Войти
Музыка
06.10.2016 19:18
Дирижёр Илмар Лапиньш и певица Светлана Москаленко: «Мы любим хорошую музыку»

Дирижёр Илмар Лапиньш и певица Светлана Москаленко: «Мы любим хорошую музыку»

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Дарья Бойченко

Известный дирижёр и молодая певица выступили вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром в рамках проекта «Ночь в филармонии». Их концерт по праву можно назвать выдающимся событием. Солистка Михайловского театра Светлана Москаленко исполнила виртуозные арии из опер Моцарта и одну из сложнейших партий репертуара колоратурного сопрано – Арию Цербинетты из оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе», которая в 2015 году помогла ей стать лауреатом Международного конкурса имени Чайковского.

Маэстро Илмар Лапиньш представил Вариации и Фугу Макса Регера на тему Моцарта, впервые прозвучавшие в Воронеже.

Илмар Лапиньш и Светлана Москаленко составляют гармоничный творческий дуэт. Дирижёр и певица живут в разных городах (Лапиньш в Иркутске, Москаленко в Санкт-Петербурге), но нередко выступают вместе. Интервью тоже получилось совместным: о том, кто из композиторов лучше понимает певцов, о любви к России и об умении слышать друг друга не только на сцене.

– Светлана обладает редким голосом, – говорит Илмар Лапиньш. – Я счастлив, что она является другом Иркутского симфонического оркестра, которым я руковожу, и моим другом. А я дружу с ее супругом – виолончелистом Санкт-Петербургской капеллы. А началась наша дружба с фестиваля «Дыхание Байкала» в Иркутске, где она спела партию Людмилы в опере «Руслан и Людмила». А потом Джульетту в опере Беллини «Капулетти и Монтекки».


– Концерт в Воронеже – это уже наш третий совместный проект с маэстро Лапиньшем, – включается в разговор Светлана. – И, я думаю, наше сотрудничество будет продолжаться.

– Светлана, во время конкурса Чайковского за Вас наверняка болел весь Иркутск. После II премии на одном из самых престижных музыкальных состязаний есть к чему стремиться?

– Если на этом остановиться, то это путь в никуда. Мне ещё работать и работать. Я уже после этого побывала на двух конкурсах, так что после конкурса Чайковского жизнь не закачивается. Есть ещё Кардифф, где выбирают одного лучшего певца, есть и другие престижные состязания. Конкурс Чайковского давно был моей целью. Для меня он стал самым тяжелым из всех: и по программе, и по той напряженной обстановке, которая ему сопутствует. Конкурсные выступления транслировались на весь мир, за меня болели друзья и близкие, все меня поддерживали. А из Иркутска всё время звонили и переживали. Это очень приятно и очень ответственно.

– Долго готовились к конкурсу Чайковского?

– Я выложилась на сто процентов, выстраивала программу, занималась с педагогами по языку и, конечно, много работала над вокалом. Для конкурсной программы выбрала, в основном, немецкую музыку, так что пришлось много петь на немецком языке, которого я не знаю. Это было сложно, но я справилась.

– Какие предложения поступили сразу после конкурса Чайковского?

– Пригласили в Швейцарию, где я спела Царицу ночи. В декабре я пою эту партию в Дюссельдорфе. Потом поеду во Францию – в Нанси, в Лотарингию, там будет спектакль «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Так что европейская карьера начала понемногу складываться. У меня появился свой агент, он совершенно случайно вышел на меня в интернете. В декабре я буду петь два спектакля в Иркутске – «Капулетти и Монтекки» Беллини. А в Михайловском театре сейчас премьера «Волшебной флейты», где я пою партию Царицы ночи.

– А когда вообще начали петь?


– С 9 лет я начала заниматься с педагогом из оперетты. Я училась в Минеральных Водах, а педагог у меня был из Пятигорска. Родители возили меня каждые выходные заниматься вокалом.

– Так Вы не петербурженка?

– Нет, я из Ставропольского края, из города Георгиевска.

– А Вы сразу решили, что будете петь на оперной сцене?

- Да, я никогда не рассматривала себя как эстрадную певицу. В 9 лет я познакомилась с Ave Maria и другими классическими произведениями. И когда подошло время думать о профессии, поняла, что больше всего меня увлекает классическая музыка. В музыкальное училище я поступила на два отделения: фортепианное и вокальное. А через год поняла – только вокал. И уже в 16 лет сказала своему педагогу, что хочу поступить в консерваторию. Окончила консерваторию имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, живу в этом городе уже 10 лет, так что он тоже стал родным.

– Несмотря на молодой возраст, вы уже опытная певица. На Ваш взгляд, кто из композиторов лучше всех знает певца?

– Мне очень удобно петь Рихарда Штрауса. Когда я познакомилась с его музыкой, то поняла, что она просто создана для моего голоса. Я пою его, совершенно не напрягаясь. Он же сам писал тексты всех своих произведений и точно просчитал каждую фразу, чтобы певцу было удобно петь. Чего не скажешь о Чайковском. Его, мне кажется, петь сложнее всего. Он не писал для колоратурного сопрано, я могу судить только по романсам: у него всегда самые неудобные гласные буквы в самых неудобных местах. А Рихард Штраус мне подошел. Моцарт тоже, но не сразу.

– А в чем сложность Моцарта?

– Во всём. Его поют с первого курса училища до последнего в консерватории. Его надо научиться петь. Но если ты умеешь петь Моцарта, то можешь считать себя певцом.


– Я восемь лет прожил в Вене, – продолжает тему маэстро Лапиньш, почетный гражданин Австрии, в 1990-е годы – главный дирижер и художественный руководитель Венского нового камерного оркестра и дирижер Венской камерной оперы. – Когда я туда приехал, мне сначала очень не понравилось, как австрийцы играют Моцарта. Они играют, как будто не утруждая себя. Но за этой кажущейся легкость стоит большая работа. Светлана тоже поет Рихарда Штрауса легко. И когда слушаешь, кажется: ну, это же не трудно! Вот и с Моцартом то же самое. Он должен быть лёгким, в нём должно быть озорство. Он был человеком очень острым на язык, элегантным и в тоже время фантастически работоспособным: столько написал за свою недолгую жизнь, что двух жизней не хватит, чтобы только переписать его сочинения. А что касается Светланы, она легко поёт не только немецкую музыку, но и французскую, и итальянскую, и русскую.

– Я всё люблю, – улыбается Светлана.

– Мы просто любим хорошую музыку, – вторит маэстро. – Которая, как осетрина у Булгакова, не бывает второй свежести.

– Светлана, а что является основой для певческой свободы? Многие вокалисты говорят, что основа – это дыхание.

– Всё в комплексе. И дыхание, и школа. Слава Богу, что меня никто не испортил. Потому что есть немало случаев, когда педагоги портят певцов. У меня всегда были хорошие педагоги – и в училище, и в консерватории, которые очень бережно относились к голосу, а ведь голос – это тончайший инструмент, который можно испортить в два счета. Мой консерваторский педагог – Тамара Дмитриевна Новиченко – пять лет из меня что-то ваяла. И всегда говорила, что я средняя певица. Она всем так говорит, чтобы не зазнавались. И всегда нужен кто-то, кто слышит тебя со стороны. Меня контролирует мой муж, он виолончелист. И у меня очень хороший концертмейстер. Мы занимаемся каждый день, иначе ничего не получится. Только занятия, только работа. И ещё должен быть вокальный мозг. Я сама занимаюсь с учениками, и понимаю: что если этого нет, то это сложно объяснить. Это как математика. Ты выстраиваешь произведение и абсолютно четко должен знать, что и на какой ноте ты должен сделать.

– А отдыхать Вам когда-нибудь удается?

– Отдых у меня бывает раз в год, когда у нас отпуск в театре. Тогда я могу выдохнуть и замолчать на месяц. Могу побыть со своей семьёй, с мужем и ребёнком, и совершенно ни о чём не думать.

– С чем, как Вам кажется, связан такой взлет российских певцов на западе?

– Прежде всего – с открытием железного занавеса, – говорит маэстро Лапиньш. – С возможностью учиться у итальянских певцов. Есть певучие страны: Румыния, Италия, Болгария. А в России тяжело петь правильно, потому что русский язык не очень создан для пения. Он глубокий, в нем масса согласных. Итальянцы не говорят «электричество», они говорят – «элетро». А ещё мы очень закрыты. Нас так воспитывали, особенно в Прибалтике. Когда я приехал поступать в Ленинградскую консерваторию на дирижерский факультет, мой педагог Илья Мусин сказа: «Илмар, у вас длинные руки, длинные ноги, с этим все в порядке. Но с вашим лицом не надо дирижировать. С вашим лицом нужно играть в покер, потому что никто не будет знать, какие у вас карты».

– Маэстро, Вы – автор книги под названием «Национальность – музыкант». Все-таки музыкантом рождаются или становятся?

– И то, и другое. Моя мама была певицей. Она получила профессиональное образование еще во время буржуазной Латвии. А потом поменялась власть: сначала советская, потом, фашистская оккупация, потом снова советская власть. Родителей мамы депортировали в Сибирь, она была «дочь кулака». С музыкальной карьерой ничего не вышло. И все свои музыкальные мечты она перенесла на меня. Мама работала машинисткой, печатала дома на машинке. Каждый день в 12 часов по радио передавали концерт классической музыки. И я уже в 4 года мог отличить Карузо, Джильи и Бьёрлинга. Если бы я пел, я был бы тенором. Но голоса мне Бог не дал.

– Но у Вас был альт.

– Знаете, как говорили о Рональде Рейгане: это был подающий надежды актёр, но его всё меньше и меньше стали приглашать в Голливуд, и он закончил жизнь как президент Соединенных Штатов. У меня жизнь так пошла, что сначала играл на скрипке, потом на альте, потом стал дирижером.

– Вы получили почетное гражданство в Австрии, могли бы остаться работать в Германии. Почему выбрали Россию?

– Я хочу работать там, где хочу. Я люблю Россию. В 18 лет я приехал в Ленинград поступать в консерваторию и, к своему стыду, не знал русского языка. Сдал все музыкальные экзамены на пять, а сольфеджио даже на пять с плюсом. А потом была история СССР. У меня спросили: что проходит в Советском Союзе раз в четыре года? Я ответил: «Конгресс». Потому что «съезд» на латышском языке – это «конгресс». Моя мама ходила в 80 лет на все баррикады и демонстрации, приветствовала отсоединение Латвии. А в последние месяцы жизни сказала мне одну вещь: «Если кто-то спасет мир, то только Россия».

– Наверное, самая дорогая похвала в жизни была от мамы?

– Когда ей было 85 лет, она говорила: «Лучше бы ты работал на заводе. Был рядом, как все нормальные сыновья. А то я вижу тебя раз в год». А перед смертью она сказала: «Молодец, что не предал музыку. И музыка тебя никогда не предаст». Это были её последние слова.

Ранее в рубриках
В ВоронежеБолельщикам сказали прийти на матч «Факел» – «Оренбург» за несколько часов до начала

Правительство региона приняло решение провести поединок со зрителями на трибунах.

В РоссииНа международный конкурс фотографии «Свет и Цвет» будут допущены работы, созданные с помощью ИИ

В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, профессиональные фотографы и фотолюбители, фотохудожники, художники, дизайнеры.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрОсуждённые Воронежской области показали спектакли в рамках фестиваля «Свобода творчества»

Артисты представили «Бориса Годунова», «Сказку о царе Салтане» и музыкальную композицию «Болдинская осень».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.