Музыка
На концерте в Воронеже Валерий Гергиев и Павел Милюков заставили слушателей плакать
- Текст: Елена Фомина
- Фото: youtube.com, gorod48.ru
То, что оркестр Мариинского театра – один из лучших, мировой бренд, знают все. Но, когда слышишь его вживую, здесь и сейчас, все громкие слова теряют силу. Потому что слова умолкают, когда говорит Музыка.
Встреча с оркестром Мариинки и его руководителем Валерием Гергиевым состоялась в рамках Пасхального фестиваля. Воронежцы ждали ее два года – в прошлом году фестиваль до столицы Черноземья не доехал. Зато в этом всё сложилось, Воронеж вошел в карту фестивального маршрута, и маэстро Гергиев представил здесь оркестровую программу.
Из заявленных произведений в ней остался только Первый концерт Шостаковича для скрипки с оркестром. Солировал один из виртуозов нового поколения – Павел Милюков. Произведение сложное, знаковое, эпохальное, сыгранное многими выдающимися скрипачами: Давидом Ойстрахом, Леонидом Коганом, Ицхаком Перлманом, Виктором Третьяковым… Как нужно играть Шостаковича сегодня? Вопрос, на который можно ответить: так же, как и Баха, и Моцарта, и непрозвучавшего в концерте Брамса.
Трактовка Милюкова и Гергиева наводит на мысль, что Шостакович только начинает доходить до слушателя – через десятилетия, через Время. Эта дистанция необходима, она заставляет задуматься о том, что, как это ни жестоко, гениальная музыка должна пройти испытания в виде запретов, непонимания. И, может быть, Шостакович в исполнении тридцатилетнего Павла Милюкова понятнее и ближе нам сегодня, чем канонические трактовки тех, кто жил рядом с гением.
Свой ля минорный концерт для скрипки с оркестром Дмитрий Дмитриевич окончил в 1948 году, в период гонений и борьбы с формализмом, не надеясь на его исполнение. Впервые его сыграл Давид Ойстрах, которому композитор посвятил этот концерт, – лишь в 1955-м, с дирижером Евгением Мравинским. Четыре части кровоточащей музыки, где впервые появляется аббревиатура DSCH – зашифрованные в нотах инициалы Шостаковича, которые потом прозвучат и в других сочинениях – Восьмом квартете, Фортепианном трио, Десятой симфонии…
Через шестьдесят лет эта музыка кровоточит по-прежнему. Шостакович – один из любимых авторов Гергиева, маэстро осуществил несколько крупных проектов, связанных с именем композитора, ему есть, что сказать в этом произведении, а молодой скрипач Павел Милюков вносит своё, современное, наполнение в вечную музыку. От трепетного, с зарождающимся вопросом «быть или не быть?», Ноктюрна, через мучительное Скерцо с леденящей душу гиньольной пляской, Гергиев и Милюков ведут нас к удивительному монологу Пасскальи – одному из самых пронзительных во всей музыкальной литературе.
Скрипач исполнил его в буквальном смысле на одном дыхании, вложив в него столько силы и столько человечности. Величие и слабость – две стороны гения Шостаковича, пожалуй, единственного композитора, который смог выразить в музыке и ужасы Холокоста, и вселенскую боль от неискупимой вины за страдания замученных в лагерях… Эта же боль и вина – в интерпретации Гергиева и Милюкова, переосмысленная поколениями, родившимися после Второй мировой войны, – звучит в Бурлеске (ирония гения, Шостакович говорил, что в четвертой части концерта выражена радость человека, вышедшего из концлагеря).
Павел Милюков – хочется запомнить это имя, что, кстати, не так уж часто бывает после первого знакомства. Милюков играет с лучшими оркестрами, гастролирует в разных странах, принимает участие в крупных международных фестивалях. А главное – продолжает те поистине великие традиции русского исполнительского искусства, в основе которых не только блестящая техника, но и интеллект, искренность чувств, незаштампованность мышления и при этом бережное, а в случае с Шостаковичем – даже благоговейное отношение к авторскому тексту.
После антракта слушателей ждала встреча с очень разнообразной оркестровой музыкой. В начале второго отделения оркестр Мариинского театра искупал нас в солнечных звуках Четвертой Итальянской симфонии Мендельсона – всегдашнего любимца русской публики. Затем последовала коллективная медитация под «Болеро» Равеля - популярнейшая классика, исполненная на высочайшем уровне, а на бис маэстро Гергиев и его оркестр подарили нам Вагнера – умиротворяющее вступление к «Лоэнгрину», в котором захотелось раствориться и остаться навсегда – если не нотой, то хотя бы небольшой ферматой…
Перед концертом на встрече с журналистами Валерий Гергиев заметил, что для него нынешний Пасхальный фестиваль стал праздником музыки. Для нас тоже. И пусть это праздник, который не всегда с нами, - тем ценнее радость от встречи с настоящим искусством.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Заявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»
Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.
В России — «Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать
В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.
В мире — Наводнение в Дубае было вызвано искусственно?
Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?
Общество — Колбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже
Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер
Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Трубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций
Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.
Изобразительное искусство — Портрет маслом – техника и особенности создания
Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»
Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.
Главное — Владелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву
Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.