Войти
Музыка
11.11.2014 13:38
В воронежской филармонии состоялась презентация клавесина

В воронежской филармонии состоялась презентация клавесина

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: culturavrn.ru

Инструмент создан в Голландии, мастером, семья которого делает клавесины с 18-го века. Это реплика старинного клавесина, изготовленного в 1769 году Паскалем Таскеном, известным французским мастером, заведовавшим королевской коллекцией музыкальных инструментов у Людовика Пятнадцатого. В этом клавесине соединились лучшие качества фламандских и французских инструментов. У него два мануала, он может звучать и как лютня, и как орган. Заказали клавесин в марте, и в течение полугода создавали специально для зала воронежской филармонии – с учетом его размеров и акустики.

- Моя главная задача как руководителя и профессионального музыканта, - говорит директор филармонии заслуженная артистка России Ольга Николаенко, - расширить диапазон программ, которые мы можем представить слушателям. Отсутствие в нашей филармонии клавесина – редчайшего, но очень интересного инструмента, много обещающего в смысле новизны программ, меня очень огорчало. Поэтому я рада, что у нас, наконец, появился этот инструмент – с богатой фактурой и большими возможностями. Те клавесины, которые когда-то были в филармонии, - это заводские инструменты с низким качеством звучания. Новый клавесин изготовлен из особых пород дерева, это штучный инструмент, и главное – он сделан специалистами высокого класса, чье мастерство передается из поколения в поколение.


Первый концерт на новом инструменте дал Алексей Любимов, народный артист России, известный пианист, клавесинист, выдающийся исполнитель старинной и современной музыки. В двух отделениях программы прозвучали сочинения французских, английских, итальянских, немецких композиторов эпохи барокко. Луи Куперен, Антуан Форкре, Жан Филипп Рамо, Генри Пёрселл, Уильям Крафт, Доменико Скарлатти, Иоганн Себастьян Бах… Мы вместе с Любимовым словно пропутешествовали по разным странам: распутывали куртуазную вязь французских мелодий, почувствовали суровую сдержанность английских, ощутили высокую красоту и масштаб итальянских, воспарили к горним вершинам баховской музыки, несомненно, способствующей нравственному здоровью, да и физическому тоже.

Барочная музыка – тихая по своей природе, требующая внимательного слушателя. Может, и хорошо, что публики на концерте было не так много, как на симфонических вечерах. Зато была возможность сконцентрироваться, почувствовать себя заодно с музыкантом. Алексей Любимов – вне времени, он играет так, как будто и нет трех веков от эпохи барокко до наших дней. И в то же время как раз эти три века за плечами у современного исполнителя и дают ощущение перспективы, прикосновения к истории.

Любимов лично знаком с мастером, изготовившим клавесин для воронежской филармонии. Музыкант назвал этот инструмент отличным приобретением. Играл с удовольствием, в промежутках между исполнением пьес рассказывал о произведениях и авторах. Предупредил, что тональности на клавесине звучат ниже, чем принято сейчас, где частота камертона – 440 Гц, на полтона, а то и на целый тон. Ухо, и правда, сопротивлялось. А вот сознание, наоборот, шло за музыкой – такой непривычной в аутентичном звучании, и такой же качественной, как хорошие стихи в подлиннике.

И снова вернусь к публике: большая часть слушателей была моложе тридцати лет. Хороший знак: у барочной музыки, столько лет почти не звучавшей в СССР, и потом в России, есть будущее. Когда-то ее играли такие подвижники, как Андрей Волконский со своим «Мадригалом», теперь ее свободно можно услышать в исполнении Алексея Любимова и его учеников (Алексей Борисович заведует созданным им в Московской консерватории отделением исторического и современного исполнительского мастерства, на котором впервые в России введены программы обучения на старинных инструментах). И в этом контексте появление в воронежской филармонии клавесина – значительное событие, открывающее дорогу в эпоху барокко новым исполнителям и слушателям.

Ранее в рубриках
В ВоронежеМэр Воронежа побывал на месте серьёзного ЧП

При осмотре места происшествия оказалось, что ущерб больше, чем предполагалось накануне.

В РоссииНад Воронежской областью уничтожены три метеозонда – чем они опасны?

Эти шары применяются ради террора против гражданского населения и перегрузки средств ПВО.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаЭстрадный хор FERMATA представит воронежцам новую прорывную программу «По страницам любимых мюзиклов...»

Прозвучат популярные песни из отечественных и зарубежных мюзиклов разных лет.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВ Воронежском институте искусств открылась выставка Александра Дубянского

Восхищает умение автора видеть прекрасное, глубоко чувствовать красоту и передавать её с помощью красок.