Музыка
Элисо Вирсаладзе играла в Воронеже Бетховена
- Текст: Елена Фомина
- Фото: www.timeout.ru
- Правка
В последнее время Воронежу грех жаловаться на отсутствие событий: минувший месяц порадовал концертами, которые с уверенностью можно назвать историческими. О них хочется говорить, они изменили нашу жизнь. Расставили акценты, определили истинный критерий мастерства и качества исполнения. Задали высокую планку нам, слушателям. Остались в памяти, в душе, в сердце. Не так давно мы пережили незабываемые минуты на концерте Пасхального фестиваля во время Шестой симфонии Шостаковича, которую исполнил оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева. И вот – новые события, связанные с именами выдающихся музыкантов, наших великих современниц – виолончелистки Натальи Гутман и пианистки Элисо Вирсаладзе. Оба концерта состоялись под занавес восемьдесят четвертого сезона Воронежского академического симфонического оркестра в зале филармонии.
Наталья Гутман исполнила виолончельный концерт Альфреда Шнитке – сочинение удивительной силы и глубины, прозвучавшее от первого лица (Шнитке посвятил этот концерт Наталье Гутман). Это было первое исполнение концерта в Воронеже, покорившее слушателей своей философией и очень личной интонацией. Зал аплодировал стоя. А через неделю, в последней концертной программе сезона, вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Вербицкого играла Элисо Вирсаладзе - прославленная пианистка, народная артистка Советского Союза, «последняя из могикан», как называют ее коллеги-музыканты. Звучал Пятый концерт для фортепиано с оркестром Бетховена. Мощно и правдиво, с той единственно верной интонацией, которая заставляет слушателей идти за исполнителем.
Элисо Вирсаладзе и на сцене и в жизни – человек неподдельной искренности. Пианистка от Бога, получившая ключ к профессии из рук своей бабушки – выдающегося музыканта и педагога Анастасии Вирсаладзе, затем учившаяся в Московской консерватории у Генриха Нейгауза и Якова Зака. Святослав Рихтер назвал ее артисткой большого масштаба, самой сильной в наше время пианисткой. Эта внутренняя сила в хрупкой с виду женщине чувствуется даже в рукопожатии. В ее игре – огромная сила духа, она воскрешает к жизни, наполняет смыслом каждый такт музыки, делает слушателя сопричастным к исполнению. В одном из интервью Элисо Вирсаладзе сказала: « Я думаю, чем больше человек адекватен своему музыкальному статусу, тем менее он амбициозен». (Валентин Берлинский. «Музыка – моя жизнь». Автор-составитель Вера Теплитская. Воронеж-2009). Эти слова в полной мере можно отнести к самой пианистке.
Мы беседуем с Элисо Константиновной после концерта, когда всё уже сказано музыкой, и слова – лишь дополнение к тому невыразимому, что чувствуют слушатели во время ее игры.
- Элисо Константиновна, огромная благодарность за концерт, для нас это большой праздник, потому что не каждый раз мы можем слышать такую интерпретацию Бетховена. А что для Вас главное в интерпретации?
- Такой композитор, как Бетховен, - это неиссякаемый источник для открытий. Он предъявляет невероятные задачи. Он всё написал в своей партитуре, всё рассказал своей музыкой – чего бы он хотел. И вот это «чего бы он хотел» - этого так много!.. Я счастлива, что в музыке есть такая невероятная дорога, которая ведет тебя до конца. И ей никогда нет конца! Ты все время стремишься к чему-то. И, слава Богу, что нет остановки. Нет этого: «Ах да, вот теперь хорошо!». Тут дело даже не столько в техническом аспекте, сколько во внутреннем ощущении. Когда музыка в тебе развивается от начала до конца. И этот момент, конечно, очень важен. Гениальный Артур Шнабель говорил: «Я играю только те произведения, которые выше исполнения». Это значит, что, сколько бы мы ни пытались исполнить, скажем, Бетховена, само произведение все равно будет выше любого исполнения. В этом и счастье и трудность. Потому что все время можно играть лучше.
- На Вашем концерте в Воронеже было очень много студентов…
- Да, это здорово, что так много молодых! Вы знаете, я была счастлива, когда увидела молодые лица в зале. Это колоссально! Вашим слушателям очень повезло, что у вас в городе есть такой оркестр. Когда вы слушаете такой уровень. Настоящий уровень! Это такое счастье! Вы должны это очень ценить, это очень много значит. И это стимул для молодых. Если публика пришла на концерт – не важно, подготовленная или неподготовленная публика – и слышит настоящее исполнение, то она реагирует. Ей захочется прийти еще и еще раз.
- Мы говорим о публике, которая воспитывается на концертах. Вы не только концертирующая пианистка, но и педагог (Элисо Вирсаладзе – профессор Московской консерватории и Высшей школы музыки в Мюнхене – Е.Ф.). От чего бы хотели предостеречь своих учеников и вообще молодых музыкантов?
- Очень трудно на это ответить. Это - то же самое, что ответить на вопрос, как уберечь своего ребенка от тех ошибок, которые ты сам совершил. Ты можешь быть только свидетелем тех ошибок, которые совершают твои ученики. Иногда у меня даже руки опускаются, потому что на сегодняшний день так изменились критерии! Но все равно ты делаешь сам то, что делал всю жизнь, и передаешь это своим ученикам. Просто сегодняшний день очень сложный для молодых музыкантов. Я бы не хотела сегодня быть молодой и начинать свой путь в музыке. Потому что так много ненастоящего и так мало людей большого калибра, которые бы сдерживали эту пошлость, которая наводнила на сегодняшний день всё – не только музыку. Это очень сложно.
- Вы говорите, изменились критерии. Но главный критерий – критерий качества исполнения – остался неизменным?
- Безусловно. Потому я и говорю, что это счастье, когда молодежь слушает что-то настоящее, а не заменитель. Вот это очень важно. И только колоссальная, фанатичная любовь к музыке, невзирая ни на какие трудности, может уберечь от ошибок и от пошлости.
Воронежский академический симфонический оркестр, о котором так тепло отозвалась Элисо Вирсаладзе, играет важную роль в истории музыкальной культуры города и региона. Творчество коллектива позволило приобщить к серьезной музыке десятки тысяч новых слушателей, дало возможность реализоваться одаренным юным исполнителям. Концерты Воронежского симфонического оркестра собирают полный зал – и это при том, что каждая программа повторяется дважды. По словам художественного руководителя и дирижера оркестра народного артиста России Владимира Вербицкого, эта традиция остается неизменной уже много лет. И только в Воронеже: Москва, Санкт-Петербург и другие российские города отказались от такой формы концертов. А вот на Западе одни и те же программы повторяются и в третий, и даже в четвертый раз – чтобы дать возможность услышать интересные произведения и ярких исполнителей как можно большему числу слушателей и, соответственно, привлечь к классической музыке больше поклонников. Следующий сезон у Воронежского академического симфонического оркестра восемьдесят пятый, юбилейный. Он обещает много интересных и ярких программ. Ну а нам, слушателям, остается только с благодарностью вспоминать минувший концертный год и готовить себя к новым музыкальным открытиям и откровениям.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Власти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области
Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.
В России — Воронежская область стала одним из лидеров по убыли населения
В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.
В мире — В Израиле установились экстремальные температуры
Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.
Общество — Дети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?
Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Критики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»
Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.
Персона — Известный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла
Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.
Литература — Исаевскую премию в 2024 году присудили воронежской поэтессе Дарье Князевой
В ходе заседания было названо несколько кандидатур, однако большинством голосов победила Дарья Князева.
Музыка — В Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса
На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.
Изобразительное искусство — Венецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»
Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.
Зал ожидания — Пушкин и музыка
Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.
Главное — Антитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад
В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.