Войти
Музыка
26.12.2016 17:09

Воронежский академический симфонический оркестр завершил первое полугодие абонементного сезона музыкой Моцарта и Малера

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Дарья Бойченко

Каждый раз, слушая Моцарта, задаешься вопросом: что же все-таки такого в этой музыке, что она третий век остается живой и современной? Концерт № 9 ми-бемоль мажор – возвышенное, рыцарское сочинение, написанное композитором в возрасте 21 года для некой Виктории Жёнами, дочери французского хореографа Жана-Жоржа Новерра.


Луис Густаво Карвальо играет его легко, умиротворяюще, без труда преодолевая технические сложности этого виртуозного концерта. Чередование реплик солиста и оркестра в первой части похоже на музыкальное развитие в оперном спектакле, а побочная партия во второй теме словно рисует портрет будущего Керубино, напоминая знаменитую Voi Che Sapete («Сердце волнует жаркая кровь»).


Заставляет задержать дыхание гениальное андантино – сокровенная медленная часть. А финал с эпизодами двойного эха снова возвращает нас в стихию оперной карнавальности, которую Карвальо и дирижер Игорь Вербицкий трактуют очень изысканно, в пастельных тонах.

На бис пианист исполнил «Арабеску» Шумана – таким же мягким и невесомым звуком.

Во втором отделении слушателей ожидало настоящее потрясение: Первая симфония Густава Малера. Масштабное, густонаселенное образами полотно, которое маэстро Игорь Вербицкий решает как полновесный роман с захватывающим действием. Дирижеру удалось передать иррациональную суть этой симфонии. Его Малер – настоящий постромантик, мир которого построен на ироническом восприятии действительности.

Первая часть симфонии с великолепной картиной пробуждающейся природы созвучна фразе Малера, который однажды назвал себя «ребенком, заблудившимся в собственных мечтах». Но в этой кажущейся безоблачности уже проглядывают недобрые улыбки неких инфернальных сущностей. Во второй части – грандиозном лендлере – они улыбаются еще явственнее, принуждая героя плясать под свои трубы. Третья – самая фантастическая – заставляет вспомнить новеллы Гофмана и фильмы Кустурицы. Здесь в порядке вещей до жути несочетаемое: детский канон «Братец Яков» оборачивается похоронным маршем, который, в свою очередь, превращается в разудалый танец клезмерского оркестра.

Но не спешите верить Малеру: не все так смешно, как кажется. И в этом убеждает эпизод третьей части симфонии, далекий от сарказма. Он словно предупреждает нас о том, что за фальшивыми похоронами следует настоящая смерть. А вот подтверждение страшной догадки – начало четвертой части, истерзанное, страдающее в борьбе явно не за жизнь. К чести дирижера и оркестра, они выходят из этой схватки по-бетховенски живыми: «От тьмы – к свету, через борьбу – к победе!».


После субботнего концерта слушателей ждал новогодний подарок: встреча в рамках «Союза друзей филармонии» с Луисом Густаво Карвальо и маэстро Игорем Вербицким, которую провел профессор Бронислав Табачников.

Пианист и дирижер ответили на вопросы любителей музыки. По словам Луиса Густаво, между русскими и бразильцами много общего: они похожи искренностью в выражении чувств. К слову, Карвальо хорошо говорит по-русски, у него русская супруга, а в юности он учился у российских музыкантов: его педагогом в Вене был Олег Майзенберг, в Москве – Элисо Вирсаладзе.


Пианист любит играть русскую музыку: первый концерт, который он сыграл с оркестром, когда ему было 12 лет, был концерт для фортепиано № 1 Шостаковича. С большим удовольствием Карвальо играет произведения Скрябина, Рахманинова.

Мечтой дирижера Игоря Вербицкого остается исполнить все симфонии Малера. Под его руководством уже прозвучали первая, третья, четвертая, пятая, седьмая, девятая и «Песнь о земле». Маэстро поделился планами на второе полугодие абонементного сезона 2016 – 2017: в феврале впервые в Воронеже прозвучит симфоническая поэма «Песнь соловья» Стравинского и редко исполняемый концерт для фортепиано с оркестром № 2 Чайковского.
Loading...

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронеж отмечает Масленицу

Сегодня, в Прощёное воскресенье, последний аккорд масштабного народного праздника.

В РоссииВ Воронеже прошел шестой фестиваль «Кубок света»

Организаторами фестиваля по традиции выступили областная общественная организация «Наше общее дело» и группа компаний «ТВИМ».

В миреФранцузского художника на неделю закрыли внутри каменной глыбы, главная загадка перформанса – куда деваются отходы

Лишь в последний момент Авраам Пуаншеваль немного приоткрыл завесу тайны, сказав, что взял с собой пустые пластиковые бутыли.

ОбществоОбластной литературный музей им. И.С. Никитина приглашает на встречу «Ясная Наташа»

Эта акция посвящена Наталье Штемпель — лучшему другу Осипа Мандельштама в Воронеже.

Театр«Дело Боброва», или «Прошлое по субботам» в драматическом театре

В Кольцовском театре стартовал «ностальгический» проект, посвящённый светлой памяти ушедших спектаклей.

Кино и телевидениеКассовые сборы пятницы, 24 февраля, в Америке: в лидеры выходит фильм ужасов «Прочь»

Удивительна не сумма сборов лидера, а стопроцентно положительная оценка фильма на Rotten Tomatoes. Такого не бывает.

ПерсонаПрезидент международного фестиваля Усадьба Jazz Мария Сёмушкина обратилась к воронежцам

Она сообщила, что в этом году фестиваль состоится в Воронеже 22 июля. И вновь у стен Дворца Ольденбургских в Рамони.

ЛитератураВ «Эксмо» выходит новый роман Элис Хоффман «Карибский брак» – о матери художника Камиля Писарро

Это книга о том, как вопреки всему, благодаря твёрдости характера матери на свет появился «отец импрессионизма».

МузыкаПод занавес зимы Воронежский академический симфонический оркестр исполнил романтическую программу

Солировал известный российский пианист Яков Кацнельсон, место за пультом занял маэстро Игорь Вербицкий.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 18-25 февраля в мировых СМИ

Несколько изумительных работ порадуют вас композицией, колоритом, глубиной постижения окружающего мира.

Зал ожиданияБГ и «Аквариум» выступят в зале Event-Hall

В Воронеже легендарный музыкант традиционно сотрудничает с Лабораторией Искусств Art.Lab.

ГлавноеГлавным итогом «Оскара-2017» стал грандиозный скандал

Ошибка при объявлении победителя в главной номинации зашла слишком далеко.