Войти
Музыка
23.05.2016 19:49
Владимир Зисман: «Люблю путешествовать между мирами»

Владимир Зисман

Владимир Зисман: «Люблю путешествовать между мирами»

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Елена Фомина

Вы не читали Зисмана? Этот вопрос следует задавать с интонацией чеховского героя из рассказа «Учитель словесности» – с благоговейным ужасом и трагическим заламыванием рук: «Вы не читали Зисмана?!»
Книга Владимира Зисмана «Путеводитель по оркестру и его задворкам» выдержала уже несколько изданий, а ее автор – оркестровый музыкант, гобоист и рожкист – стал лауреатом премии «Рукопись года».

В книге сочетаются, на первый взгляд, несочетаемые вещи: остроумие и фундаментальность, парадокс и упрямая логика, ирония и нежность. Добавьте к этому мастерское изложение и профессиональное знание предмета – и, если вы до сих пор не читали Зисмана, то вам необходимо срочно заняться чтением, а если читали, то эта книга не нуждается в рекламе.

Я наслаждалась «Путеводителем по оркестру и его задворкам» дважды: первый раз – в электронном, второй – в добротном книжном варианте с чудесными рисунками Евгении Двоскиной. В третий раз повезло, когда я попала на выступление артистов оркестра театра Новая Опера в Москве и познакомилась с автором книги и организатором концерта под названием «Корпоратив» Владимиром Зисманом.

Идея вечера – сыграть максимум популярной музыки разных эпох и жанров, от Eine Kleine Nachtmusik Моцарта до Venus Робби Леувена (бессмертной «Шизгары») из репертуа¬ра группы Shocking Blue. То, что обычно играют на свадьбах, юбилеях, вернисажах, презентациях, что доставляет огромное удовольствие публике и называется малоэстетичным словом «халтура», а на самом деле является полноценным и с незапамятных времен распространенным видом творчества.


В одной программе естественным образом соседствовали «Шутка» Баха и «Регтайм 12-й улицы» Боумана, «Менуэт» Боккерини и «Маленький венский марш» Крейслера, романс «Я встретил вас» Малашкина и танго «Жалюзи» Гаде. Наибольшее воодушевление вызвала легендарная «Мурка», исполненная по нотам под аккомпанемент арфы. На просьбу кого-то из слушателей: «А повторить можно?» - ведущий, а также играющий в этом концерте на английском рожке, аккордеоне и фортепиано Владимир Зисман заметил, что «Мурку» любят все, только стесняются в этом признаться.

К слову, все аранжировки тоже сделаны им самим, а каждый номер сопровождался комментариями автора идеи концерта, которую помогли воплотить замечательные музыканты Новой Оперы Александра Чаплыгина (скрипка), Анна Июдина (скрипка), Александр Соколов (виолончель), Александр Малюгов (контрабас), Полина Баранова (арфа), Сергей Гречаников (флейта), тенор Георгий Фараджев и режиссер и актер Денис Петров-Жеребченко.


После щедрых бисов и долгих аплодисментов люди встали в очередь за автографами. Ну а для читателей «Культура ВРН» вместо автографа – интервью с автором бестселлера «Путеводитель по оркестру и его задворкам» Владимиром Зисманом.

- Ваша книга начиналась с публикаций в ЖЖ в интернете. Сколько времени понадобилось, чтобы сделать из нее рукопись?

- Около года. Много было разрозненного материала, трудно было его систематизировать. Делать его ответами на вопросы, как это было в ЖЖ, не интересно, а вот собрать из всего этого книгу было любопытно, но заняло много времени.

- Не ожидали, что вас будут цитировать?

- Для меня само появление книги стало неожиданностью. Совершенно не считаю себя писателем и со словом-то я, собственно говоря, до этого не работал. Я работал в основном с нотами, а не с буквами.

- Вы знаете, даже мой скромный опыт наблюдения за музыкантами говорит о том, что они хорошо формулируют мысли в отличие от представителей других творческих профессий…

- Возможно, потому что структура музыки предполагает некоторую дисциплину.

- Книги о музыке в основном, изложены академическим языком или, наоборот, излишне популяризаторским. У вас – иначе. Не боялись все это обнародовать, ведь вас читают не только слушатели, но и музыканты?

- Когда книга только создавалась, мне коллеги давали советы – те, кто читал. Особенное спасибо – трубачу Андрею Икову, он нашел там массу погрешностей, которые, будучи изданы уже в книге, создавали бы некоторую неловкость для меня чисто моральную.

- Он был цензором?

- Скорее редактором. Цензором был я.

- А от кого получили лучший отзыв?

- Тоже от коллеги, который сказал, что вот такая толстая книга, и ни о ком ты плохо не сказал.

- Я не буду задавать вопрос о том, может ли играть оркестр без дирижера. Потому что, мне кажется, я знаю ответ.

- Этих ответов много, и они все разные. Отношение оркестровых музыкантов к дирижерам – это отдельная сфера взаимодействия. Где-то на уровне кошки с собакой, живущих под одной крышей. Это такая ролевая игра по сути. Они делают одно дело, но с разных концов. Отсюда, соответственно, некоторый антагонизм. И глава о дирижерах – единственная глава, которую я старался смягчить.


- Музыканты – счастливые люди. У вас есть возможность напрямую общаться с композиторами, живущими в разное время…

- Это как повезет. Большую часть времени мы скорее рабочие нижнего звена. Как кочегары. Мы выполняем какую-то работу от сих до сих, реализуя чьи-то творческие замыслы – режиссера, дирижера. Это не всегда приятно на самом деле. Я старался взглянуть незамыленным взглядом на это сообщество музыкантское, на эту технологию. Потому что все на самом деле выглядит не так, как люди привыкли видеть. Весь этот романтизм, вся эта духовность…

- Но мы вас видим именно такими даже после прочтения книги…

- Я понимаю. Нет проблем – пожалуйста. Просто это многоуровневая система, одно не отменяет другого. Тут не то что нет противоречий, они есть, но они естественны.

- На ваш взгляд, слушатели, которые прочитали вашу книгу, будут по-другому относиться к музыке? И, может быть, в концертные залы придут те, кто до этого опасался туда ходить?

- Думаю, что да. Мне много отзывов в этом ключе приходит. В том смысле, что люди стали по-другому смотреть на происходящее на сцене, стали специально ходить, слушать и пытаться понять, как это функционирует, исходя из новых знаний.

- А вам не кажется, что сейчас происходит всплеск интереса к классической музыке? Вспомним хотя бы ажиотаж, который присутствовал при продаже абонементов Московской филармонии. Посещать концерты классической музыки стало модным?

- Я не очень заметил этот всплеск. Мне трудно судить, потому что я нахожусь с другой стороны. Дело доходило до абсурдных вещей, когда приезжали знакомые из других городов, мне надо было их отвести с парадного входа в концертный зал, и я не мог сообразить, как туда попасть, потому что привык на автомате идти со служебного. Я знаю, что в театрах Москвы залы практически всегда полные, в консерватории тоже всегда полные. Какие механизмы при этом работают – любопытство, мода или культура – этого я понять не могу. Общая культура падает – это очевидно, а как это отражается или не отражается на заполненности залов, этого я не понимаю.

- А общая культура музыкантов? Она сейчас на каком уровне? Классическая традиция – вещь ортодоксальная, там мало что меняется…

- Нет, многое поменялось. И школа поменялась. Потому что если струнники продолжали линию великих скрипачей, допустим, Ауэра, еще из тех времен, из первых рук, из XIX века, то духовики в советское время очень сильно технологически отстали от мирового уровня. В силу того, что не было инструментов, общей школы, и педагоги наши были в большинстве своем самоучками. До всего приходилось добираться самим – и нашим педагогам, и нам, на катастрофических инструментах. Сейчас у молодых ребят изумительные инструменты, очень качественные. У них высокая исполнительская технология, это гораздо лучше, чем то, что умеем делать мы – стабильность, надежность, качество звука. Они знают, что они делают и как они это делают, это очень важная штука. Но ощущение общей культуры не то чтобы отсутствует, но это такие очень узкие профессиональные ремесленники, и то, что находится за границами их квалифицированного труда, их в общем слабо волнует. Я не знаю, хорошо это или плохо, но это так.

- А это отражается на качестве исполнения?

- Трудно сказать. В оркестре мы все ремесленники и винтики. Если кому-то удается выйти за рамки общего среднего явления, то это заметно выбивается из музыкальной концепции дирижера. Это заметно и не факт, что это нужно. Потому что опять же с конца XX века и сейчас доминирующее в оркестровом исполнительстве – это надежность и стабильность, то, что предлагает цифровая запись. Это не волнение, не неожиданность. Выдающийся рожкист Леонид Крылов, который играл еще у Мравинского, когда играл симфонию Франка – там было соло английского рожка, то, когда он появлялся, возникало ощущение, что это концерт для рожка с оркестром. Там десять тактов – это была фантастика! Сейчас это никому не нужно и даже вредно, это вне общей концепции. Поэтому то, что они делают ровненько, профессионально, это очень хорошо. Надо ли это хорошо делать еще лучше, не знаю.

- Оркестр – дело коллективное, это мы поняли из вашей книги. Тем не менее, существуют такие отдушины, как ваш «Корпоратив», когда музыкантам хочется поиграть вместе, поджемовать, похулиганить в творческом смысле, проявить себя как прекрасных сольных исполнителей…

- За это им большое спасибо. Потому что когда приходишь в оркестр, то видишь там живых людей гораздо меньше, чем хотелось бы. Остальные приходят на службу. И винить их тоже нельзя, потому что это действительно тяжелый утомительный труд. И если у кого-то еще остались силы, то спасибо им большое и низкий поклон.

- Эта программа – начало цикла или разовая акция?

- Это первый концерт гипотетического цикла. Была идея сделать пять концертов в этом сезоне, но из-за огромной загрузки театра получился только один. Он отнял много сил у меня и у ребят и долго готовился. Поэтому остальные будут уже, видимо, в следующем сезоне.

- Чем привлекает такая форма? Когда видите живую реакцию публики…

- Вот этим и привлекает. Ведь что такое корпоратив? Это закрытое мероприятие для своих. Это не театр, куда могут прийти все желающие. Звучит музыка неакадемического плана, которая всегда с нами – что-то из серии пушкинского «скрыпача слепого». Для музыкантов, которые в этом варятся, это совершенно удивительный мир, замечательный именно своей интерактивностью. Потому что все происходит с учетом реакции публики. Меняется репертуар, темпы, громкость. Ты идешь за публикой и реагируешь на то, что, грубо говоря, подают к столу: коньяк или пиво. От этого тоже зависит репертуар, в первую очередь. Во время спектакля все гораздо проще, это как в кино: Чапаев в прошлый раз не дотянул до берега, сегодня тоже не дотянет и в следующий раз тоже. С Ленским будет та же история, и с Риголетто те же проблемы. А на таких концертах все может развернуться на 180 градусов, пойти совершенно другим путем, и в этом есть своя прелесть. В конце концов, это просто весело!

- А что вы делаете, когда удается найти повод ничего не делать?

- Я ложусь в кроватку с компьютером или с книжкой, начинаю думать и проводить всякие параллели, одним словом, поскольку все взаимосвязано, я цепляюсь за одно, потом за другое и начинаю с огромным наслаждением метаться по всяким вселенным. У меня сейчас в работе детская книжка о музыкальных инструментах. Я, собственно говоря, написал всего две строчки о том, что если бы мы были не людьми, а инопланетянами, то с учетом других органов чувств в других условиях у нас была бы другая музыка. А мой редактор говорит: напишите, пожалуйста, о том, какая у инопланетян музыка. Я полез изучать, какая в других условиях должна быть музыка. Ухлопал на это два дня, получил бездну удовольствия, узнал все о кузнечиках, об ультразвуковых свистках для собак. Узнал о том, что внук Уильяма Гершеля, который был гобоистом и заодно открыл Уран, вот его внук был основоположником дактилоскопии и дружил с тем самым товарищем, который занимался ультразвуком и изобрел инструмент, издающий не слышные для человека звуки. И вот это ползание между мирами – кузнечики, киты, Гершель – все это было для меня безумным наслаждением.

- А что вы читаете? И кто ваш любимый писатель?

- Читаю-то я все подряд. Потому что чем дальше, тем больше выясняется того, что прозевано раньше. Последнее время меня заинтересовали книги по истории. Когда попадаешь в новую историческую реальность, а я время от времени попадаю в новую историческую реальность – вместе со всеми, то начинаешь смотреть аналогичные ситуации раньше. Естественно, либо достаешь художественную, либо историческую литературу о том времени, и смотришь: как они выкручивались в прошлый раз? А ближе всего в художественной литературе мне Довлатов с его абсолютно точным взглядом на то, что происходит, и добрый сказочник дедушка Терри Пратчетт. Они некоторым образом определяют видение мира. И парадоксальным образом они работают вместе с Библией, потому что там все эти вещи, если внимательно читать, с таким же незамыленным взглядом сформулированы. И все эти внутренние арки, которые выясняются при прочтении, они точно так же дают вот это внутреннее удовлетворение. Ты начинаешь видеть, что мир в общем взаимосвязан. И это вносит некоторое успокоение.


«Единственный человек в оркестре, который может за выражением лица не следить, — это дирижер. И он этим активно пользуется. По-моему, если перед дирижерским пультом установить камеру, а изображение вывести на большие мониторы для публики, это будет не менее увлекательное и динамичное зрелище, чем фильм «Маска» с Джимом Керри.
А некоторые из них, пользуясь шумом, издаваемым оркестром, еще и ругаются. До сих пор с изумлением и даже некоторым восхищением вспоминаю одного отечественного маэстро, который на концерте во время исполнения «Сечи при Керженце» Римского-Корсакова матерился во всю глотку в течение шестнадцати тактов и НИ РАЗУ не повторился. Справедливости ряди надо заметить, что у него были для этого некоторые основания».
Владимир Зисман, «Путеводитель по оркестру и его задворкам»

Ранее в рубриках
В ВоронежеБолельщикам сказали прийти на матч «Факел» – «Оренбург» за несколько часов до начала

Правительство региона приняло решение провести поединок со зрителями на трибунах.

В РоссииНа международный конкурс фотографии «Свет и Цвет» будут допущены работы, созданные с помощью ИИ

В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, профессиональные фотографы и фотолюбители, фотохудожники, художники, дизайнеры.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоАлександр Гусев признал провал строительства объектов по нацпроектам

Глава региона признался, что «есть проблемные стройки».

ТеатрВ Воронеже назвали лауреатов фестиваля театральных студий «Карнавал»

Определены три спектакля-победителя, остальные участник получили дипломы.

Кино и телевидениеШоу «Удивительные люди» с рейтингом меньше процента тоже выпало из сотни популярных передач недели

Всё говорит о том, что на нашем ТВ разучились делать развлекательные программы.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.