Войти
Музыка
26.12.2016 16:09
Воронежский академический симфонический оркестр завершил первое полугодие абонементного сезона музыкой Моцарта и Малера

Воронежский академический симфонический оркестр завершил первое полугодие абонементного сезона музыкой Моцарта и Малера

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Дарья Бойченко

Каждый раз, слушая Моцарта, задаешься вопросом: что же все-таки такого в этой музыке, что она третий век остается живой и современной? Концерт № 9 ми-бемоль мажор – возвышенное, рыцарское сочинение, написанное композитором в возрасте 21 года для некой Виктории Жёнами, дочери французского хореографа Жана-Жоржа Новерра.


Луис Густаво Карвальо играет его легко, умиротворяюще, без труда преодолевая технические сложности этого виртуозного концерта. Чередование реплик солиста и оркестра в первой части похоже на музыкальное развитие в оперном спектакле, а побочная партия во второй теме словно рисует портрет будущего Керубино, напоминая знаменитую Voi Che Sapete («Сердце волнует жаркая кровь»).


Заставляет задержать дыхание гениальное андантино – сокровенная медленная часть. А финал с эпизодами двойного эха снова возвращает нас в стихию оперной карнавальности, которую Карвальо и дирижер Игорь Вербицкий трактуют очень изысканно, в пастельных тонах.

На бис пианист исполнил «Арабеску» Шумана – таким же мягким и невесомым звуком.

Во втором отделении слушателей ожидало настоящее потрясение: Первая симфония Густава Малера. Масштабное, густонаселенное образами полотно, которое маэстро Игорь Вербицкий решает как полновесный роман с захватывающим действием. Дирижеру удалось передать иррациональную суть этой симфонии. Его Малер – настоящий постромантик, мир которого построен на ироническом восприятии действительности.

Первая часть симфонии с великолепной картиной пробуждающейся природы созвучна фразе Малера, который однажды назвал себя «ребенком, заблудившимся в собственных мечтах». Но в этой кажущейся безоблачности уже проглядывают недобрые улыбки неких инфернальных сущностей. Во второй части – грандиозном лендлере – они улыбаются еще явственнее, принуждая героя плясать под свои трубы. Третья – самая фантастическая – заставляет вспомнить новеллы Гофмана и фильмы Кустурицы. Здесь в порядке вещей до жути несочетаемое: детский канон «Братец Яков» оборачивается похоронным маршем, который, в свою очередь, превращается в разудалый танец клезмерского оркестра.

Но не спешите верить Малеру: не все так смешно, как кажется. И в этом убеждает эпизод третьей части симфонии, далекий от сарказма. Он словно предупреждает нас о том, что за фальшивыми похоронами следует настоящая смерть. А вот подтверждение страшной догадки – начало четвертой части, истерзанное, страдающее в борьбе явно не за жизнь. К чести дирижера и оркестра, они выходят из этой схватки по-бетховенски живыми: «От тьмы – к свету, через борьбу – к победе!».


После субботнего концерта слушателей ждал новогодний подарок: встреча в рамках «Союза друзей филармонии» с Луисом Густаво Карвальо и маэстро Игорем Вербицким, которую провел профессор Бронислав Табачников.

Пианист и дирижер ответили на вопросы любителей музыки. По словам Луиса Густаво, между русскими и бразильцами много общего: они похожи искренностью в выражении чувств. К слову, Карвальо хорошо говорит по-русски, у него русская супруга, а в юности он учился у российских музыкантов: его педагогом в Вене был Олег Майзенберг, в Москве – Элисо Вирсаладзе.


Пианист любит играть русскую музыку: первый концерт, который он сыграл с оркестром, когда ему было 12 лет, был концерт для фортепиано № 1 Шостаковича. С большим удовольствием Карвальо играет произведения Скрябина, Рахманинова.

Мечтой дирижера Игоря Вербицкого остается исполнить все симфонии Малера. Под его руководством уже прозвучали первая, третья, четвертая, пятая, седьмая, девятая и «Песнь о земле». Маэстро поделился планами на второе полугодие абонементного сезона 2016 – 2017: в феврале впервые в Воронеже прозвучит симфоническая поэма «Песнь соловья» Стравинского и редко исполняемый концерт для фортепиано с оркестром № 2 Чайковского.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаСтало известно, кого назначили руководить Воронежской специальной музыкальной школой на Никитинской

Это соратница пропагандиста творчества Хоя, дирижёра-контрабасиста Евгения Мингалёва.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.