Музыка
В Воронеже подвели итоги конкурса композиторов
- Текст: Елена Фомина
- Фото: soyuzkompozitorov-vrn.ru
Конкурс проходил по инициативе региональной композиторской организации в рамках культурно-просветительского проекта «Великие имена земли Воронежской в истории России» с 1 октября по 25 ноября 2016 года. 15 декабря объявлены имена лауреатов.
– Изначально мы задумали конкурс как региональный, – говорит председатель Воронежского Союза композиторов, председатель оргкомитета конкурса Лариса Вахтель. – Думали, что ограничимся авторами нашего региона и просто зафиксируем живой процесс. Но всё развернулось гораздо шире. Откликнулась Москва, другие города и страны. Конкурс приобрёл иное звучание: достояние региона раскрылось в российском масштабе. Кроме того, мы хотели привлечь внимание композиторов к творчеству гениальной русской женщины – поэтессы, переводчицы, драматурга и прозаика Евдокии Ростопчиной (1811 – 1858), лучшие сочинения которой созданы на Воронежской земле, в городе Анна.
Конкурсные работы оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли композиторы и музыковеды Воронежа, Липецка, Ельца, Белгорода. Это председатель Белгородской композиторской организации, председатель жюри конкурса Елена Латыш-Бирюкова; члены Союза композиторов России, профессор, заведующая кафедрой этномузыкологии ВГИИ заслуженный деятель искусств РФ Галина Сысоева, Игорь Надеждин (Елец), Елена Вершинина-Бойкова (Липецк).
Конкурс включал в себя пять номинаций: академическое вокальное и академическое хоровое сочинение, эстрадное и джазовое, вокальное или хоровое сочинение для детей и отдельная номинация: вокальное или хоровое сочинение на стихи Евдокии Ростопчиной. Композиторы присылали свои опусы под девизом: это принципиальная позиция, которая позволила жюри быть независимым и объективным.
– Без спорных моментов не обошлось, потому что было много сочинений разных авторов, – рассказывает Игорь Борисович Надеждин. – Не было одинаковой музыки: каждое произведение раскрывает поэзию по-разному. Например, в сочинениях на стихи Кольцова, Никитина чувствуется опора на русский мелос. Мандельштам – это символизм, его хватает и у Бунина. Есть и очень выразительное речитативное начало. Эту традицию заложил Даргомыжский, её развивали Прокофьев, Шостакович, Свиридов. И наши авторы достойно продолжают поиск в этой области.
Члены жюри единодушно отмечают высокий уровень конкурса. Наряду с такими признанными мастерами, как Кирилл Уманский, Владимир Беляев, Михаил Цайгер, Борис Лисицын, Александр Мозалевский, в нём приняли участие молодые авторы. Среди сочинений начинающих композиторов есть интересные работы, претендующие на серьёзную заявку.
– Конкурс тем и интересен, что мы можем проследить динамику развития современного композиторского творчества, – делится впечатлениями Елена Юрьевна Латыш-Бирюкова. – Главный критерий оценки: чтобы сочинение было ярким и раскрывало поэтику стиха. Конкурс показал, что преемственность не потерялась. Сегодня это очень важно: возвращение к своим истокам, нашему великому наследию, нетленному богатству, которым мы гордимся и должны очень бережно передать молодому поколению. Этим конкурсом нам хотелось бы дать молодежи импульс к дальнейшему развитию.
Несмотря на то, что музыка была представлена в стилистическом многообразии – от бардовской песни до вокальных циклов и хоровых сочинений, все работы высоко профессиональны и выразительны. Кто-то пишет в стиле Шостаковича и Свиридова, кто-то в стиле изысканного французского импрессионизма, кто-то – в гротескном ключе, с ультрасовременными гармониями, изобретательной фортепианной фактурой, интересной подачей вокальной партии. Есть философские сочинения, которые поражают глубиной постижения текста. Много яркой музыки для детей. Члены жюри единодушно заявляют, что такие конкурсы нужны в первую очередь для того, чтобы разбудить фантазию композиторов, найти новые средства музыкальной выразительности. И в конечном итоге – дать сочинениям жизнь, возможность исполнения, донести их до слушателя.
– Главный судья – это слушатель. Он скажет своё слово: нужна ли ему эта музыка сегодня? – рассуждает Галина Яковлевна Сысоева. – Искусство субъективно. То, что нравится одному, может не понравиться другому. Как оценивать искусство? С точки зрения каких-то новаций, с точки зрения общепринятых норм, или, может быть, с точки зрения слушателя, которому эта музыка кажется сегодня нужной и современной? Это большая условность – первое место, второе, третье. Всё расставит по местам зрительный зал. Когда это произведение прозвучит со сцены, и публика его примет или не примет – вот это будет главная оценка.
У открытого регионального конкурса композиторов ещё одна миссия – это живой взаимообмен между композиторскими организациями России, между музыкантами и слушателями. По материалам конкурса будет издан сборник, в который войдут лучшие произведения, рекомендованные жюри. В апреле 2017 года состоится фестиваль «Созвучие», в рамках которого состоятся премьеры конкурсных сочинений. Запланирована серия авторских концертов. Организаторы проекта выражают надежду, что вниманию слушателей будет представлено как можно больше произведений современных авторов в исполнении ведущих российских музыкантов.
Гран-при конкурса у профессиональных композиторов присуждено Бирюкову Николаю Георгиевичу (Белгород) за Вокальный цикл «Жизнь» на стихи И. Никитина для высокого голоса и фортепиано, у молодых авторов – Даниловой Анне Андреевне (Рославль) за сочинение «Зоологические песенки» на стихи С. Маршака для хора, треугольника, деревянной коробочки и фортепиано. С полным списком лауреатов открытого регионального конкурса композитов на создание произведений на стихи выдающихся воронежских поэтов в рамках культурно-просветительского проекта «Великие имена земли Воронежской в истории России» можно ознакомиться здесь.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Болельщикам сказали прийти на матч «Факел» – «Оренбург» за несколько часов до начала
Правительство региона приняло решение провести поединок со зрителями на трибунах.
В России — На международный конкурс фотографии «Свет и Цвет» будут допущены работы, созданные с помощью ИИ
В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, профессиональные фотографы и фотолюбители, фотохудожники, художники, дизайнеры.
В мире — Люди и вправду боятся клоунов, особенно дети
Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.
Общество — Готовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов
После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.
Театр — Осуждённые Воронежской области показали спектакли в рамках фестиваля «Свобода творчества»
Артисты представили «Бориса Годунова», «Сказку о царе Салтане» и музыкальную композицию «Болдинская осень».
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»
Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.
Персона — Анатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской
77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.
Литература — Вышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»
Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.
Музыка — Музыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена
В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ
Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.
Зал ожидания — Музей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»
Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.
Главное — Ночь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной
Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.