Войти
Музыка
18.04.2015 17:33
Фестиваль «Созвучие» завершился концертом из произведений молодых композитов России и стран СНГ

Фестиваль «Созвучие» завершился концертом из произведений молодых композитов России и стран СНГ

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Елена Фомина

Заключительный день фестиваля прошел при аншлаге: лучшее доказательство того, что музыка молодых вызывает неподдельный интерес у слушателей. Программу поделили на две части. В первой прозвучали сочинения воронежских, липецких и тамбовских авторов, вторая была посвящена гостям фестиваля – композиторам из Казахстана, Молдовы, Якутии, Татарстана.

Прослушивание музыки сопровождалось общением: каждый рассказывал о себе и своей музыке, делился мыслями о фестивале и о молодежном движении в современной профессиональной композиторской среде. Эти мысли заслуживают отдельного материала, а сейчас – о заключительном концерте «Созвучия».

Открыл программу «Вокализ» Юрия Воронцова, гитариста и музыковеда, легенды воронежской композиторской организации, он прозвучал в исполнении солистки оперы Елены Петриченко и квартета виолончелистов: Анастасии Путилиной, Аллы Сафоновой, Алексея Кардаша и Дины Воронцовой. Тринадцатилетний Максим Клепач – композитор, пианист и ударник (Максим – ученик профессора Владимира Шабашова) исполнил фортепианную пьесу «Впечатление» - светлую, дарящую улыбку, как радуга после дождя. Студентка-второкурсница отделения теории музыки колледжа имени Ростроповичей Анна Санникова представила свои «Фортепианные искания» - с вопросами о взаимоотношениях природы, человека и Космоса. Молодой композитор из Тамбова Андрей Нагорнов вместе со скрипачом Александром Попковым сыграл Скерцо для скрипки и фортепиано – сочинение с легкомысленным названием и отнюдь не юмористическим содержанием. А его учитель, липецкий композитор Алексей Вершинин, вместе с тамбовским басом Максимом Кусовым показал свое новое сочинение: былину на стихи Ивана Бунина «Святогор и Илья».


В этот вечер публике представили первого в истории председателя молодежного отделения Воронежской композиторской организации – оно было создано прямо во время фестиваля. Возглавила новый союз молодых Екатерина Малофеева – студентка академии искусств, уже зарекомендовавшая себя как автор оригинальных самостоятельных сочинений. В концерте прозвучал ее «Маленький мадригал» на стихи Лорки для голоса, скрипки и виолончели в исполнении Екатерины Чернышовой, Аллы Колесниковой и Никиты Шишкина. В этом сочинении всего шесть строк, но в них сконцентрировано такое плотное ощущение времени! Всё проходит - соглашается Екатерина с ветхозаветной мудростью, но при этом смотрит на мир с женской проницательностью и нежностью.


Чем интересен этот фестиваль? Пожалуй, прежде всего – сочетанием мастеровитости и юношеской непосредственности, зрелого осознании себя через музыку и поиска. И пусть сочинения молодых в чем-то наивны, но это всегда искреннее высказывание, взгляд на мир широко открытыми глазами. Этот взгляд присущ и совсем юным, и уже вставшим на путь профессионального композиторства. Таким, как Алиби Абтинуров из Казахстана – в концерте прозвучала его пьеса для двух виолончелей и фортепиано «Шабыт» ("Вдохновение") - с характерным восточным ритмом и сменой размера, где корпус виолончели вполне может заменить казахский бубен. Ее исполнили Анастасия Путилина, Дина Воронцова (виолончель) и Ольга Моргунова (фортепиано).

Национальную линию продолжила Снежана Пысларь из Кишинева. Сначала прозвучала ее «Бэтута» - мужской ритуальный молдавский танец плодородия – для квартета виолончелей в исполнении Анастасии Путилиной, Аллы Сафоновой, Алексея Кардаша и Дины Воронцовой. А затем покорившая всех за три фестивальных дня улыбчивая красавица Снежана подарила традиционный молдавский мэрцишор – красно-белый символ весны – участникам квартета, а воронежским композиторам – бутылку настоящего молдавского вина, которое с братских советских времен тоже воспринимается как ритуал и символ.


Самый молодой композитор Якутии Николай Михеев (у себя на родине он национальный герой, лауреат престижных международных композиторских конкурсов) познакомил слушателей с традиционными инструментами: кырымпой и комузом. На обоих Николай (пианист и композитор, выпускник Санкт-Петербургской консерватории) играет виртуозно. Кырымпа – очень тихий струнно-смычковый инструмент, который нужно слушать затаив дыхание, комуз – разновидность варгана.

А вот виолончельный Квартет Михеева, прозвучавший в исполнении воронежцев, лишен национального колорита: это интересная современная академическая музыка. По словам Николая, он намеренно не использует в своих авторских сочинениях якутские ритмы и интонации – не хочет писать псевдонародную музыку.


В заключение концерта и всего фестиваля в исполнении квартета виолончелей прозвучали произведения композиторов из Казани: лирическая протяжная «Слободушка» Светланы Вещагиной и темпераментный «Танец для четырех» Эльмира Низамова.

Сочинения, которые сыграл квартет виолончелистов под руководством Татьяны Тумаевой, были написаны специально для Второго международного молодежного фестиваля современной музыки «Созвучие». Замечательные ребята, не откажу себе в удовольствии еще раз напомнить их имена: Анастасия Путилина, Алла Сафонова, Алексей Кардаш, Дина Воронцова. Если они и дальше будут играть в том же составе, их можно назвать Воронежским виолончельным квартетом.


Фестиваль «Созвучие», организованный Воронежским отделением Союза композиторов России при поддержке областного департамента культуры и гражданского собрания «Лидер», подарил много премьер. Из его контекста родилось молодежное отделение Союза композиторов Воронежа, он познакомил нас с молодыми талантливыми людьми из разных частей нашего большого и хрупкого мира, история и жизнь которого измеряется как раз такими событиями.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.