Войти
Музыка
27.12.2016 19:01
Что слушать в зимние праздники?

Что слушать в зимние праздники?

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: vrnmusic.ru

Многие композиторы, творившие в разные времена, вдохновлялись сюжетами, связанными с Рождеством. Примером могут служить и Бах, написавший «Рождественскую ораторию», и Гендель, создавший ораторию «Мессия», в которой описывается вся жизнь Христа, а первая часть посвящена тайне Его рождения.

К теме Рождества обращались Корелли, Брукнер, Мессиан, Онеггер и другие авторы. Среди наших соотечественников – это Чайковский, Римский-Корсаков, Бортнянский. Немало прекрасных мелодий, посвященных новогодним праздникам, в народной и эстрадной музыке. А песни из отечественных кинофильмов «Карнавальная ночь», «Чародеи», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» от Нового года просто неотделимы.

Какие музыкальные произведения у вас ассоциируются с Новым годом и Рождеством? Кто из композиторов наиболее точно передал настроение этих праздников? Ответить на эти вопросы и высказать свои новогодние пожелания слушателям мы попросили руководителей творческих коллективов и музыкантов Воронежской филармонии.

Ирина Авралёва, художественный руководитель Воронежской государственной филармонии:

– Новый год и Рождество – любимые и долгожданные праздники огромного количества людей во всем мире. У каждого из них своя уникальная история и сложившиеся традиции, отмечаемые в нашей стране по-разному. Если говорить о музыкальных ассоциациях, которые возникают в связи с празднованием Нового года и Рождества, то они у меня совершенно разные. Новый год в нашей стране – общенародный праздник, который принято отмечать в кругу семьи, среди родственников и близких друзей. Последние десятилетия неизменным атрибутом новогоднего праздника являются отечественные культовые киноленты, которые многие россияне уже разобрали на цитаты и выучили наизусть. И музыка из этих фильмов (к примеру, «Ирония судьбы, или С легким паром!» или «Карнавальная ночь») ассоциируется с Новым годом. Все мы, будучи маленькими, водили хороводы вокруг ёлки и громко распевали песенки – «Маленькой ёлочке холодно зимой...» и «В лесу родилась ёлочка…»: это ещё одна ассоциация с Новым годом. И, конечно, Пётр Ильич Чайковский. Он написал два совершенно разных по настроению произведения, но при этом объединенных темой Рождества. Это опера «Черевички» на сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» и балет «Щелкунчик» по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В настоящее время, по традиции, в канун Нового года он присутствует в репертуаре ведущих театров страны. Билеты на «Щелкунчик» стали, без преувеличения, традиционным новогодним подарком в среде любителей классического искусства. На мой взгляд, «Щелкунчик» наиболее точно передаёт новогоднее настроение и атмосферу праздника. Гениальная музыка Чайковского пробуждает в нас те светлые чувства, которые нам очень дороги и знакомы с детства – веру в сказку и ожидание чудес. Я хочу поздравить Вас с наступающим Новым годом! Пусть он принесёт благополучие и уверенность в завтрашнем дне, новые знакомства и счастливые события! Пусть радует каждым своим часом и минуткой, преумножая всё хорошее! Пусть всё, что намечено обязательно осуществится! И пусть музыка всегда звучит в Вашей душе!


Игорь Вербицкий, дирижер Воронежского академического симфонического оркестра:

– У меня Новый год ассоциируется прежде всего со «Щелкунчиком». Музыка Петра Ильича Чайковского удивительно созвучна с новогодним настроением, предвкушением праздника. Звучание ксилофона, других инструментов, которые Петр Ильич впервые вводил в свой оркестр, – это как искрящиеся льдинки! Настоящее чудо! В последнее время мы стали активно заимствовать американскую традицию, все эти Jingle Bells и прочие атрибуты американского Рождества уже прочно вошли в нашу жизнь, и это тоже стало ассоциацией. Я не скажу, что это плохо, но вообще это не наш праздник. На Руси Новый год праздновался в другое время. А если брать в расчёт церковный календарь, то он наступит у нас на две недели позже, 14 января – так называемый Старый Новый год. Мне вспоминается «Щедрик» – замечательное произведение, которое все знают наизусть, которое было исполнено на всевозможных инструментах и спето всеми возможными голосами.
Постепенно в наш быт вошли рок-баллады, которые были написаны в связи с Рождеством и Новым годом. И эта смесь народных традиций и традиций, заимствованных из Европы и Америки, стала для нас явью. Мне кажется, что жизнь современного человека во многом зависит от той сферы, где мы находимся постоянно. Нельзя говорить, что конкретно вот эта музыка ассоциируется с праздником, потому что мы её специально включаем или пытаемся спеть сами. Это та музыка, которая льется нам в уши из динамиков в супермаркетах, на улице, и мы во многом зависим от выбора тех людей, которые, собственно, её включают. То есть иногда какие-то ассоциации возникают помимо нашей воли, с какими-то конкретными песнями, которые мы из года в год слышим постоянно. Но независимо от ассоциаций хочется пожелать слушателям мирного неба, мира в душе, добра, света. Потому что время у нас непростое. А собственно говоря, когда оно было простым? Мне кажется, от нас самих многое зависит, чтобы эти дни стали по-настоящему праздничными. Вот взять и просто повесить какую-то гирлянду дома – и ты уже чувствуешь себя немножко другим человеком.

Валентина Головина, художественный руководитель музыкально-литературного лектория Воронежской филармонии:

– На мой взгляд, в Новый год приемлема любая музыка – яркая, одухотворенная, волшебная и возвышенная. А вот что касается того, какую музыку рекомендовать слушателям в качестве новогодней, это достаточно непросто. Потому что отношение к этому празднику и вкусы у публики разные. Новый год приходится на время Рождественского поста, и кто-то считает Новый год не настолько значительным по сравнению с Рождеством, и даже игнорирует этот день. Тем не менее, с детства Новый год для нас дорогой и приятный праздник. У меня Новый год, наверное, сейчас ассоциируется с песней группы «Дискотека Авария»: «Новый год к нам мчится, скоро все случится». Она настолько популярна, что становится символом нашего времени. Ну а если вспомнить детство, то, конечно, «В лесу родилась ёлочка». Не представляем мы себе Новый год и без «Щелкунчика» Чайковского. «Вальс цветов», танец Феи Драже с челестой – это первая ассоциация с Новым годом в классической музыке. Еще, конечно, «Ночь перед Рождеством». К этому сюжету обратились два композитора-классика. Они не соревновались специально, так получилось: один создавал музыку в Москве, другой – в Петербурге. И так же со «Снегурочкой»: сначала Чайковский написал музыку к драматическому спектаклю, а потом Римский-Корсаков пишет оперу, которая была поставлена в Петербурге. Так же с «Черевичками»: Чайковский написал оперу «Кузнец Вакула» (во второй редакции – «Черевички»), а Римский-Корсаков позже пишет «Ночь перед Рождеством». И музыка Римского-Корсакова стала более популярной. Видимо, лирик Чайковский у нас больше ассоциируется с «Евгением Онегиным». А Римский-Корсаков как раз попал в тему с этой балаганностью, яркостью, колядками.
Новогодние пожелания у меня традиционные. В первую очередь: здоровья, добра, счастья. Это объёмные слова, в моем понимании, они не пустые. Ну а если говорить о нашей профессии, которая должна давать счастье людям в восприятии искусства, открытии нового, воспитании, духовности, любви, – всё это возможно благодаря классической музыке. И мне бы хотелось, чтобы в новом году люди имели возможность ходить в концертные залы, слушать хорошую музыку, эстетически развиваться. Поэтому в новом году, помимо здоровья и счастья, хотелось бы общего эстетического, яркого уровня в нашей жизни.


Евгений Мингалёв, контрабасист, аранжировщик, участник ансамбля «Воронежские солисты»:

– По мере того, как мы взрослеем, с Новым годом у нас ассоциируется разная музыка. Когда я был маленьким, это были песни «В лесу родилась ёлочка» и «Маленькой ёлочке холодно зимой». Когда стал старше, это была музыка из фильма «Чародеи». А сейчас, когда уже позади сорокалетний рубеж, Новый год у меня ассоциируется с музыкой из «Иронии судьбы». Мне она ближе всего по духу. Но у меня есть дети, которые тоже любят Новый год, поэтому «В лесу родилась ёлочка» продолжает оставаться актуальной. А жизненные ощущения, конечно, связаны с музыкой Таривердиева. Что касается классики, то ярче Петра Ильича Чайковского в «Щелкунчике» уже ничего невозможно придумать. А желаю я творческих находок, если вы – творческая личность, и прекрасных концертов слушателям. Всем желаю добра, здоровья и терпения. Если есть терпение и здоровье, то будет и всё остальное.


Татьяна Ижогина, художественный руководитель и главный дирижер Мужского хора Воронежской филармонии:

– При упоминании о новогодних праздниках в первую очередь на память приходит чудесная музыка из балета Чайковского «Щелкунчик». А Рождество связано, конечно, с духовной музыкой. Едва только начинается Рождественский пост, во время богослужений мы уже поём: «Христос рождается, славите!». И на каждой воскресной службе, в течение всего поста в храме раздаётся: «Христос рождается!». Невозможно представить себе Рождество и без колядок. Наш Мужской хор поет «Щедрик», но не Леонтовича, а современную обработку в стиле джаз–рок-хорус: текст тот же, а музыкальная версия другая, очень интересная. Пожелать слушателям мне хочется светлых праздников, а родной филармонии, 80-летие которой мы празднуем в 2017 году, – обрести второе дыхание еще как минимум на 180 лет!


А вот и праздничный хит-парад по результатам опроса. При желании вы можете дополнить этот список своими любимыми рождественскими и новогодними мелодиями. С Новым годом и Рождеством!

1. Открывает наш хит-парад безоговорочный лидер – балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». Партитура была начата в январе и завершена в марте 1892 года. Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала в виде сюиты в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге 7 марта 1892 года и имела большой успех. На сцене Мариинского театра премьера балета состоялась 6 декабря 1892 года, и с тех пор он не сходит со сцены многих отечественных и зарубежных театров.

2. На втором месте – легендарная «В лесу родилась ёлочка», одна из самых популярных детских песен, ставшая в СССР новогодней. Слова написала Раиса Адамовна Кудашева, музыку – Леонид Карлович Бекман. Рождение песни произошло 17 октября 1905 года. В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить рождественские праздники, песня Кудашевой – Бекмана, как встарь, зазвучала под каждой ёлкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным и потому приемлемым: в этой рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!

3. Третье место занимает одно из самых фантастических произведений оперной классики – «Ночь перед Рождеством» Николая Андреевича Римского-Корсакова. Жанр оперы композитор определил как быль-колядку, ему хотелось создать настоящую сказку, основанную на старинных славянских поверьях и обрядах. Но не всё было легко: цензура не хотела выпускать произведение в первозданном виде, ведь среди прочих партий в опере фигурировала сама царица Екатерина II, да и появление на сцене персонажа в духовном сане в то время расценивалось как настоящий эпатаж. Тем не менее, Римский-Корсаков смог убедить дирекцию Мариинского театра оставить всё как есть, и в ноябре 1895 года его волшебная опера увидела свет.

4. На четвёртой позиции после вечной классики и ассоциации с детством – музыка Микаэла Таривердиева к всенародно любимому фильму Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». В «Иронию судьбы» Таривердиев попал случайно. Летом 1974 года он отдыхал в Пицунде, где и встретил Рязанова. Режиссер напевал песню «На Тихорецкую состав отправится» и сокрушался, что ему для нового фильма нужна именно такая, а кто автор, он не знает. Каково же было изумление Рязанова, когда Таривердиев заявил, что это его композиция: он написал ее для спектакля театра МГУ. Вопрос был решен – Таривердиева утвердили на роль композитора.

5. И, наконец, прекрасная рождественская колядка «Щедрик». Ее явил миру Николай Дмитриевич Леонтович – талантливый композитор, хоровой дирижер, фольклорист, педагог и общественный деятель. Впервые эта колядка в редакции Леонтовича была исполнена в 1916 году хором Киевского Университета. В 1921 «Щедрик» Леонтовича спели в нью-йоркском «Карнеги-Холле». Песня сразу стала популярной, а один из американских радиоведущих написал для нее английский текст. С тех пор украинская колядка известна в Америке и Европе под названием Сarol of the Bells.


Объявление

Выбрать любимую песню не составляет особого труда. На сайте http://muzyunost.ru Вашему вниманию представлен огромный каталог песен на любой вкус. Заходит и выбирайте. Приятного времяпровождения.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.