Музыка
Форум современной музыки собрал в Воронеже композиторов из стран СНГ, России и Америки
- Текст: Валентина Головина
- Фото: culturavrn.ru
В Воронежском государственном институте искусств состоялся музыкальный форум «Созвучие национальных культур», на котором выступил Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ), в очередной раз поразивший воронежцев интерпретациями ультрасовременных, подчас экспериментальных, сочинений композиторов ближнего и дальнего зарубежья.
МАСМ был основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии признанного лидера отечественной школы новой музыки Эдисона Денисова. Отличающийся высоким уровнем профессионализма, коллектив быстро завоевал мировую популярность. На сегодняшний день МАСМ активно пропагандирует современную музыку в 85 городах России, 25 странах мира, имеет более пятидесяти компакт-дисков. В 2013 году ансамбль стал лауреатом премии «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент».
В рамках форума состоялись две творческие встречи с композиторами из Калифорнии. Со своими произведениями воронежскую публику познакомили композитор, музыкальный теоретик, профессор ведущего калифорнийского университета UCLA (Лос-Анжелес) Дэвид Лефковиц и выпускница Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, композитор и теоретик, преподаватель консерватории Chapman Universiti (штат Калифорния) Вера Иванова.
Авторы вынесли на суд публики произведения, написанные в индивидуальной творческой манере. Завораживающий феномен звука с его неограниченными выразительными возможностями явился центром исследования и образно-выразительной стороной сочинения Веры Ивановой «Алфавит смеющегося человека» (The Laughing Man Alphabet) для флейты и фортепиано. Удивил и заинтриговал своими пространственно-звуковыми идеями, «движущимися» графическими образами Д. Лефковиц, представивший в программе форума «Un- (time) –less» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели.
Кроме упомянутых композиций Д. Лефковица и В. Ивановой в программу концерта был включен «Монолог» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели еще одного композитора из Калифорнии и гостьи форума Джэми Таерман. Ученица Д. Лефковица, недавно обучавшаяся композиции на факультете серьезной и прикладной музыки в университете UCLA, сконцентрирована на свободном процессе создания музыкальной формы, по ее словам, «на самом процессе музыкального выражения».
Все три калифорнийских автора отличаются между собой по стилю, образному строю сочинений, технике письма. Но можно обнаружить и общий вектор их мышления – склонность к повествовательности и созерцанию, рассказыванию, поступательному развитию музыкальной мысли.
МАСМ регулярно включает в свои концертные программы сочинения современных воронежских композиторов. В разные годы воронежский слушатель мог порадоваться интересной трактовке, а иногда и премьере музыки Д. Ушакова, М. Цайгера, С. Волкова. Так и в этот раз был исполнен трехчастный цикл миниатюр маститого воронежского автора Сергея Волкова «Пустобрешки» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели.
«Созвучие национальных культур» дополнила «Фантазия» для скрипки и фортепиано Арнольда Шенберга, органично «вписавшаяся» в программу рядом с музыкой гостей из США. Интересно, что Д. Лефковиц преподает в консерватории, в которой преподавал в середине прошлого столетия А. Шенберг. И он же написал аналитическую работу по фортепианной музыке Шенберга.
Удивили и порадовали публику сочинения российско-азербайджанского композитора Фараджа Караева с оригинальным названием «Господин Билайн – эксцентрик или вы еще живы, господин министр???!!!» для флейты, бас-кларнета и фортепиано и «Трио для флейты, виолончели и фортепиано» Николая Капустина, соединившее в себе элементы академической и джазовой традиции.
Получив очень яркие эмоции от встречи с авторами, от блистательной игры Московского Ансамбля Современной Музыки, воронежская публика будет ждать новых встреч с всемирно известным коллективом.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Эпидемия отмен разразилась в Воронежской области
И дело тут не только и не столько в дне траура, объявленном в стране 24 марта.
В России — После теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов
Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.
В мире — Люди и вправду боятся клоунов, особенно дети
Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.
Общество — Готовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов
После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.
Театр — Стартовала заявочная кампания «Золотой Маски-2025»
Подлежат рассмотрению работы, представленные публично с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»
Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.
Персона — Анатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской
77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.
Литература — Вышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»
Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.
Музыка — Музыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена
В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ
Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.
Зал ожидания — Музей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»
Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.
Главное — Ночь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной
Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.