Войти
Музыка
17.04.2015 15:26
Второй день фестиваля «Созвучие» продемонстрировал разнообразие воронежской музыки

Второй день фестиваля «Созвучие» продемонстрировал разнообразие воронежской музыки

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Александр Юрьев, Елена Фомина

В Каминном зале Дома композиторов прозвучали сочинения мастеров: Геннадия Ставонина, Льва Чернышова, Виктора Горянина, Владимира Наумова, Александра Украинского, Татьяны Шипулиной, Елизаветы Ткачевой, Дмитрия Ушакова, Бориса Яркина.

Задачей второго фестивального концерта было показать, насколько многолик состав композиторов Воронежского края. Программа была посвящена 80-летию со дня рождения Геннадия Ставонина – композитора, пианиста, гражданина, в сочинениях которого отразилась история России. Рюрик, Петр Первый, Олеко Дундич – их образы запечатлены в произведениях Ставонина.

Сам Геннадий Трофимович говорил: «Моя музыка – как ветер времени». Высокую оценку его творчеству дал сам Дмитрий Шостакович, она явилась решающей при вступлении в Союз композиторов России.


Программу фестивального концерта открыли «Пять фантастических танцев» Геннадия Ставонина в исполнении лауреата международных конкурсов пианистки Елены Алышевой. Написанные в 1982 году и посвященные старшей дочери композитора Надежде, они до недавнего времени оставались рукописными. Так что это премьера в 21-м столетии. Удивительная музыка, созданная в традициях века 20-го и отсылающая нас в 19-й, к Шуману, сегодня звучит свежо и молодо.

Настоящим откровением для слушателей, среди которых была младшая дочь Ставонина Татьяна со своим сыном, стал вокальный цикл композитора «Раздумье» на стихи Гейне, написанный в 1961-м году и получивший одобрение Шостаковича. Его исполнили солист воронежской оперы Алексей Тюхин (баритон) и пианистка из Губкина Татьяна Путинцева (фортепиано).


В этом цикле Тюхину удалось передать романтическую суть и вневременную глубину музыки Ставонина, которая предоставила певцу возможность показать преимущества голоса и темперамента.


Рядом с мощной романтикой Ставонина – как нежные подснежники у стен высокого замка – романсы Виктора Горянина «Колечко» (на стихи В. Зорина) и Льва Чернышова «И снова будет май» (на стихи Б. Замбровского) в исполнении Оксаны Федоровой (сопрано) и Юлии Калашниковой (фортепиано). Певица и пианистка продолжили блок вокальной лирики тончайше прописанной «Акварелью» Татьяны Шипулиной (на стихи М. Лобач), сдержанной графикой «Сквозь ветви» Александра Украинского (на стихи И. Бунина), живописным романсом Владимира Наумова «Отойди от окна» (на стихи С. Есенина).


Необычным – прежде всего по составу исполнителей – в этой галерее образов кажется романс Елизаветы Ткачевой «Высокая трава» для голоса и виолончели из вокально-инструментального цикла «В поисках времени» в исполнении Алексея Тюхина (баритон) и Юрия Макаренко (виолончель). Ткачева пишет этот цикл уже давно, соединяя в нем философию музыкального звука и поэтического слова. Материалом для вдохновения композитору служит лирика европейских поэтов двадцатого века.


Как улыбка из вечно юного прошлого воспринимается цикл из семи фортепианных пьес Дмитрия Ушакова. Воронежский композитор, пианист и органист, уже признанный мастер, написал его в студенческие годы – в качестве подарка друзьям на свадьбу. Дерзкие, полные задорных диссонансов, они и сегодня не потеряли своего очарования.

Завершили концерт из произведений воронежских композиторов хоровые сочинения Бориса Яркина «Тихо дремлет река» (на стихи С. Есенина), «Память» (посвящение жертвам Освенцима на стихи А. Парпара), «Ой, да ты, клеть моя» (обработка песни М. Мордасовой) в исполнении камерного хора Воронежского государственного педагогического университета. Эти сочинения Яркин написал в 70-е годы, они либо очень давно не звучали, либо никогда не исполнялись целиком – так что это тоже премьеры.


Второй вечер фестиваля показал, как много в Воронеже самобытных, ярких, не похожих друг на друга композиторов, представил в ретроспективе и развитии историю Воронежской композиторской организации – одну из самых сильных в России. И здесь было не обойтись без комментариев музыковеда Валентины Головиной, лично знавшей многих уже ушедших мастеров.


В финале программы хор под руководством Бориса Яркина исполнил Триптих из народных песен композитора из Мордовии Сергея Терханова: как символ того, что Воронеж – частица большой России, которая отражается в программе Второго международного фестиваля современной музыки «Созвучие».

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.