Платоновский фестиваль
На Платоновском фестивале воронежцы познакомились с искусством мугама и открыли боснийские севдалинки
- Текст: Елена Фомина
- Фото: Максим Махов
Платоновский фестиваль движется к экватору, мы успели уже многое посмотреть и послушать, почувствовать вкус праздника и не потерять ощущения масштаба событий.
Третий день фестиваля, 7 июня, подарил встречу с потрясающими музыкантами. В зале филармонии выступил один из лучших ханенде мира – азербайджанский певец Алим Гасымов, а в концертном зале – боснийская этно-блюзовая группа «Мостар Севдах Реюнион».
Алим Гасымов вместе со своим ансамблем представил искусство мугама - основной жанр азербайджанской традиционной музыки, передающийся изустно уже несколько веков и объявленный ЮНЕСКО шедевром нематериальной культуры человечества.
Певец и музыканты расположились на помосте, устланном коврами, убранном узорчатыми подушками. У ханенде в руках бубен, он сидит неподвижно, по-восточному, скрестив ноги, двигаются только руки – то извлекая суховатые звуки из натянутой на бубен кожи, то прищелкивая пальцами. Голос певца проникает в душу. Даже не понимая слов, можно догадаться: речь идет о разговоре с Богом, о страстной и сосредоточенной молитве. Судя по всему, в искусстве мугама существуют строгие правила: четкая форма, внутри которой допускаются импровизации. Конечно, такую музыку лучше слушать, предварительно подготовившись.
Русская публика привыкла дослушивать до конца (хотя бы часть произведения), а потом уже аплодировать. А вот слушатели-азербайджанцы, которые пришли в филармонию на встречу с Алимом Гасымовым, вели себя очень непосредственно, аплодируя в момент исполнения, живо реагируя на то, что происходило на сцене. Конечно, они правы, а мы рады, что Платоновский фестиваль дал нам возможность услышать выдающегося исполнителя традиционной азербайджанской музыки. Кстати, овладеть искусством мугама могут и женщины: вместе с Гасымовым пела его дочь Фергана. Она с шести лет на сцене и виртуозно владеет искусством мугама.
Одним из самых сильных впечатлений программы «Мировой музыки» стало выступление боснийской группы «Мостар Севдах Реюнион». Настоящее открытие Платоновского фестиваля – музыканты из Боснии впервые выступают в России.
Несмотря на то, что стиль севдах относится к фолку, это не деревенская музыка, она принадлежит городской традиции и происходит из аристократических мусульманских семей Боснии и Герцеговины, а со временем распространилась в разных классах общества. Одно время севдах был на грани исчезновения. Музыканты из боснийского города Мостара записывают диски, гастролируют в Европе, выступают на академических площадках – например, в Мюнхенской филармонии, исполняя севдалинки – старинные романсы в блюзовых аранжировках. В общем, делают всё, чтобы эту удивительную музыку узнали и полюбили слушатели разных стран.
«Мостар Севдах» - это три акустических гитары (одна ритм и две соло), бас, скрипка, ударные и рояль. Замечательные музыканты, великолепные импровизаторы, искренние, живые и очень родные. Они совершенно покорили воронежцев своим профессионализмом и такой близкой нам славянской печалью, которая не нуждается в переводе.
Боснийские (так и хочется написать – югославские) музыканты взяли зал с первых нот. Всё-таки миф о братстве славянских народов – не шутка. Мягкий, задушевный вокал солиста Нермина Алукича возвращал в детство, когда и Россия, и Югославия, и Украина были единым соцпространством, и мы считали друг друга своими. Хотелось плакать и верить, что, несмотря на всю национальную самобытность, всё равно мы братья. А высокий проникновенный голос другого солиста с таким привычным русским именем – Владимир – заставил вспомнить тургеневских «Певцов»: настолько это было хорошо, проникновенно, не тронуто коммерцией.
А еще хотелось танцевать. Что и сделал один восторженный слушатель солидного возраста. Правда, его радость была недолгой: через некоторое время он был уведен за кулисы бдительной охраной.
Выступление «Мостар Севдах» - тот случай, когда не хотелось, чтобы концерт заканчивался. Музыканты играли и пели больше двух часов, а хотелось еще и еще. Когда они вернулись после финального поклона, танцы начались прямо в зале, и уже никто никого никуда не провожал, потому что праздник, который подарили нам боснийцы – он для всех, и все слушатели стали друг другу товарищи и братья. Хотя бы на время концерта.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Власти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области
Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.
В России — Воронежская область стала одним из лидеров по убыли населения
В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.
В мире — Заявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство
Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.
Общество — Воронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»
Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Критики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»
Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.
Персона — Стало известно, кого назначили руководить Воронежской специальной музыкальной школой на Никитинской
Это соратница пропагандиста творчества Хоя, дирижёра-контрабасиста Евгения Мингалёва.
Литература — В издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»
29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.
Музыка — В Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса
На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.
Изобразительное искусство — Венецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»
Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.
Зал ожидания — Пушкин и музыка
Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.
Главное — Первая отмена на Платоновском фестивале
Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.