Музыка
Фредерик Кемпф сыграл для россиян Чайковского и Шопена
- Текст: Елена Фомина
- Фото: Юлия Оганесова
Отыскать свободное место на концертах Кемпфа в России – задача не из легких, хотя пианист выступает у нас каждый год. Фредди любит русских слушателей, они платят ему тем же. Взаимность возникла после триумфального выступления Кемпфа на конкурсе имени Чайковского в 1998 году, где он стал лауреатом третьей премии. Эта победа принесла ему международный успех и всенародную любовь, которая у русской публики случается раз и навсегда.
В Петербурге Кемпф играл два вечера подряд. В программу 24-го октября вошел легендарный Первый концерт Петра Ильича Чайковского си-бемоль минор ор.23 с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии (дирижер – Александр Дмитриев). 25-го октября Фредди дал клавирабенд из сочинений Чайковского и Шопена.
Для Первого концерта Чайковского пианист выбрал романтическую трактовку. Кемпф играет его трепетно и проникновенно, демонстрируя на «Стейнвее» чудесную палитру звуков: от сильного густого форте до нежнейшего перламутрового пиано. У солиста великолепная поддержка: оркестр звучит сбалансировано и ясно, естественно, как дыхание, подтверждая статус одного из лучших филармонических коллективов Европы. Художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии Александр Дмитриев точным жестом определяет драматическую суть, непреходящую красоту и величие сочинения Чайковского (к слову – первого фортепианного концерта в истории русской музыки). Что же касается солиста, то англичанин со славянской душой, как называют Фредерика Кемпфа в России, сыграл эту значимую для каждого русского слушателя музыку без акцента.
Свой сольный вечер 25-го октября пианист начал с произведений Шопена, исполнив два полонеза – до минор ор.40 № 2 и фа-диез минор ор.44: с воинской решимостью, в энергичной манере, крупным звуком, с каким-то даже симфоническим масштабом. Последовавшая затем Соната № 3 си минор ор.58 еще раз показала, насколько близка пианисту стихия романтизма, с ее порывистостью, неподдельной искренностью чувств и откровенностью их выражения. Взволнованный монолог первой части (Кемпф играет ее в очень быстром темпе, не теряя ни одной ноты) во второй превращается в скольжение на пуантах, импрессионистки легкое и свежее. Третью часть, сердце си минорной Сонаты Шопена, определяющую трактовку всего сочинения в целом, Кемпф решает как уход в идеальный мир, где нет ни печали, ни зла. И в этом решении проявляется стремление пианиста к гармонии и безмятежности, осознанном или подсознательном желании показать реальность лучше, чем она есть. В своих интерпретациях Кемпф, безусловно, идеалист и романтик, это отличает его от многих сегодняшних исполнителей, и, возможно, этим объясняется столь трогательное отношение к нему публики.
В финале Сонаты Кемпф демонстрирует блистательную технику, щедро одаривая слушателей россыпью драгоценностей шопеновского шедевра. Невольно приходит на ум сравнение с великим гастролером, которому внимали здесь с не меньшим восторгом: в 1842 году в зале Дворянского собрания, где сейчас располагается Большой зал Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича, играл Ференц Лист – тоже идеалист и романтик и также навсегда полюбивший Россию.
Во втором отделении сольной программы Кемпф исполнил Большую сонату Чайковского соль мажор ор.37а – одно из самых крупных и содержательных сочинений Петра Ильича для фортепиано, прозвучавшее в исполнении британского пианиста немецко-японского происхождения как еще одно признание в любви к русской музыке и русским слушателям. Которые, конечно, не отпустили его без биса. «Еще немножечко Чайковского», - сказал Фредди по-русски и сыграл «Октябрь» из «Времен года». А затем попрощался с публикой Прелюдией ре-бемоль мажор ор.28 № 15 своего гениального тезки Шопена.
Попрощался ненадолго: в гастрольный график романтика Фредерика Кемпфа, расписанный на годы вперед, включены и российские города. Значит, новая встреча не за горами.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Обидное поражение «Факела», очередное
10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.
В России — Роман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах
Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.
В мире — В Израиле установились экстремальные температуры
Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.
Общество — В Воронеже стартует сезон работы фонтанов
Семь главных фонтанов столицы Черноземья готовы к началу сезона и ждут пуска воды.
Театр — «Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра
Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.
Кино и телевидение — Спасут ли «Маску» две гостевые маски
Организаторы обещают, что на сцену выйдут специальные гости – Барби и Кот-2.
Персона — Уволилась директор Воронежской областной детской библиотеки Алла Аристова
Загадочное увольнение одного из крупных функционеров сферы культуры Воронежской области.
Литература — Вышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона
Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.
Музыка — 25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля
Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.
Изобразительное искусство — В Доме актёра открылась персональная выставка студента 4 курса ВХУ Кирилла Шувалова
Выставка будет работать с 23 апреля по 23 мая с 10 час до 18 час.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — Мэр Воронежа Вадим Кстенин поделился подробностями работы над проектом «Михайловские часы»
Михайловские часы смогут украсить главную улицу города, придав ей уникальность и шарм.