Войти
Музыка
19.09.2016 09:00
Прокофьев и Шостакович: два гения. Послесловие к концерту в Воронеже

Прокофьев и Шостакович: два гения. Послесловие к концерту в Воронеже

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Дарья Бойченко

16 и 17 сентября Воронежский академический симфонический оркестр и дирижер Игорь Вербицкий представили в зале филармонии программу, посвященную двум юбилярам сезона – Сергею Прокофьеву (125 лет) и Дмитрию Шостаковичу (110 лет).

В первом отделении прозвучали сочинения С. Прокофьева – симфонический эскиз «Осеннее» и сюита из музыки к кинофильму «Поручик Киже», во втором – Концерт для виолончели с оркестром № 2 Д. Шостаковича с солистом Евгением Румянцевым.

Соединение в одной программе ключевых фигур отечественной музыки XX века, столь разных и равновеликих, создало оригинальную драматургию концерта и помогло взглянуть на их творчество в историческом контексте. Прокофьев и Шостакович были современниками, и сегодня их произведения являются гениальными документами эпохи, которая у каждого композитора выражается по-своему.

Слово «время»» стало ключевым в нашем разговоре с дирижером Воронежского академического симфонического оркестра, заслуженным деятелем искусств Воронежской области Игорем Вербицким и солистом – лауреатом международных конкурсов Евгением Румянцевым.


- Мы включили в эту программу произведения, которые достаточно редко исполняются на концертной эстраде, - рассказывает Игорь Вербицкий. – Этот сезон у нас связан не только с юбилеями Прокофьева и Шостаковича, но и с Годом российского кино. Кстати, «Поручик Киже» - первый опыт Прокофьева, связанный с кинематографом. Он даже сначала отказывался от этой работы. Но она оказалась настолько удачной, что Прокофьев создал из этой музыки сюиту, а потом еще и балеты ставили на эту музыку.

- Прокофьев и Шостакович – такие величины, что могут не уместиться в одном концерте. Сознательно шли на риск?

- Они творили в одно время, общались. Может быть, не очень много, потому что были слишком разными людьми и по своему жизненному укладу, и по взглядам, и по манере письма. Но они были современниками, их окружали одни и те же события и беспокоили одни и те же вопросы, которые у каждого трансформировались во что-то свое. Сергей Сергеевич, быть может, больше абстрагировался от этого и находил выход в уходе от всех этих проблем. Например, во время войны он пишет оперу «Дуэнья» по Шеридану. Тем не менее, у него есть раздумья о времени и о себе: это и Пятая симфония, и опера «Война и мир». Что же касается Шостаковича, то, мне кажется, всё его творчество – это реакция на происходящее вокруг него. Например, во Втором виолончельном концерте он цитирует полублатную песню «Бублики», которая потом вырастает в страшный гимн победившей темной силы.


- Произведения Прокофьева и Шостаковича нельзя исполнять с «чистого листа», без ощущения времени. Это относится и к слушательскому восприятию. Как добиться точного фокуса в понимании их музыки?

- На мой взгляд, музыка Прокофьева более универсальна. Может, поэтому она более востребована в мире.

- То есть, на западе его музыку воспринимают лучше, чем музыку Шостаковича?

- На западе ее лучше знают, она чаще исполняется. В ней больше русской культуры, причем именно дворянской культуры, это немаловажно. И культуры европейской, которой Прокофьев пропитался, проведя значительную часть жизни на западе. Шостакович как здесь родился, так всю жизнь и прожил. Он никогда не эмигрировал, не общался с «мирискусниками», с кругом Дягилева. А Прокофьев всегда чувствовал себя человеком мира. Склад его музыки и письма связан с традициями, скажем, французской музыки. Какую-то часть жизни он прожил в Америке. Это тоже сказалось: например, он использует в партитуре саксофон. Прямого цитирования джаза у него нет. Это, скорее, вы найдете у Шостаковича: хотя у него именно советский джаз, ближе к джазу Утесова. У Прокофьева изначально в определенный период его творчества были и выступления, и записи. Потом, когда он переехал в Советский Союз, эта дверь за ним захлопнулась. Он попал в жесткие рамки советского режима и обязан был писать ту музыку, которая соответствовала заказу. Иначе бы он просто не смог здесь выжить. Тем не менее, некоторые произведения, написанные им в советское время, по музыкальному языку близки западному слушателю. Например, сказка «Петя и волк» многократно записывалась ведущими мировыми оркестрами, звучала в сценических постановках. Кстати, интересный факт: тему «Романса» из «Поручика Киже» использовал певец Стинг. Он дает эту тему в одной из своих песен как припев. Интересно, правда? И это именно Прокофьев, а не Шостакович.

- Шостакович более привязан к своему времени?

- Шостакович использовал в своих произведениях тот материал, который в его время люди слышали на улицах: революционные песни, площадные куплеты. И поэтому содержание его музыки лучше воспринималось людьми тогда. Они могли выйти из зала и услышать на улице то, что только что слышали на концерте. А сейчас эти цитаты узнают не все: те же самые «Бублики». Или симфонии, посвященные революциям 1905 и 1917 года: кто из молодого поколения слушателей сегодня знает эти песни? Я тоже родился в уже более спокойное время, не застал сталинский режим и не могу представить, как жили люди в то время, их состояние. То есть, человек приходит на концерт и слушает музыкальную реакцию своего современника на происходящее вокруг. В музыке Шостаковича очень мало светлых страниц, это глубоко трагичная музыка. В этом отношении Прокофьев гораздо более светлый композитор.

- А кто Вам ближе?

- Все-таки Прокофьев. Музыка Шостаковича – это, как правило, искаженное болью лицо человека, глубоко страдающего. Я не то чтобы не хочу на себя примерять эти одежды, но… находиться в этом состоянии непросто.


В этот момент к нашему разговору присоединяется Евгений Румянцев – один из интереснейших молодых виолончелистов России, лауреат многих международных конкурсов, в том числе конкурса имени Чайковского. Выпускник Московской консерватории, ученик Наталии Шаховской. А она была ученицей Мстислава Ростроповича, которому Шостакович посвятил свой Второй виолончельный концерт. Снова связь времен – глубокая и не случайная.

- Евгений, Вы в этом концерте словно рыцарь на ристалище, где на кону – самая настоящая жизнь. Трудно вести этот бой?

- Безусловно, это произведение для меня особенное. Впервые я сыграл его десять лет назад. Кстати, я играл его на конкурсе Чайковского. Это поздний Шостакович – мрачный, депрессивный, без намека на свет в конце туннеля. В этом смысле оно наполняется какими-то сюжетами из своей жизни.

- И в этом смысле Вы – заодно с дирижером.

- Да, мы договорились (смеется). Я уже не первый раз играю в Воронеже, и каждый раз, когда мы вместе репетируем, у меня невероятно теплые и приятные ощущения, потому что я чувствую, что в смысле музыкального поиска мы движемся в одном направлении. Нам даже одни и те же записи нравятся. Второй виолончельный концерт Шостаковича сложен и для солиста, и для оркестра. Там очень подробная, детальная партитура, все время участвуют какие группы инструментов. В первой части есть даже каденция для виолончели и большого барабана. Это достаточно непросто сделать. У меня, когда мы репетировали здесь, в Воронеже, было ощущение, что мы играем этот концерт не в первый раз, а уже неделю репетируем.

- У Вашего инструмента очень красивый молодой и свежий голос. Он у Вас недавно?

- Ему чуть больше года, он сделан по заказу. У меня с недавних пор изменилось отношение к инструменту, как к чему-то, неразрывно связанному с исполнителем. Знаете, как говорят: ах, он играл всю жизнь на одном инструменте, это его душа… Любой предмет, с которым ты проводишь много времени, становится для тебя очень значимым, но ответ на этот вопрос кроется в самом слове «инструмент» - это средство, чтобы что-то делать. Мне в этом смысле помогло преподавание. Когда что-то показываешь студенту, не всегда под рукой оказывается свой инструмент. И я понял, что могу сыграть на любом инструменте, только нужно некоторое время, чтобы понять, как его использовать по максимуму.

- А Вы часто бываете довольны собой?

- У меня это понятие разделено на две стороны. Музыканту очень нужен момент уверенности в себе. Причем, даже там, где для этого нет поводов. Если ты не уверен в себе, то ты никого не сможешь убедить в том, что ты делаешь. А второй момент: ты слышишь всё, что ты делаешь, и критикуешь себя. Так что это всё вместе. Момента полнейшего удовлетворения, чтобы я сказал себе: да, это было самое удачное – такое вообще вряд ли возможно. Всегда есть что улучшить.


Музыка Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича будет звучать в течение всего филармонического сезона. В программу абонементов №№ 1 и 2 входит концерт для скрипки с оркестром № 2 и кантата «Александр Невский» С. Прокофьева. Творчеству Прокофьева и Шостаковича посвящена программа абонемента «Для всей семьи» – «Два портрета в музыкальном интерьере». Произведения Д. Шостаковича прозвучат 1 октября в концерте, посвященном Году российского кино и Международному дню музыки в рамках проекта «Ночь в филармонии».



Объявление

Каждый человек интересуется различными событиями, особенно, если это касается работы или хобби. Вашему вниманию представлены новости в охоте и рыбалке. Более детально ознакомиться с ними можно на сайте http://guntrade.ru. Заходите и узнавайте много полезного для себя.

Ранее в рубриках
В Воронеже«Факел» проиграл «Ростову» на своём поле, губернатор обвинил судейство

В домашнем матче с «Ростовом» воронежский «Факел» уступил с минимальным счетом, Александр Гусев возмутился судейством.

В РоссииНакануне Дня космонавтики воронежцы увлеклись видео с МКС

Такие выводы сделали аналитики МегаФона на основе исследования обезличенных данных абонентов.

В мире«Гала-концерт Большого балета 2024 в Сеуле» отменили за сутки до начала

Это особенно неприятно после недавней отмены выступления в Сеуле российской балерины Светланы Захаровой.

ОбществоВоронежское духовенство во главе с митрополитом Сергием собралось у гроба отца Петра

Глава Воронежской митрополии совершил заупокойную литию у гроба новопреставленного протоиерея Петра Петрова.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 11-14 апреля: стих ветер в парусах

Попытка взять зрителя количеством не увенчалась успехом.

ПерсонаВоронежский танцовщик Дмитрий Трухачёв стал лауреатом стипендии Правительства РФ

Воронежцы знают его по партиям Фарлафа, Черномора, Злого Колдуна, Синьора Помидора, Бенволио, Санчо Пансы и другим.

МузыкаЭстрадный хор FERMATA представит воронежцам новую прорывную программу «По страницам любимых мюзиклов...»

Прозвучат популярные песни из отечественных и зарубежных мюзиклов разных лет.

Изобразительное искусствоВ Воронеже организовали сеанс живописи, посвящённый Первой мировой войне

Натурщики были в тщательно воссозданных исторических костюмах той эпохи.

Зал ожиданияВ Воронеже готовится к проведению форум «Благодатный огонь в сердце каждого»

В пасхальные дни воронежцев и гостей города ждут на духовно-просветительском форуме.

ГлавноеНа совещании у мэра решали важные социально-культурные вопросы

Работы на объектах социальной сферы стали основной темой планёрки мэра Вадима Кстенина.