первых, съезжаются мои однокурсники, а это всегда радостные встречи. Кафедра этномузыкологии Воронежского государственного института искусств воспитала прекрасных специалистов, ставших руководителями фольклорных ансамблей в разных городах России, куда бы ни забросила судьба. Во-вторых, на фестивалях мы обмениваемся информацией, пополняем репертуар. В-третьих, и это самое главное: хочется поделиться своим творчеством, показать своё мастерство людям. Хотя бы раз в год я стараюсь вывозить коллектив в другой город. Творческая поездка даёт позитивные и незабываемые впечатления. Эмоции зашкаливают! Из любой поездки мы возвращаемся радостными и воодушевленными, а коллектив становится ещё более сплочённым. Поэтому поездки, фестивали и конкурсы очень важны.


Сергей ПИСКАРЁВ, мужской фольклорный ансамбль «Время» села Новая Усмань Новоусманского района

– Пожалуйста, расскажите о себе и об ансамбле «Время».

– Я дважды закончил Воронежский государственный институт искусств: в 1993 году по специальности «баян» и до 1996 года обучался на кафедре эномузыкологии у профессора Галины Яковлевны Сысоевой, она – крёстная мать воронежских фольклористов. Сейчас работаю директором музыкальной школы в селе Новая Усмань и там же преподаю по классу баяна. По совместительству работаю руководителем мужского фольклорного ансамбля «Время» при районном Межпоселенческом центре досуга села Новая Усмань. В коллективе семеро представителей разных профессий – прокурор, фермер, электрик, изготовитель ключей, хозяин магазина и индивидуальные предприниматели. Лишь один участник ансамбля Геннадий Лексин, помимо меня, имеет высшее музыкальное образование, кстати, он тоже выпускник Галины Яковлевны Сысоевой. Остальные не связаны с музыкой профессионально. У нас самодеятельный, любительский коллектив, где люди поют не ради денег и славы, а ради удовольствия.
Хотя создан он был по указанию начальства: руководитель отдела культуры вызвал меня и говорит: «Слушай, приближается областной конкурс «Поёт село родное», давай-ка ты создашь фольклорный ансамбль, чтобы представить наш Новоусманский район». Мы целенаправленно готовились к этому конкурсу, выучили три песни и сразу же завоевали призовое место, по-моему, даже первое. Победа всех окрылила: «Давай-ка ещё где-нибудь выступим!» С тех пор и поём.

– Как вы узнали про фестиваль «Музыка Земли»?

– Наш педагог Галина Яковлевна Сысоева рассказывала о победе её ансамбля «Воля» в этом конкурсе в 2015 году, а в 2016 году лауреатом фестиваля «Музыка Земли» стал коллектив «Воскресение» из Липецка, их я прекрасно знаю – и там поют выпускники Воронежского института искусств! Я заходил на официальный сайт фестиваля, чтобы оценить выступление однокашников, проголосовать за них, поддержать и послушать других фольклористов России. Узнав, что в этом году фестиваль продолжает жить, мы подали заявку на конкурс.

– На сайте написано: «ансамбль «Время» представляет традиционное совместное мужское пение, некогда широко представленное на территории Воронежской области». Люди какой среды пели эти песни – рабочие, крестьяне, пастухи, солдаты? В какие времена?

– Чаще спрашивают: «А почему это у вас мужской ансамбль? Вы особые мужчины, которые не любят женщин?» (смеётся) Одни мужики идут на рыбалку, другие мужской компанией проводят время в гараже, а нам нравится петь! Традиционное мужское пение было живо не при царе Горохе, а совсем недавно – в середине XX века, но постепенно исчезает... Собирались деревенские мужики, не важно по каким поводам, и пели хором верхние, средние и нижние голоса – то есть полный объём народной партитуры. Песня, которая фактурно раскладывается на несколько мужских голосов разной высоты, приобретает интересный колорит! Я подумал: почему бы сегодня не попробовать воссоздать мужское многоголосие предков? Такую задачу мы в коллективе поставили перед собой. «Время» – единственный в Центрально-чернозёмном крае, а, возможно, даже в России, исключительно мужской фольклорный коллектив.

– Значит, и репертуар у вас особый – мужской?

Разумеется, мы можем петь не все песни. Обрядовые песни и календарные, предназначенные к определённому празднику, традиционно исполняют женщины. В основе нашего репертуара протяжные песни, которые часто пели в быту, по содержанию они нейтральны, их не делят на «мужские» и «женские». Зачастую повествование начинается в мужском роде, продолжается в женском, завершается в третьем лице. Подбираем песни, по смыслу подходящие мужчинам.

– Где вы добываете уникальный песенный материал?

Много опыта накоплено в институтских этнографических экспедициях. И есть печатные сборники традиционных песен Воронежской и Белгородской областей. Недавно мы озвучили два сборника. Первый «Песни Воронежской области», изданный местным Центром народного творчества, включает записи 1937 года – тексты и ноты. Второй сборник «Песни Усёрдской стороны» вышел под редакцией Вячеслава Михайловича Щурова, известного в Москве фольклориста. Усёрдская сторона – это же земля бывшей Воронежской губернии! В советские времена наши воронежские районы Алексеевский, Красненский и Красногвардейский присоединили к Белгородской области. Усёрд – древнее название местности, которая теперь называется Красная гвардия. Территорию разделили, а песенная традиция в воронежских и белгородских землях одна… Уникальные песни мы нашли в этих сборниках: ни в какие экспедиции ездить не надо! Люди в ансамбле «Время» хотят получить удовольствие от пения, а этнографические экспедиции – для профессионалов, занимающихся научно-исследовательским трудом.

– Ещё на сайте фестиваля «Музыка Земли» написано: «ансамбль «Время» исполняет песни в аутентичной манере», это слышно и в записи. За счёт чего сохраняется аутентичность?

Скорее, мы близки к аутентичной манере, но абсолютно аутентичным наш коллектив не назовёшь. Исполнение может считаться аутентичным, если фольклористы впитали диалект местности, где родилась песня, а такое возможно, если люди в этой местности живут! Когда человек говорит «чаво» вместо «чего», он произносит это слово всегда одинаково, не задумываясь. Я бы так сформулировал: ансамбль «Время» исполняет песни в распеве, близком к аутентичной манере. Ведь мы не живём в той среде, где эти песни зародились! Мы открываем нотные сборники, берём песенный материал за основу и распеваем на свой лад. Очень близко к традиции. Это и отметил фольклорист Вячеслав Михайлович Щуров, услышавший нас на юбилейном концерте в честь его 80-летия. Мы неизбежно привносим в песню свою индивидуальность, что свойственно любому настоящему музыканту – народному или классическому. Если не прочувствовать песню, не пропустить через свою душу, она не зазвучит.
Понятие аутентичности, на мой взгляд, связано с историей. Надо долгие годы слушать людей разных поколений, живущих в одной местности, и сравнивать: что они утратили и что сохранили. Манера исполнения, которая передаётся из поколения в поколение и сохраняется, – это и есть аутентичность. Помню, студентами мы ездили в экспедицию в одну деревню Центрально-чернозёмного края (не буду называть её из этических соображений), пели много песен этой деревни. И вот 30 лет спустя я услышал, как поют её жители сегодня, и был разочарован. И это та же деревня?! Высоко поют, быстро и вообще… слабо. Почему? Да потому что нет в живых талантливых стариков, которых мы слышали прежде. А если представить, как звучали их песни в XIX веке?! Может, это было ещё более восхитительно и для нас совершенно недосягаемо? Так уходят традиции…
Время идёт. Меняется темп жизни и отражается на манере исполнения. Когда 20 лет назад мы пели протяжную песню, она превращалась у нас чуть ли не в плясовую! А теперь плясовая превращается в протяжную. (смеётся) Мы стали старше, спокойней, мудрее и… ленивей, в конце концов. Средний возраст участников коллектива близится к 50 годам. Темп жизни замедлился, а вместе с ним замедлился и темп исполнения песен. Однако традиционное пение развивается: рождается новое, близкое к аутентичному.

– Костюмы у ансамбля «Время» подлинные?

– Да, традиционные. Изначально костюмы были стилизованными, приблизительными по крою и цветовой гамме, образцом для них послужили мужские рубахи села Пчелиновка Бобровского района. А когда мы поехали в экспедицию с Галиной Яковлевной Сысоевой, там на всех нашлись настоящие рубахи и кушаки! Рубахи конопляные или ниточные с традиционной вышивкой чёрной счётной гладью. Вышивка содержит символы плодородия земли – засеянное поле, богатый урожай. Была у нас рубаха древнего старика – однотонная, без вышивки, на ней были кружева «ферботы». Так что рубахи у нас дедовские, доставшиеся по наследству. На некоторых ткань уже расходится от времени…

– Что вам даёт участие в конкурсах?

Мы получаем удовольствие от репетиционного процесса и душевного общения. Однако людям хочется реализовать себя и на сцене, выступать, встречаться с публикой, видеть её реакцию. Важен не только процесс, но и результат. Участникам ансамбля приятно почувствовать себя настоящими артистами! Концерты, конкурсы и фестивали приносят творческое удовлетворение и дают стимул для дальнейшего развития.


Юлия КЕЛАРЕВА, «Любава», село Пески Поворинского района

– Расскажите о себе и вашем коллективе «Любава».

– С детства занималась народным пением в местном доме культуры, я и теперь выступаю – сольно и со своим коллективом. Училась в Боброве, в Воронежском областном училище культуры на руководителя народного хора, потом закончила факультет начального образования Воронежского государственного университета в Борисоглебске. Пришла работать в школу учителем музыки и буквально через три месяца подобрала замечательных, талантливых девочек с яркими народными голосами и создала с ними ансамбль «Любава». Тогда дети учились в 5-7 классах, теперь они в 7-8 классах. Девочки не только поют, но и играют на ложках – первых русских народных ударных инструментах. Мальчики в ансамбле тоже есть, они играют на ложках, ансамбль ложкарей называется «Калинка».

– Откуда берёте репертуар? Как его пополняете?

– Во время обучения в Боброве мы ездили в этнографические экспедиции по Воронежской области, где записывали песни, с тех пор и храню эти сокровища! Много красивых песен и в родном Поворинском районе. В нашем репертуаре как русские народные песни «Во горенке», «Ниточка», «Порушка-Параня», так и стилизованные песни современных авторов «На воронежских просторах», «Сторонка русская», «Русь стозвонная». Я стараюсь подбирать песни по возрасту. Сначала подобрать репертуар было трудно, потому что девочки были маленькими, а теперь-то они уже барышни – можно и про любовь петь! Мы часто выступаем в школе, да и в Поворинском районе ни одно сельское мероприятие без нас не обходится.

– В записи, которая размещена на сайте «Музыка Земли», звучит песня в обработке с электронными музыкальными инструментами. Почему возникла идея соединить современную музыку с фольклорной?

– Соединить современную музыку с фольклорной я решила, чтобы заинтересовать молодёжь. Это же поколение хип-хопа! Песни в обработке с электронными ударными инструментами звучат модно. Юные исполнители любят рэп, но и русские народные песни исполняются по-разному: одни распевно, а другие речитативом, который тоже напоминает рэп. Между древней этнической культурой и современной музыкой много общего. Напевная народная песня в сочетании с современными ритмами может звучать ярко и неординарно. Молодых это увлекло, потому что подобного коллектива ещё не было ни в школе, ни в селе. Поют зрелые женщины и бабушки, а вот юношеский коллектив, исполняющий народную музыку в современной обработке, стал у нас в селе новинкой. Электронная обработка песен позволяет детям взглянуть на народную музыку по-новому и попробовать себя не только в роли исполнителей, но и композиторов! Ведь аранжировки народных песен дети делают сами.
Дети взрослеют, и постепенно я ввожу в репертуар песни посложнее – исконно русские, не стилизованные. Сначала учеников надо заинтересовать, заманить их. А потом начинаешь рассказывать им историю создания песни, предлагаешь послушать, как песня полвека назад звучала в оригинале, и они увлекаются.
К счастью, мы живём в селе, где живы носители подлинных русских народных песен. У моих учеников, слава Богу, поющие бабушки. Застольные песни, обрядовые, календарные можно услышать из уст носителей традиции. Врожденное трёхголосие здесь в каждой семье! Мои ученики впитывают народную музыкальную культуру с детства.

– Откуда вы узнали о фестивале «Музыка Земли»?

– Воронежские фольклористы знают об этом фестивале. Если есть возможность принять участие в конкурсе, почему бы ею не воспользоваться? Мы отправили свои аудио и видеозаписи в оргкомитет фестиваля и теперь с нетерпением ждём, отберут ли нас в финал.

– Стоит ли тратить время и силы на участие в конкурсах? Ведь у вас так много концертов…

– Концертов много, но нельзя постоянно «вариться в собственном соку». Важно, чтобы дети не просто попели на уроке и разошлись по домам, но и видели мир вокруг. Теперь они зарегистрировались на сайте фестиваля «Музыка Земли», смотрят выступления всех конкурсантов, анализируют, сравнивают.
Дети обожают выступать и наблюдать, как другие проявляют себя на сцене. Нужен стимул, чтобы они и в дальнейшем продолжали заниматься, развиваться. Глобально это ведёт к популяризации народного творчества среди молодёжи. Путешествия расширяют кругозор. Впечатлений море, в поездках происходит сплочение коллектива, дети дружат и начинают более увлечённо репетировать. А поехать на фестиваль в Москву – это вообще мечта!


P.S. Все воронежцы могут участвовать в онлайн голосовании и поддержать земляков и другие понравившиеся фольклорные коллективы России. Если фольклористы Черноземья ещё не подали заявку на конкурс, спешите! Приём заявок завершается 15 сентября. Голосуйте и оставляйте заявки на участие в конкурсе на официальном сайте Всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка Земли» www.muzikazemli.ru

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронежской области зафиксировано аномально раннее цветение сирени и плодовых деревьев

На данный момент отклонение средней температуры апреля от климатической нормы составляет в Воронеже 6,3 градуса.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

ТеатрВ Саратовском ТЮЗе во время спектакля отключили свет

Популярной стала фраза, что это Николай Васильевич Гоголь так пошутил.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураВышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона

Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеАнтитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад

В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.