Войти
Музыка
10.09.2016 22:20
Элисо Вирсаладзе и Академический симфонический оркестр открыли в Воронеже 91-й концертный сезон

Элисо Вирсаладзе и Академический симфонический оркестр открыли в Воронеже 91-й концертный сезон

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Денис Данилов

Имя Элисо Вирсаладзе невольно вызывает ассоциации с известной аксиомой: «Стиль – это человек». Сегодня в мире немного исполнителей такого уровня. Пройдя школу своей бабушки, Анастасии Вирсаладзе, и Якова Зака, она соединяет в себе великое искусство уже мифических времен и живую современность, при этом всегда оставаясь собой: ни на кого не похожей, несравненной Элисо Вирсаладзе.

Не раз слышавший её Нейгауз, говорил о двух типах исполнителей – «сверхличных» и «сверхиндивидуальных», замечая, что нет смысла их сравнивать: «оба лучше». Вирсаладзе, бесспорно, относится к первому типу, обладающему способностью передать замысел композитора в его первозданном виде, с точки зрение высшей объективности, не привнося слишком много своего, субъективного. Природа виртуозности пианистки – в красоте и смысле самой музыки. Своим исполнением она дает понять, что не надо стараться делать музыку лучше, чем она написана композитором (этим нередко грешат многие сегодняшние солисты).


Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром си-бемоль минор в ее интерпретации предстает в своей истинной красоте и величии. Игра Вирсаладзе полна внутреннего достоинства, сдержанного и лаконичного. В то же время в ней столько легкого дыхания и свежести! Восхищает и царственная посадка за роялем, когда исполнитель и инструмент составляют единое целое, и большие красивые руки, от которых нельзя оторвать глаз.


Мощный импульс передается от солистки к оркестру. Элисо Вирсаладзе и дирижер Владимир Вербицкий явили пример истинного партнерства: вдохновенного и созидающего. Оркестр звучал как единая стихия: волнующе, энергично, слаженно. «Половодье чувств» в концерте Чайковского легко превратить в варенье, щедро сдобренное сентиментальностью и приторным пафосом. Пианистка и дирижер продемонстрировали классически ясную трактовку знаменитого концерта, вызвавшую у слушателей чувство искренней радости и сопереживания, которое всегда бывает при соприкосновении с настоящим искусством.


Во втором отделении прозвучала Пятая симфония Шостаковича. Маэстро Владимир Вербицкий представил это великое произведение, отдавая дань гению XX столетия: 25 сентября 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения композитора. Уже первые звуки симфонии заставляют внутренне собраться и ответить на вечный гамлетовский вопрос. Шостакович – великий иносказатель. Как никто другой в XX веке, он умел передать противостояние индивидуального и безличностного, единственного в своем роде «я» и многоголосого большинства – чудовищной, изобретательной машины, пресекающей связь с созидательным началом.


Оркестр передает это до такой степени зримо, что мы физически начинаем ощущать движение этого адского механизма, чувствовать его разрушительную работу. Внутри этой фантасмагории скрывается удивительная нежность – та самая, человеческая, суть, в которой, несмотря на давление бездушной машины, сохраняется связь с Творцом. В этом смысле высочайшим переживанием стала третья часть симфонии – трепетное, богодухновенное Largo.

В XX столетии нет более правдивого и откровенного художника, чем Шостакович. С момента премьеры его Пятой симфонии прошло почти 80 лет, но и сегодня его музыка попадает точно в цель. Разнородные части симфонии Владимир Вербицкий собирает в единое художественное целое, выявляя ее надмирную, в чем-то даже античную сущность.


Открытие задало тон новому сезону. Первый концерт Чайковского и Пятая симфония Шостаковича настроили нас на серьезное творческое осмысление, вдумчивую работу, которая, безусловно, продолжится в течение всего сезона.






Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеЗнаменитые поэт и композитор посетили Народный музей Сергея Есенина

Авторы песен «Конь», «Не валяй дурака, Америка», «Океан» и «Ты, только ты» стали почётными гостями музея.

В РоссииИрина Хакамада рассказала о главной ошибке Кирилла Серебренникова

По мнению политика, свободомыслящему человеку в России опасно связываться с бюджетными деньгами.

В миреБольшая голливудская «шестёрка» сократилась до «пятёрки» после того, как The Walt Disney Company приобрела 21th Century Fox

Пресса сравнивает эту сделку с тектоническим сдвигом в киноиндустрии и потоковом вещании.

ОбществоВ представленном в Воронеже тремя офисами «Промсвязьбанке» вводится временная администрация

Центробанк объявил о санации ПАО «Промсвязьбанк» через Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС).

ТеатрТеатр кукол «Шут» приглашает весело проводить старый и встретить новый год

В театре подготовили настоящий новогодний марафон. Маленьких зрителей, их пап и мам ждет «Рождественская сказка».

Кино и телевидениеКассовые сборы четверга, 14 декабря, в российском прокате: впереди «Звёздные войны»

80 процентов выручки обеспечил блокбастер «Звёздные войны: Последние джедаи»

ПерсонаВ Воронеже открылась выставка Юрия Купера

Значимость выставки подчеркнули в своих приветственных выступлениях гости торжественной церемонии.

ЛитератураСамые читаемые и продаваемые в России книги в декабре 2017

Рейтинг бестселлеров по-прежнему возглавляет роман Виктора Пелевина «IPhuck10».

МузыкаПодведены итоги первого регионального смотра-конкурса «Певучая Россия»

Это был масштабный праздник народной культуры, увенчанный удивительным итогом.

Изобразительное искусствоВ музее имени Крамского открылась выставка «100 чудес света»

«100 Чудес Света» — это сотня чудесных моментов из жизни природы и человека на планете Земля.

Зал ожиданияДеда Мороза и Снегурочку можно будет встретить в парках Воронежа

Мэрия приглашает воронежцев на новогодние праздники в Центральном парке и парке «Алые паруса».

ГлавноеБорис Березовский и оркестр Воронежской филармонии подарили воронежцам программу в народном стиле

Знаменитый пианист выступил в Воронеже вместе с академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Вербицкого.