Музыка
Алексей Любимов: упорядочивая время
- Текст: Елена Фомина
- Фото: oracle94.com
Появившийся в прошлом сезоне абонемент Solo Steinway возродил филармоническую традицию клавирабендов. Теперь воронежские любители фортепианной музыки могут слушать пианистов в хорошем зале на хорошем рояле. 1 февраля в рамках абонемента Solo Steinway в концертном зале воронежской филармонии выступил народный артист России Алексей Любимов.
Для следующего погружения Любимов выбрал пять прелюдий ор.74 Александра Скрябина. 74-й опус связан с «Мистерией» - последним, грандиозным, незавершенным замыслом композитора. В этих фортепьянных вспышках сознания – отголоски космического проекта. Алексей Любимов помогает нам осознать этот не человеческий масштаб, эту другую систему координат: Духа, Чистого Разума, Гениальных Прозрений.
Через музыку Скрябина, русского предвестника атонального языка, Любимов приводит нас к Арнольду Шёнбергу, который развил этот язык и организовал область свободной, парящей атональности в систему. Но в концерт пианист – и в этом гениальность парадокса! – включил сюиту Шёнберга ор.25, этакий гибрид атональной музыки и барочной полифонии. Остроумное и веселое сочетание, привет из двадцатого века Иоганну Себастьяну Баху и его семейству: Шёнберг сохраняет форму барочной сюиты и воспроизводит с помощью нотной транскрипции фамилию BACH.
От додекафонии Шёнберга Алексей Любимов привел нас к неоклассической трехчастной сонате Игоря Стравинского: снова затейливая смесь, в этот раз классики, барокко и джаза. И снова исключительный звук и безупречная артикуляция.
Следующим продвижением в круг (концепция концерта, очевидно, подразумевалась как движение от внешней стороны к эпицентру) стало знакомство с музыкой наших современников. Думаю, вряд ли ошибусь, если скажу, что Вторая соната киевского композитора Валентина Сильвестрова, посвященная Алексею Любимову, и Шестая соната ленинградки Галины Уствольской прозвучали впервые в Воронеже. К редко исполняемым смело можно отнести и эстонца Арво Пярта. Написанная сорок лет назад соната Сильвестрова сегодня звучит как музыкальное прозрение. А нашествие машин в сонате Уствольской и партите ор.2 Пярта резонирует с нашим нынешним сознанием на каком-то глубинном онтологическом уровне.
Игорь Стравинский говорил, что музыка существует для того, чтобы упорядочить отношения человека и времени. Алексей Любимов провел нас по музыкальным кругам времени: от конца девятнадцатого и первой половины двадцатого века – с Первой мировой, машинизацией, кризисами и разочарованиями, ко второй – с ничему не научившими войнами, развитием искусственного интеллекта, исчерпанностью художественного языка, уходом в себя. Но эти дантовы круги вдруг преломляются в свет в чудесной пьесе Пярта «К Алине»: чистейший ренессанс, парящий в небесах купол – и созданный кем! – радикальным представителем советского авангарда! А в центре равновесия снова возник Дебюсси: как символ непреходящей ценности того подлинного, что есть в искусстве. Как доказательство торжества Музыки над Временем.
И всё-таки почему «Ностальгия по ХХ веку»? Ностальгия предполагает нечто отжившее, ненастоящее, надуманное возвращение в прошлое. Алексей Любимов подарил нам высочайшее переживание музыки. Мы присутствовали при интереснейшем процессе ее рождения.
Объявление
Обновите мебель на кухне, купите резной стол. На кухне он будет смотреться прекрасно среди любого интерьера. Узнавайте цены на www.mebelboom.com.ua.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Заявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»
Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.
В России — «Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать
В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.
В мире — Наводнение в Дубае было вызвано искусственно?
Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?
Общество — Колбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже
Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер
Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Трубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций
Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.
Изобразительное искусство — Портрет маслом – техника и особенности создания
Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»
Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.
Главное — Владелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву
Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.