Войти
Музыка
01.04.2015 09:34
Это опера, сынок. Главное в ней – пенье…

Это опера, сынок. Главное в ней – пенье…

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: vdomeaktera.ru

Воронежские певцы и музыканты представили в Доме актера программу оперных шедевров. Концерт состоялся в рамках клуба «При свечах» имени Веры Марковны Теплитской.

В бурном море воронежской культуры Дом актера, пожалуй, сегодня – самая спокойная гавань. Здесь играются спектакли, концерты, проходят встречи, отмечаются вечера памяти и юбилеи, рождаются интересные проекты и сохраняются клубы – уникальные творческие формирования, где можно не только что-то посмотреть и послушать, но и принять непосредственное участие в процессе. Клуб «При свечах» - один из таких феноменов. Здесь всегда выкладывались на тысячу процентов, говорили о важном, не боясь быть не понятыми, приучали к хорошей музыке. Традиции, заложенные Верой Марковной Теплитской, высочайшим профессионалом, музыкантом, педагогом и просветителем, не ушли с ее уходом из земной жизни. Клуб «При свечах» сейчас носит ее имя, а руководство взял на себя солист оперы, заслуженный артист России, бас Александр Назаров.

30 марта он представил большую программу, взяв в союзники коллег по театру: Кирилла Афонина (баритон), Назария Немченко (тенор), заслуженную артистку Украины Елену Ширяеву (сопрано). Партию фортепиано исполнили художественный руководитель воронежского театра оперы и балета Дмитрий Морозов и солист филармонии Михаил Князев.

Прозвучали 13 номеров из русских и зарубежных опер, большинство – из тех, что либо уже не идут в Воронеже, либо никогда не ставились. Елена Ширяева исполнила красивейшие арии Джоконды (Понкьелли, «Джоконда») и Лауретты (Пуччини, «Джанни Скикки»). Назарий Немченко подкрепил лирическую составляющую программы двумя ариями Ленского (Чайковский, «Евгений Онегин»), арией Хозе (Бизе, «Кармен») и арией Владимира Игоревича (Бородин, «Князь Игорь»). Сцена смерти Родриго в исполнении Кирилла Афонина (Верди, «Дон Карлос») оставила впечатление одного из самых сильных номеров программы. Концерт шел по нарастающей. И неминуемо, как это всегда бывает в программах Назарова, вышел на тему России. От арии сказочного богатыря Руслана (Глинка, «Руслан и Людмила») в исполнении Александра Назарова и эпического воина Князя Игоря (Бородин «Князь Игорь») в исполнении Кирилла Афонина – к апофеозу русского героизма и самопожертвования в образе Ивана Сусанина (Глинка, «Жизнь за царя»), финальной арией которого Александр Назаров завершил вечер.

Этот концерт, задиристо названный строкой «Это опера, сынок» (к слову, послужившей поводом для написания целого стихотворения), мог бы иметь подзаголовок: «Наш ответ коммерциализации искусства и пошлости». Участники вечера доказали, что человеческий голос может творить чудеса и вне большой сцены, без соответствующих костюмов и декораций. Пример тому – впечатляюще спетая и сыгранная Александром Назаровым и Кириллом Афониным сцена и ария Кончака из «Князя Игоря»: остается только недоумевать, почему при готовых солистах опера Бородина не возвращается в репертуар театра? Пусть в концертном варианте, это даже лучше: не надо сетовать на нехватку средств, можно просто хорошо петь.

В последнее время воронежский театр оперы и балета старается привлечь публику – в том числе увеличением количества оперных спектаклей в афише. Конечно, «брали билет в оперу – сломали кассу» - это не про нас, однако воронежцы проявляют интерес к опере: по статистике, количество зрителей в марте 2015 года по сравнению с прошлым сезоном возросло на 30%. Поддержать этот интерес можно только качественным исполнением.

Артисты – народ щедрый. Поют везде, где их хотят услышать, даже без гонорара. В Доме актера в этот вечер звучала не только музыка, Александр Назаров говорил собравшимся о важных вещах, как это всегда принято в клубе «При свечах»: о действенном звуке – основной материи оперы, о том, что голос – это не только наличие красивого тембра, читал свои стихи о душе, корнями проросшей в Русь.

А не пора ли, в самом деле, вспомнить о корнях, которые связывают нас с Россией-Русью?

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаЗаметные кадровые перемены произошли в мэрии Воронежа

В частности, свой пост покинул первый заместитель главы города Юрий Тимофеев.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.