Музыка

Второй день фестиваля «Созвучие» продемонстрировал разнообразие воронежской музыки
- Текст: Елена Фомина
- Фото: Александр Юрьев, Елена Фомина
В Каминном зале Дома композиторов прозвучали сочинения мастеров: Геннадия Ставонина, Льва Чернышова, Виктора Горянина, Владимира Наумова, Александра Украинского, Татьяны Шипулиной, Елизаветы Ткачевой, Дмитрия Ушакова, Бориса Яркина.
Сам Геннадий Трофимович говорил: «Моя музыка – как ветер времени». Высокую оценку его творчеству дал сам Дмитрий Шостакович, она явилась решающей при вступлении в Союз композиторов России.

Программу фестивального концерта открыли «Пять фантастических танцев» Геннадия Ставонина в исполнении лауреата международных конкурсов пианистки Елены Алышевой. Написанные в 1982 году и посвященные старшей дочери композитора Надежде, они до недавнего времени оставались рукописными. Так что это премьера в 21-м столетии. Удивительная музыка, созданная в традициях века 20-го и отсылающая нас в 19-й, к Шуману, сегодня звучит свежо и молодо.
Настоящим откровением для слушателей, среди которых была младшая дочь Ставонина Татьяна со своим сыном, стал вокальный цикл композитора «Раздумье» на стихи Гейне, написанный в 1961-м году и получивший одобрение Шостаковича. Его исполнили солист воронежской оперы Алексей Тюхин (баритон) и пианистка из Губкина Татьяна Путинцева (фортепиано).

В этом цикле Тюхину удалось передать романтическую суть и вневременную глубину музыки Ставонина, которая предоставила певцу возможность показать преимущества голоса и темперамента.

Рядом с мощной романтикой Ставонина – как нежные подснежники у стен высокого замка – романсы Виктора Горянина «Колечко» (на стихи В. Зорина) и Льва Чернышова «И снова будет май» (на стихи Б. Замбровского) в исполнении Оксаны Федоровой (сопрано) и Юлии Калашниковой (фортепиано). Певица и пианистка продолжили блок вокальной лирики тончайше прописанной «Акварелью» Татьяны Шипулиной (на стихи М. Лобач), сдержанной графикой «Сквозь ветви» Александра Украинского (на стихи И. Бунина), живописным романсом Владимира Наумова «Отойди от окна» (на стихи С. Есенина).

Необычным – прежде всего по составу исполнителей – в этой галерее образов кажется романс Елизаветы Ткачевой «Высокая трава» для голоса и виолончели из вокально-инструментального цикла «В поисках времени» в исполнении Алексея Тюхина (баритон) и Юрия Макаренко (виолончель). Ткачева пишет этот цикл уже давно, соединяя в нем философию музыкального звука и поэтического слова. Материалом для вдохновения композитору служит лирика европейских поэтов двадцатого века.

Как улыбка из вечно юного прошлого воспринимается цикл из семи фортепианных пьес Дмитрия Ушакова. Воронежский композитор, пианист и органист, уже признанный мастер, написал его в студенческие годы – в качестве подарка друзьям на свадьбу. Дерзкие, полные задорных диссонансов, они и сегодня не потеряли своего очарования.
Завершили концерт из произведений воронежских композиторов хоровые сочинения Бориса Яркина «Тихо дремлет река» (на стихи С. Есенина), «Память» (посвящение жертвам Освенцима на стихи А. Парпара), «Ой, да ты, клеть моя» (обработка песни М. Мордасовой) в исполнении камерного хора Воронежского государственного педагогического университета. Эти сочинения Яркин написал в 70-е годы, они либо очень давно не звучали, либо никогда не исполнялись целиком – так что это тоже премьеры.

Второй вечер фестиваля показал, как много в Воронеже самобытных, ярких, не похожих друг на друга композиторов, представил в ретроспективе и развитии историю Воронежской композиторской организации – одну из самых сильных в России. И здесь было не обойтись без комментариев музыковеда Валентины Головиной, лично знавшей многих уже ушедших мастеров.

В финале программы хор под руководством Бориса Яркина исполнил Триптих из народных песен композитора из Мордовии Сергея Терханова: как символ того, что Воронеж – частица большой России, которая отражается в программе Второго международного фестиваля современной музыки «Созвучие».
Ранее в рубриках

В Воронеже — Выходные дни 21-22 июня в Воронеже и области будут подпорчены погодой
Без дождя обойдётся только воскресенье, но всё равно будет не по-летнему прохладно.

В России — «РОСИЗО» открывает выставку «Видение небытия» в Иваново
Название выставки вдохновлено киноведческой статьей Галины Зеленской о фильме А. Тарковского «Иваново детство»,

В мире — Прорицатели предсказали, что Третья мировая война начнётся на Ближнем Востоке
Среди таких ясновидцев Баба Ванга, Владимир Жириновский, Альберт Пайк и другие.

Общество — Воронежские власти ответили за отключение интернета и «продуктовый коллапс»
Пресс-служба правительства области информацию о «продуктовом коллапсе» в Воронеже не подтвердила.

Театр — Платоновскую премию присудили режиссёру Сергею Женовачу
Премию вручили за спектакль по Платонову, поставленный в 2009 году.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 19 июня: заокеанская «Материалистка» против деревенского дедушки
При таком раскладе спрогнозировать итог уик-энда практически невозможно.

Персона — Умерла народная артистка России Наталья Тенякова
Народную любовь ей принесла роль бабы Шуры в культовом фильме «Любовь и голуби».

Литература — Вышел фантастический детектив Йоава Блума «Мгновение ока»
Это увлекательный фантастический детектив, полный парадоксов и неожиданных поворотов.

Музыка — Объявлено о первых летних отменах в Воронеже
Отменены концерты в Зелёном театре и на площадке МТС Live Hall в ТРЦ «Град».

Изобразительное искусство — Знаменитую картину Рубенса «Самсон и Далила» назвали подделкой
Не купила ли Национальная галерея в 1980 году пустышку за 2,5 миллиона фунтов стерлингов?

Зал ожидания — В Воронеже пройдёт бесплатное обучение по составлению бюджета социокультурного проекта
В ходе семинара будет рассмотрен пример составления бюджетной заявки музыкального межрегионального фестиваля.

Главное — Воронежцам подсказали, как приятно и c пользой провести выходные дни 21-22 июня
Афиша выходных дней разнообразна и может привлекательной для людей разного возраста.