Музыка
В Воронеже подвели итоги конкурса композиторов
- Текст: Елена Фомина
- Фото: soyuzkompozitorov-vrn.ru
Конкурс проходил по инициативе региональной композиторской организации в рамках культурно-просветительского проекта «Великие имена земли Воронежской в истории России» с 1 октября по 25 ноября 2016 года. 15 декабря объявлены имена лауреатов.
– Изначально мы задумали конкурс как региональный, – говорит председатель Воронежского Союза композиторов, председатель оргкомитета конкурса Лариса Вахтель. – Думали, что ограничимся авторами нашего региона и просто зафиксируем живой процесс. Но всё развернулось гораздо шире. Откликнулась Москва, другие города и страны. Конкурс приобрёл иное звучание: достояние региона раскрылось в российском масштабе. Кроме того, мы хотели привлечь внимание композиторов к творчеству гениальной русской женщины – поэтессы, переводчицы, драматурга и прозаика Евдокии Ростопчиной (1811 – 1858), лучшие сочинения которой созданы на Воронежской земле, в городе Анна.
Конкурсные работы оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли композиторы и музыковеды Воронежа, Липецка, Ельца, Белгорода. Это председатель Белгородской композиторской организации, председатель жюри конкурса Елена Латыш-Бирюкова; члены Союза композиторов России, профессор, заведующая кафедрой этномузыкологии ВГИИ заслуженный деятель искусств РФ Галина Сысоева, Игорь Надеждин (Елец), Елена Вершинина-Бойкова (Липецк).
Конкурс включал в себя пять номинаций: академическое вокальное и академическое хоровое сочинение, эстрадное и джазовое, вокальное или хоровое сочинение для детей и отдельная номинация: вокальное или хоровое сочинение на стихи Евдокии Ростопчиной. Композиторы присылали свои опусы под девизом: это принципиальная позиция, которая позволила жюри быть независимым и объективным.
– Без спорных моментов не обошлось, потому что было много сочинений разных авторов, – рассказывает Игорь Борисович Надеждин. – Не было одинаковой музыки: каждое произведение раскрывает поэзию по-разному. Например, в сочинениях на стихи Кольцова, Никитина чувствуется опора на русский мелос. Мандельштам – это символизм, его хватает и у Бунина. Есть и очень выразительное речитативное начало. Эту традицию заложил Даргомыжский, её развивали Прокофьев, Шостакович, Свиридов. И наши авторы достойно продолжают поиск в этой области.
Члены жюри единодушно отмечают высокий уровень конкурса. Наряду с такими признанными мастерами, как Кирилл Уманский, Владимир Беляев, Михаил Цайгер, Борис Лисицын, Александр Мозалевский, в нём приняли участие молодые авторы. Среди сочинений начинающих композиторов есть интересные работы, претендующие на серьёзную заявку.
– Конкурс тем и интересен, что мы можем проследить динамику развития современного композиторского творчества, – делится впечатлениями Елена Юрьевна Латыш-Бирюкова. – Главный критерий оценки: чтобы сочинение было ярким и раскрывало поэтику стиха. Конкурс показал, что преемственность не потерялась. Сегодня это очень важно: возвращение к своим истокам, нашему великому наследию, нетленному богатству, которым мы гордимся и должны очень бережно передать молодому поколению. Этим конкурсом нам хотелось бы дать молодежи импульс к дальнейшему развитию.
Несмотря на то, что музыка была представлена в стилистическом многообразии – от бардовской песни до вокальных циклов и хоровых сочинений, все работы высоко профессиональны и выразительны. Кто-то пишет в стиле Шостаковича и Свиридова, кто-то в стиле изысканного французского импрессионизма, кто-то – в гротескном ключе, с ультрасовременными гармониями, изобретательной фортепианной фактурой, интересной подачей вокальной партии. Есть философские сочинения, которые поражают глубиной постижения текста. Много яркой музыки для детей. Члены жюри единодушно заявляют, что такие конкурсы нужны в первую очередь для того, чтобы разбудить фантазию композиторов, найти новые средства музыкальной выразительности. И в конечном итоге – дать сочинениям жизнь, возможность исполнения, донести их до слушателя.
– Главный судья – это слушатель. Он скажет своё слово: нужна ли ему эта музыка сегодня? – рассуждает Галина Яковлевна Сысоева. – Искусство субъективно. То, что нравится одному, может не понравиться другому. Как оценивать искусство? С точки зрения каких-то новаций, с точки зрения общепринятых норм, или, может быть, с точки зрения слушателя, которому эта музыка кажется сегодня нужной и современной? Это большая условность – первое место, второе, третье. Всё расставит по местам зрительный зал. Когда это произведение прозвучит со сцены, и публика его примет или не примет – вот это будет главная оценка.
У открытого регионального конкурса композиторов ещё одна миссия – это живой взаимообмен между композиторскими организациями России, между музыкантами и слушателями. По материалам конкурса будет издан сборник, в который войдут лучшие произведения, рекомендованные жюри. В апреле 2017 года состоится фестиваль «Созвучие», в рамках которого состоятся премьеры конкурсных сочинений. Запланирована серия авторских концертов. Организаторы проекта выражают надежду, что вниманию слушателей будет представлено как можно больше произведений современных авторов в исполнении ведущих российских музыкантов.
Гран-при конкурса у профессиональных композиторов присуждено Бирюкову Николаю Георгиевичу (Белгород) за Вокальный цикл «Жизнь» на стихи И. Никитина для высокого голоса и фортепиано, у молодых авторов – Даниловой Анне Андреевне (Рославль) за сочинение «Зоологические песенки» на стихи С. Маршака для хора, треугольника, деревянной коробочки и фортепиано. С полным списком лауреатов открытого регионального конкурса композитов на создание произведений на стихи выдающихся воронежских поэтов в рамках культурно-просветительского проекта «Великие имена земли Воронежской в истории России» можно ознакомиться здесь.
Ранее в рубриках
В Воронеже — «Буран» разгромил «Юнисон»
Первая в истории игра этих команд завершилась убедительной победой воронежцев.
В России — Русская глубинка сжимается на глазах
Продолжает сжиматься русская провинция, хранительница традиций и нравственных ценностей.
В мире — Названы самые греховные города Америки 2024 года
Рейтинг самых тёмных и злачных уголков США составила компания WalletHub.
Общество — Вслед за сливочным маслом дорожают мясо, молоко и многое другое
Разгул инфляции в Воронежской области впечатляет. Разгула зарплат и пенсий не наблюдается.
Театр — Объявлен состав экспертного совета театральной премии «Гвоздь сезона»
В состав совета вошли известные театральные критики.
Кино и телевидение — 21 ноября отмечается Всемирный день телевидения – малоизвестные страницы истории Воронежской ГТРК
Как в начале девяностых годов в Воронеже создавались первые музыкальные клипы.
Персона — Назначен новый директор Никитинской библиотеки
Им стал сын директора Воронежской ДШИ № 5 Вячеслава Золототрубова.
Литература — 90-летие Воронежского регионального отделения Союза писателей России отметят творческим вечером
Акция пройдёт в Воронежской областной юношеской библиотеке имени В. М. Кубанёва.
Музыка — Между духом и материей (послесловие к концерту в Доме композиторов)
Каждый художник находится в своих исканиях между высокой идеей и ее земным воплощением, обретая свою «материю» в духовном пространстве искусства.
Изобразительное искусство — Заслуженный художник России Юрий Утенков получил необычный привет из Крыма
Ему напомнили о том, что больше полвека назад он создал достойное произведение монументального искусства.
Зал ожидания — Организована новая пешая экскурсия «О Костёнках с любовью»
В роли экскурсовода выступит Анна Владимировна Сафронова — местный житель и сотрудник музея-заповедника.