Войти
Музыка
10.09.2016 22:20
Элисо Вирсаладзе и Академический симфонический оркестр открыли в Воронеже 91-й концертный сезон

Элисо Вирсаладзе и Академический симфонический оркестр открыли в Воронеже 91-й концертный сезон

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Денис Данилов

Имя Элисо Вирсаладзе невольно вызывает ассоциации с известной аксиомой: «Стиль – это человек». Сегодня в мире немного исполнителей такого уровня. Пройдя школу своей бабушки, Анастасии Вирсаладзе, и Якова Зака, она соединяет в себе великое искусство уже мифических времен и живую современность, при этом всегда оставаясь собой: ни на кого не похожей, несравненной Элисо Вирсаладзе.

Не раз слышавший её Нейгауз, говорил о двух типах исполнителей – «сверхличных» и «сверхиндивидуальных», замечая, что нет смысла их сравнивать: «оба лучше». Вирсаладзе, бесспорно, относится к первому типу, обладающему способностью передать замысел композитора в его первозданном виде, с точки зрение высшей объективности, не привнося слишком много своего, субъективного. Природа виртуозности пианистки – в красоте и смысле самой музыки. Своим исполнением она дает понять, что не надо стараться делать музыку лучше, чем она написана композитором (этим нередко грешат многие сегодняшние солисты).


Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром си-бемоль минор в ее интерпретации предстает в своей истинной красоте и величии. Игра Вирсаладзе полна внутреннего достоинства, сдержанного и лаконичного. В то же время в ней столько легкого дыхания и свежести! Восхищает и царственная посадка за роялем, когда исполнитель и инструмент составляют единое целое, и большие красивые руки, от которых нельзя оторвать глаз.


Мощный импульс передается от солистки к оркестру. Элисо Вирсаладзе и дирижер Владимир Вербицкий явили пример истинного партнерства: вдохновенного и созидающего. Оркестр звучал как единая стихия: волнующе, энергично, слаженно. «Половодье чувств» в концерте Чайковского легко превратить в варенье, щедро сдобренное сентиментальностью и приторным пафосом. Пианистка и дирижер продемонстрировали классически ясную трактовку знаменитого концерта, вызвавшую у слушателей чувство искренней радости и сопереживания, которое всегда бывает при соприкосновении с настоящим искусством.


Во втором отделении прозвучала Пятая симфония Шостаковича. Маэстро Владимир Вербицкий представил это великое произведение, отдавая дань гению XX столетия: 25 сентября 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения композитора. Уже первые звуки симфонии заставляют внутренне собраться и ответить на вечный гамлетовский вопрос. Шостакович – великий иносказатель. Как никто другой в XX веке, он умел передать противостояние индивидуального и безличностного, единственного в своем роде «я» и многоголосого большинства – чудовищной, изобретательной машины, пресекающей связь с созидательным началом.


Оркестр передает это до такой степени зримо, что мы физически начинаем ощущать движение этого адского механизма, чувствовать его разрушительную работу. Внутри этой фантасмагории скрывается удивительная нежность – та самая, человеческая, суть, в которой, несмотря на давление бездушной машины, сохраняется связь с Творцом. В этом смысле высочайшим переживанием стала третья часть симфонии – трепетное, богодухновенное Largo.

В XX столетии нет более правдивого и откровенного художника, чем Шостакович. С момента премьеры его Пятой симфонии прошло почти 80 лет, но и сегодня его музыка попадает точно в цель. Разнородные части симфонии Владимир Вербицкий собирает в единое художественное целое, выявляя ее надмирную, в чем-то даже античную сущность.


Открытие задало тон новому сезону. Первый концерт Чайковского и Пятая симфония Шостаковича настроили нас на серьезное творческое осмысление, вдумчивую работу, которая, безусловно, продолжится в течение всего сезона.






Ранее в рубриках
В ВоронежеСбербанк предупредил воронежцев о затруднениях в работе банкоматов

Это связано с ограничением работы мобильного интернета.

В РоссииУчёные вычислили вероятность падения «Космоса-482» на Воронеж

Шанс падения аппарата на столицу Черноземья в эти праздничные дни – один к тысяче.

В миреСнова чёрный дым над Ватиканом – кардиналы зашли в тупик с избранием Папы

Некоторые наблюдатели надеются, что белый дым над Сикстинской капеллой появится уже 8 мая вечером.

ОбществоВоронежцы жалуются на проблемы с интернетом

Люди задаются вопросом: как долго продлится интернет-блэкаут?

ТеатрНакануне Дня Победы в Кольцовском театре показали премьерный спектакль «Мы все и Надежда» – что из этого вышло

В целом спектакль получился – несмотря на недостатки драматургии и некоторые спорные решения.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 8 мая: праздничная тематика доминирует

Фильм «В списках не значился» выиграет второй уик-энд подряд.

ПерсонаАмерикано-перуанский кардинал Роберт Фрэнсис Прево стал новым Папой под именем Лев XIV

Американский Папа – это сюрприз. Видимо, не случайно такую активность вокруг святого престола проявлял Дональд Трамп.

ЛитератураБиографический роман Маргариты Мамич «Композитор тишины. Сергей Рахманинов» оказался бестселлером

Книга уже три недели входит в число самых продаваемых в магазине «Москва».

МузыкаКого прочат в победители конкурса «Евровидение-2025»

Скорее всего, победят финны, поющие на шведском языке и представляющие Швецию.

Изобразительное искусствоВ Минске открылась крупная художественная выставка с участием воронежских мастеров

Особое место в экспозиции занимают работы воронежских живописцев и графиков.

ГлавноеВоронежцам подсказали, как удачно провести выходные дни 8-11 мая

Праздничные выходные дни продлятся с четверга по воскресенье включительно.