Музыка
В Воронежской филармонии открыли Год Стравинского и сыграли Второй фортепианный концерт Чайковского
- Текст: Надежда Банит
- Фото: Денис Данилов
В исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Игоря Вербицкого впервые в Воронеже прозвучала симфоническая поэма Игоря Стравинского «Песнь соловья». Премьеру этого сочинения оркестр и дирижер посвятили 135-летию со дня рождения композитора.
«Песнь соловья» появилась на свет сто лет назад. В 1917 году Стравинский переложил для оркестра музыку оперы «Соловей», написанной не без влияния своего учителя, великого оперного «сказочника» Римского-Корсакова. Дирижер Игорь Вербицкий преподносит это сочинение как зрелищную историю, не забывая о ее тонкостях и изяществе. Музыканты оркестра словно перевоплощаются в героев оперы, создавая вполне зримые, «костюмные» образы стражников китайского императора, разодетых в шелк придворных, рисуя картины роскошных садов и чудесных фонтанов.
– Может показаться, что это произведение современного китайского композитора, – говорит Игорь Вербицкий. – Настолько точно Стравинский уловил мелодизм этой страны и, как всегда, нашел что-то новое, удивительное – в приемах оркестровки, в подаче материала. Это произведение никого не может оставить равнодушным.
В начале первого отделения программы в исполнении оркестра прозвучала еще одна «сказочная картинка» – «Волшебное озеро» Анатолия Лядова, великолепный образец русской пейзажной лирики.
Во втором отделении русскую тему продолжил Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль мажор Петра Ильича Чайковского. В отличие от своего знаменитого собрата – Первого концерта си-бемоль минор – он почти не известен широкой публике. А жаль, потому что не уступает ему в виртуозности и красоте. Солировал один из выдающихся музыкантов молодого поколения – Мирослав Култышев.
– Есть какая-то инерция, – рассуждает пианист. – Исполнители оказываются в плену стереотипов. В массовом музыкальном сознании Чайковский – автор трех симфоний, двух балетов, одного фортепианного концерта с оркестром и одного сочинения для фортепиано соло. Когда-то кто-то сказал, что музыка Чайковского не фортепианна, что есть Первый концерт, «Времена года» – и на этом все. В нашей музыкальной историографии так сложилось, что во всех книгах по истории музыки очень подробно анализируется Первый концерт. А у Чайковского есть еще Второй, Третий, и Концертная фантазия для фортепиано. Сейчас ситуация меняется, и многие пианисты, как будто подчиняясь какой-то моде, вдруг заиграли Второй концерт.
Для Мирослава Култышева исполнение Второго концерта не связано с «модными» тенденциями. Пианист играет его в разных городах с разными оркестрами. Причем отдает предпочтение авторской редакции, не подвергшейся купюрам после смерти композитора.
– Для меня никогда не было вопроса, какую версию играть, – признается Мирослав. – Автор сокращенной редакции Александр Зилоти – выдающий музыкант, сын своего времени. Но в данном случае масштаб его личности не избавил его от ошибок в оценке качества музыки Чайковского. Наибольшим сокращениям подверглась вторая часть концерта. А когда она звучит в полном объеме, то приобретает совершенно особый вид. В полной версии с особенной силой раскрывается экстатическое наполнение музыки Чайковского.
Во второй части концерта № 2, задуманной Чайковским почти как тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано, партнерами Култышева выступили Яна Мирошникова (скрипка) и Елена Мешкова (виолончель).
Мирослав Култышев – пианист Петербургской школы, с ярко выраженной интеллектуальной основой. Нестандартно мыслящий музыкант продемонстрировал в высшей степени волевую и виртуозную игру. А исполненный им вместе с Академическим симфоническим оркестром Второй фортепианный концерт Чайковского стал настоящим открытием для воронежских любителей музыки.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Мэр Воронежа побывал на месте серьёзного ЧП
При осмотре места происшествия оказалось, что ущерб больше, чем предполагалось накануне.
В России — Над Воронежской областью уничтожены три метеозонда – чем они опасны?
Эти шары применяются ради террора против гражданского населения и перегрузки средств ПВО.
В мире — Наводнение в Дубае было вызвано искусственно?
Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?
Общество — Колбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже
Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.
Театр — В Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»
Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер
Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Трубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций
Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.
Изобразительное искусство — Портрет маслом – техника и особенности создания
Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»
Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.
Главное — Владелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву
Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.