Войти
Музыка
10.09.2016 22:20
Элисо Вирсаладзе и Академический симфонический оркестр открыли в Воронеже 91-й концертный сезон

Элисо Вирсаладзе и Академический симфонический оркестр открыли в Воронеже 91-й концертный сезон

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Денис Данилов

Имя Элисо Вирсаладзе невольно вызывает ассоциации с известной аксиомой: «Стиль – это человек». Сегодня в мире немного исполнителей такого уровня. Пройдя школу своей бабушки, Анастасии Вирсаладзе, и Якова Зака, она соединяет в себе великое искусство уже мифических времен и живую современность, при этом всегда оставаясь собой: ни на кого не похожей, несравненной Элисо Вирсаладзе.

Не раз слышавший её Нейгауз, говорил о двух типах исполнителей – «сверхличных» и «сверхиндивидуальных», замечая, что нет смысла их сравнивать: «оба лучше». Вирсаладзе, бесспорно, относится к первому типу, обладающему способностью передать замысел композитора в его первозданном виде, с точки зрение высшей объективности, не привнося слишком много своего, субъективного. Природа виртуозности пианистки – в красоте и смысле самой музыки. Своим исполнением она дает понять, что не надо стараться делать музыку лучше, чем она написана композитором (этим нередко грешат многие сегодняшние солисты).


Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром си-бемоль минор в ее интерпретации предстает в своей истинной красоте и величии. Игра Вирсаладзе полна внутреннего достоинства, сдержанного и лаконичного. В то же время в ней столько легкого дыхания и свежести! Восхищает и царственная посадка за роялем, когда исполнитель и инструмент составляют единое целое, и большие красивые руки, от которых нельзя оторвать глаз.


Мощный импульс передается от солистки к оркестру. Элисо Вирсаладзе и дирижер Владимир Вербицкий явили пример истинного партнерства: вдохновенного и созидающего. Оркестр звучал как единая стихия: волнующе, энергично, слаженно. «Половодье чувств» в концерте Чайковского легко превратить в варенье, щедро сдобренное сентиментальностью и приторным пафосом. Пианистка и дирижер продемонстрировали классически ясную трактовку знаменитого концерта, вызвавшую у слушателей чувство искренней радости и сопереживания, которое всегда бывает при соприкосновении с настоящим искусством.


Во втором отделении прозвучала Пятая симфония Шостаковича. Маэстро Владимир Вербицкий представил это великое произведение, отдавая дань гению XX столетия: 25 сентября 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения композитора. Уже первые звуки симфонии заставляют внутренне собраться и ответить на вечный гамлетовский вопрос. Шостакович – великий иносказатель. Как никто другой в XX веке, он умел передать противостояние индивидуального и безличностного, единственного в своем роде «я» и многоголосого большинства – чудовищной, изобретательной машины, пресекающей связь с созидательным началом.


Оркестр передает это до такой степени зримо, что мы физически начинаем ощущать движение этого адского механизма, чувствовать его разрушительную работу. Внутри этой фантасмагории скрывается удивительная нежность – та самая, человеческая, суть, в которой, несмотря на давление бездушной машины, сохраняется связь с Творцом. В этом смысле высочайшим переживанием стала третья часть симфонии – трепетное, богодухновенное Largo.

В XX столетии нет более правдивого и откровенного художника, чем Шостакович. С момента премьеры его Пятой симфонии прошло почти 80 лет, но и сегодня его музыка попадает точно в цель. Разнородные части симфонии Владимир Вербицкий собирает в единое художественное целое, выявляя ее надмирную, в чем-то даже античную сущность.


Открытие задало тон новому сезону. Первый концерт Чайковского и Пятая симфония Шостаковича настроили нас на серьезное творческое осмысление, вдумчивую работу, которая, безусловно, продолжится в течение всего сезона.






Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВ воронежской библиотеке выяснили и показали, каким был театр эпохи Пушкина

Постарались юные артисты студии «Синяя птица» Детской школы искусств № 1 города Воронежа.

В РоссииВоронежцы вошли в число победителей международного конкурса «Одаренные дети – будущее России»

Среди победителей – четверо обладателей Гран-при, а также призёры в разных номинациях.

В миреКаннский кинофестиваль 2018 года назвал победителей

Присуждены «Золотая пальмовая ветвь», Гран-при, награды лучшему актёру и актрисе, назван обладатель приза жюри.

ОбществоРейтинг самых матерящихся городов России, в котором Воронеж занял второе место, назвали скандальным

Учёный-филолог признал подобные исследования вредными и рассчитанными на скандальный успех.

ТеатрПремьера «Итальянского брака» в Кольцовском театре назначена на 3 июня

Режиссёр-постановщик Никита Рак готовит собственную сценическую версию этой знаменитой истории.

Кино и телевидениеКассовые сборы В США за уик-энд 18-20 мая: «Дэдпул 2» побеждает, но не дотягивает до прогнозной планки

После старта в пятницу аналитики считали, что 130 миллионов долларов за уик-энд – это минимум, который возьмёт картина.

ПерсонаАнтон Салакаев («Волга-Волга»): «Творчество должно быть позитивным»

Фронтмен группы «Волга-Волга», побывавшей с концертом в Воронеже, ответил на вопросы наших корреспондентов.

ЛитератураВышел новый роман Анны и Сергея Литвиновых «Девушка не нашего круга»

На этот раз – вне популярных серий «Агент секретной службы и «Авантюристка».

МузыкаСтали известны лауреаты музыкальной премии Billboard Music Awards-2018

Сразу в нескольких номинация лучшим оказался британский исполнитель Эд Ширан.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 12-19 мая в мировых СМИ

От королевской свадьбы в Виндзоре до производственного двора шанхайской фабрики, от неудачной корриды до природного катаклизма.

Зал ожиданияЮбилейный фольклорный фестиваль «На Троицу» пройдёт под Воронежем 26 и 27 мая

Проведение этого известного всей стране фестиваля изначально приурочено к празднованию православного праздника Троицы.

ГлавноеМастера и артисты Бобровского района покорили Воронеж в рамках акции «Дни культуры муниципальных районов»

Отчёт одного из самых видных и самобытных районов региона прошёл в субботу в Центральном парке.