Музыка
Фестиваль «Панорама музыки России в Воронеже» как летопись нашего времени
- Текст: Елена Фомина
- Фото: culturavrn.ru
Яркой краской в палитре воронежской осени стал фестиваль «Панорама музыки России». Ему уже больше двадцати лет, он кочует по городам и весям, открывая слушателям многообразие современной музыки. Воронеж в этом году стал особой точкой на карте фестиваля: нашей композиторской организации исполнилось 75 лет, поэтому в столицу Черноземья поздравить коллег приехали выдающиеся авторы и исполнители – как молодые, так и маститые.
Все четыре фестивальных дня – с 17-го по 20-е октября – были наполнены неординарными событиями. И это не только концерты и творческие встречи. Насущным вопросам сегодняшней музыкальной жизни был посвящен круглый стол, в котором приняли участие председатель Союза композиторов России Владислав Казенин, ярчайший представитель национальной школы Дагестана Ширвани Чалаев, композитор и философ Владимир Мартынов.
К сожалению, из-за проблем со здоровьем из Санкт-Петербурга не смог приехать в Воронеж Сергей Слонимский, но участники круглого стола выслушали его доклад «О национальном в современной музыке», зачитанный Евгением Трембовельским. Основная мысль доклада – сохраняется ли в сочинениях сегодняшних композиторов критерий национального, или всеобщая глобализация настигла и музыкальное искусство? Лучшим ответом прозвучала фраза Ширвани Чалаева: «Мне не о чем сказать миру, если я не говорю о собственном народе». Чалаев – автор десяти опер, среди которых – «Маугли», поставленная в своем время в Воронежском театре оперы и балета, «Король Лир», «Кровавая свадьба», «Казаки», «Хаджи-Мурат». Красной нитью в его сочинениях проходят мотивы народных песен. Ширвани Рамазанович и сам прекрасно поет, что было продемонстрировано на заседании в Доме композиторов и на концерте в филармонии. Песни родного Дагестана звучат в его исполнении по всему миру, Чалаев выступает в Италии и Франции, поет с оркестром Гергиева.
Тема национального стала лейтмотивом фестиваля. Мы услышали колокольную, с цитатами из Рахманинова, фортепианную фантазию «О России с любовью и болью» Александра Украинского в исполнении Ларисы Вахтель, вокальную лирику Рустема Яхина в исполнении Дмитрия Башкирова и еще многие сочинения, убеждающие в том, что народная музыка для современных композиторов остается источником вдохновения. В качестве подтверждения на открытии фестиваля был представлен и сам источник – песни Воронежско-Белгородского пограничья в исполнении ансамбля «Воля» под руководством Галины Яковлевны Сысоевой, заставившие слушателей то плакать, а то чуть не пуститься в пляс.
Откровением для немногих стала встреча с Владимиром Мартыновым, адептом минимализма, приверженцем закона Витгенштейна: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». Творчество этого интереснейшего композитора - еще одна краска в многообразии «Панорамы музыки России», неоднозначная, распадающаяся на немыслимые цвета, может быть, еще не понятая нами, потому что мы не готовы ее постичь…
Зато единодушный отклик вызвал у слушателей заключительный парад концертов: так можно назвать закрытие фестиваля, на котором прозвучали три концерта для фортепиано с оркестром композиторов-юбиляров 2013-го года: Тихона Хренникова (100 лет со дня рождения), Владислава Казенина (75) и Рашида Калимуллина (55). Три взгляда на переменчивый период времени с 1983-го до наших дней: от классически стройного, напомнившего раннего Прокофьева, концерта Хренникова, который сыграл его правнук, композитор и пианист Тихон Хренников-младший, до колоритного, с имитацией звучания татарских инструментов, концерта Калимуллина в не менее эффектном исполнении Федора Амирова. Это сочинение только что вышло из-под пера – автор дорабатывал его во время фестиваля. Эпохальным обобщением прозвучал Третий фортепианный концерт Владислава Казенина, четырехчастный по форме, как симфония, основанный на лаконичной малой терции «ля – до», интонационно напоминающей уральскую песню. Его блестяще исполнила Екатерина Мечетина, одна из самых востребованных сегодня солисток.
На высоте был и Воронежский академический симфонический оркестр, которым дирижировал Игорь Вербицкий. Зал с таким восторгом принял новое сочинение Казенина, устроив «стоячую» овацию, что пианистка повторила финал на бис.
Фестиваль показал, насколько многоголосна музыкальная жизнь в сегодняшней России. Свой голос у каждого композитора и исполнителя. Смешиваясь, но не теряя индивидуальности, они создают многоликое полифоничное полотно, где каждый вносит свое слово в летопись нашего времени.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Эпидемия отмен разразилась в Воронежской области
И дело тут не только и не столько в дне траура, объявленном в стране 24 марта.
В России — После теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов
Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.
В мире — Люди и вправду боятся клоунов, особенно дети
Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.
Общество — Готовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов
После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.
Театр — Стартовала заявочная кампания «Золотой Маски-2025»
Подлежат рассмотрению работы, представленные публично с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»
Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.
Персона — Анатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской
77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.
Литература — Вышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»
Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.
Музыка — Музыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена
В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ
Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.
Зал ожидания — Музей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»
Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.
Главное — Ночь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной
Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.