Музыка
Гергиев и Мацуев собрали в Воронеже полные залы
- Текст: Елена Фомина
- Фото: lookatme.ru
- Правка
Два крупнейших культурных события состоялись в Воронеже на Пасхальной неделе. 7 апреля в театре оперы и балета прошел концерт в рамках Девятого Московского Пасхального фестиваля, в котором приняли участие выдающиеся музыканты современности – маэстро Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра и пианист Денис Мацуев. А на следующий день, 8 апреля, в зале филармонии состоялся концерт проекта «Новые имена», где Мацуев выступил и как пианист, и как президент Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена». Роскошный подарок музыкальным гурманам на Светлой Седмице! Но – обо всём по порядку.
Концерт Московского Пасхального фестиваля – событие поистине грандиозное. Воронеж впервые стал участником мирового музыкального форума. Московский Пасхальный фестиваль проводится уже девятый раз. Он выполняет важную просветительскую миссию: в его программе звучат и известные классические произведение, и сочинения современных композиторов. Фестиваль объединяет сотни исполнителей. В этом году он охватит около тридцати городов России. Среди них - Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Краснодар, Владикавказ, Кисловодск, Волгоград, Воронеж… Девятый Московский Пасхальный фестиваль посвящен двум важнейшим для каждого россиянина событиям: Христову Воскресению и шестидесятипятилетию Великой Победы. Программы концертов в разных городах включают музыку разных эпох – от Римского-Корсакова и Чайковского до нашего современника Родиона Щедрина. Обязательным в программе в этом году стало имя Дмитрия Шостаковича, одного из любимых композиторов художественного руководителя Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева. Маэстро решил обратиться к симфониям Шостаковича: и к очень известным, и редко исполняемым и недооцененным.
На концерте в Воронеже в исполнении оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева прозвучала Шестая симфония Шостаковича. Сочинение удивительной силы и глубины. В этой музыке есть всё – и мудрость, и простота, и величие духа. Гергиев добивается филигранной четкости звучания оркестра, внимания к мельчайшим деталям партитуры, очень точной нюансировки. Чувствуется, что это оркестр оперного театра – причем одного из лучших в мире! У Гергиева он поет, слышна каждая нота. Шестая симфония Шостаковича звучит многослойно, зримо, образно. Это делает музыку живой и понятной слушателям.
Воронежцы горячо приняли Шостаковича. Так же, как и другие сочинения, исполненные оркестром Мариинского театра под руководством маэстро Гергиева : увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» и Вариации на тему Рококо Чайковского для виолончели с оркестром (солист – Сергей Ролдугин).
В программе концерта выступил Воронежский молодежный симфонический оркестр под управлением Юрия Андросова. Миссия важная и почетная, с которой наш оркестр отлично справился. Ярко, празднично прозвучала в исполнении воронежских музыкантов увертюра из оперы Глинки «Руслан и Людмила», мажорный тонус концерта поддержал и вальс из балета Чайковского «Спящая красавица».
Настоящим подарком для публики стало выступление Дениса Мацуева, который исполнил вместе с Воронежским Молодежным симфоническим оркестром «Рапсодию на тему Паганини» Сергея Рахманинова. Паганини у Мацуева очень русский, по-рахманиновски колокольный: с раздумьем вселенским, с не успокоенностью души, которая ищет путь домой. В интерпретации Мацуева чувствуется и его любовь к джазу, импровизационная свобода и смелость. В его игре – колоссальный диапазон эмоций: от чуткой, пронзительной лирики до мощнейшего напряжения чувств, которое передается публике.
Слушатели долго не отпускали Мацуева со сцены: пианист играл на «бис» «Размышление» Чайковского и Парафраз на тему Каватины Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник» - блестяще, легко, артистично. В Воронеже Мацуева любят и помнят его выступление в нашем городе, которое состоялось двенадцать лет назад – незадолго до триумфальной победы пианиста на Международном конкурсе имени Чайковского.
На следующий день, 8-го апреля, Денис Мацуев сыграл «Рапсодию на тему Паганини» в зале филармонии. Рахманинов – один из его любимых авторов. В 2008-м году Мацуев выпустил диск «Неизвестный Рахманинов», в котором, с согласия внука композитора, звучат две ранее никогда (!) не исполнявшиеся пьесы Рахманинова, обнаруженные в архиве композитора. Альбом записан на рояле композитора марки Steinway 1929-го года, который, по признанию Мацуева, находится в прекрасном состоянии. Кстати, «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинов сочинил именно за этим роялем. Мацуев уже получил согласие родственников композитора играть на этом рояле Третий концерт Рахманинова с маэстро Валерием Гергиевым и оркестром Берлинской филармонии в декабре нынешнего года. Инструмент специально доставят в Берлин, и это будет первое публичное выступление на любимом рояле композитора.
Но вернемся к проекту «Новые имена». За свою двадцатилетнюю историю Фонд воспитал целую плеяду талантливых музыкантов. В программе воронежского концерта в зале филармонии приняли участие лауреаты и стипендиаты Межрегионального благотворительного Фонда – Александр Котельников (скрипка), Анастасия Тимошенко (скрипка), Дмитрий Майборода (фортепиано), Лука Окросцваридзе (фортепиано), Анастасия Кобекина (виолончель).
Проект «Новые имена в Воронеже» стартовал пять лет назад. У истоков его создания стоял комитет по культуре Общественной палаты Воронежской области. При поддержке областного Управления культуры и филармонии проект открывает воронежской публике новые имена молодых талантливых исполнителей. Денис Мацуев называет «Новые имена» одной большой семьей. К юным талантам в Фонде относятся действительно по-семейному. Назначают стипендии, покупают новые инструменты, проводят мастер-классы и выездные школы с участием выдающихся российских музыкантов, педагогов консерваторий. Участие в концерте Фонда музыканта такого класса, как Денис Мацуев, - тоже ощутимая поддержка. Мацуев высоко оценил возможности Воронежского молодежного симфонического оркестра и подчеркнул, что оркестрант – это очень высокое звание, которого достойны наши музыканты.
Оба концерта – и в театре оперы и балета, и в филармонии – прошли при полных залах. И с тем неподдельным воодушевлением, которое бывает только при встрече с настоящим, подлинным искусством. Пожалуй, сегодня такой чистый порыв, объединяющий массу людей, можно почувствовать только на концертах классической музыки, которая, несмотря на элитарность, остается самым демократичным и самым востребованным искусством во всем мире.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Власти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области
Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.
В России — Воронежская область стала одним из лидеров по убыли населения
В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.
В мире — Заявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство
Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.
Общество — Воронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»
Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Критики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»
Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.
Персона — Стало известно, кого назначили руководить Воронежской специальной музыкальной школой на Никитинской
Это соратница пропагандиста творчества Хоя, дирижёра-контрабасиста Евгения Мингалёва.
Литература — В издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»
29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.
Музыка — В Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса
На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.
Изобразительное искусство — Венецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»
Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.
Зал ожидания — Пушкин и музыка
Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.
Главное — Первая отмена на Платоновском фестивале
Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.