Войти
Музыка
10.09.2016 22:20
Элисо Вирсаладзе и Академический симфонический оркестр открыли в Воронеже 91-й концертный сезон

Элисо Вирсаладзе и Академический симфонический оркестр открыли в Воронеже 91-й концертный сезон

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Денис Данилов

Имя Элисо Вирсаладзе невольно вызывает ассоциации с известной аксиомой: «Стиль – это человек». Сегодня в мире немного исполнителей такого уровня. Пройдя школу своей бабушки, Анастасии Вирсаладзе, и Якова Зака, она соединяет в себе великое искусство уже мифических времен и живую современность, при этом всегда оставаясь собой: ни на кого не похожей, несравненной Элисо Вирсаладзе.

Не раз слышавший её Нейгауз, говорил о двух типах исполнителей – «сверхличных» и «сверхиндивидуальных», замечая, что нет смысла их сравнивать: «оба лучше». Вирсаладзе, бесспорно, относится к первому типу, обладающему способностью передать замысел композитора в его первозданном виде, с точки зрение высшей объективности, не привнося слишком много своего, субъективного. Природа виртуозности пианистки – в красоте и смысле самой музыки. Своим исполнением она дает понять, что не надо стараться делать музыку лучше, чем она написана композитором (этим нередко грешат многие сегодняшние солисты).


Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром си-бемоль минор в ее интерпретации предстает в своей истинной красоте и величии. Игра Вирсаладзе полна внутреннего достоинства, сдержанного и лаконичного. В то же время в ней столько легкого дыхания и свежести! Восхищает и царственная посадка за роялем, когда исполнитель и инструмент составляют единое целое, и большие красивые руки, от которых нельзя оторвать глаз.


Мощный импульс передается от солистки к оркестру. Элисо Вирсаладзе и дирижер Владимир Вербицкий явили пример истинного партнерства: вдохновенного и созидающего. Оркестр звучал как единая стихия: волнующе, энергично, слаженно. «Половодье чувств» в концерте Чайковского легко превратить в варенье, щедро сдобренное сентиментальностью и приторным пафосом. Пианистка и дирижер продемонстрировали классически ясную трактовку знаменитого концерта, вызвавшую у слушателей чувство искренней радости и сопереживания, которое всегда бывает при соприкосновении с настоящим искусством.


Во втором отделении прозвучала Пятая симфония Шостаковича. Маэстро Владимир Вербицкий представил это великое произведение, отдавая дань гению XX столетия: 25 сентября 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения композитора. Уже первые звуки симфонии заставляют внутренне собраться и ответить на вечный гамлетовский вопрос. Шостакович – великий иносказатель. Как никто другой в XX веке, он умел передать противостояние индивидуального и безличностного, единственного в своем роде «я» и многоголосого большинства – чудовищной, изобретательной машины, пресекающей связь с созидательным началом.


Оркестр передает это до такой степени зримо, что мы физически начинаем ощущать движение этого адского механизма, чувствовать его разрушительную работу. Внутри этой фантасмагории скрывается удивительная нежность – та самая, человеческая, суть, в которой, несмотря на давление бездушной машины, сохраняется связь с Творцом. В этом смысле высочайшим переживанием стала третья часть симфонии – трепетное, богодухновенное Largo.

В XX столетии нет более правдивого и откровенного художника, чем Шостакович. С момента премьеры его Пятой симфонии прошло почти 80 лет, но и сегодня его музыка попадает точно в цель. Разнородные части симфонии Владимир Вербицкий собирает в единое художественное целое, выявляя ее надмирную, в чем-то даже античную сущность.


Открытие задало тон новому сезону. Первый концерт Чайковского и Пятая симфония Шостаковича настроили нас на серьезное творческое осмысление, вдумчивую работу, которая, безусловно, продолжится в течение всего сезона.






Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже ГИБДД решила взяться за городской транспорт, стартовала профилактическая акция «Автобус»

С сегодняшнего проводится целая серия мероприятий, призванных повысить культуру перевозок и безопасность пассажиров и пешеходов.

В РоссииМединский разрешил худрукам театров упразднять худсоветы, но запретил передавать театры по наследству

Худруки могут предлагать кандидатуры на своё место, однако ведомство оставляет право окончательного решения за собой.

В миреОбъявлены номинанты на премию «Золотая малина» по итогам 2018 года

По традиции, номинантов антипремии объявляют за день до публикации списка номинантов «Оскара».

ОбществоКак выбрать солярий

Советы тем, кто хочет в любое время года баловать кожу воздействием полезного ультрафиолета.

ТеатрФестиваль «Золотая маска» стартовал спектаклем БДТ «Гроза», который телевизионщики перепутали с воронежским

Вместо сцены из спектакля питерского театра приказали фото постановки Камерного театра.

Кино и телевидениеКассовые сборы в Америке за уик-энд 18-20 января: «Стекло» выигрывает, но не дотягивает до прогнозной планки

На этот раз воскресный вечер – не финал, впереди ещё выходной праздничный день.

ПерсонаБрэд Питт покоряет ещё одну красавицу мирового уровня – если верить СМИ, у него роман с Шарлиз Терон

Об этом романе звёзд первой величины сегодня не пишет разве что New York Times, которая «выше этого».

Литература«Молитва нейрохирурга» Дэвида Леви – удивительный сплав медицинской драмы и духовных поисков

Доктор Леви убеждён в том, что успешные и неудачные хирургические операции связаны с Богом и верой.

МузыкаУчастница проекта «Воронежские имена» Дарья Воронцова сыграла на уникальном клавесине

Клавесин, приобретённый Воронежской филармонией четыре года назад, стал одной из достопримечательностей города.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 11-18 января в мировых СМИ

Зима, явления природы, люди и животные были в центре внимания фотографов планеты.

Зал ожиданияВ Воронеже выступит один из самых известных в мире казачьих коллективов – ансамбль песни и пляски имени А. Квасова

Концерт в двух отделениях, который станет подарком настоящим мужчинам, состоится 21 февраля в Театре оперы и балета.

ГлавноеВоронежцы отпраздновали Крещение – кто в проруби, кто в храме

Окунаясь в ледяную купель, никто не утонул, не обморозился, не потерял сознание.