Войти
Литература
16.02.2012 17:02
«Бора-Бора» Альберто Васкеса-Фигероа – песнь торжествующей жизни

«Бора-Бора» Альберто Васкеса-Фигероа – песнь торжествующей жизни

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: ripol.ru

 

Что такое Бора-Бора сегодня? Модный курорт с дюжиной роскошных отелей, важное звено глобальной индустрии отдыха, место съемок голливудских романтических комедий. Трудно представить себе, что два-три века тому назад этот небольшой остров (девять километров в длину, пять в ширину), входящий ныне в состав Французской Полинезии, был самостоятельным государством. Его устройство, обычаи, уклад оставались незыблемыми на протяжении долгих веков, если не тысячелетий. В те далекие времена и возвращает нас замечательный испанский писатель Альберто Васкес-Фигероа в романе «Бора-Бора» вышедшем в русском переводе в издательстве «РИПОЛ классик».

 

 

Как и в «Игуане», нельзя не заметить притчевого, эпического характера прозы Васкеса-Фигероа. Герои противостоят жестоким и коварным врагам, могучим силам природы, они бросают вызов бесконечному пространству, преодолевают собственные слабость и малодушие. Они заряжают нас своим глубинным оптимизмом, верой в гармонию окружающего мира и целесообразность всего происходящего.

 

Главные герои романа – юноша Тапу Тетуануи, мечтающий стать навигатором, и опытный мореплаватель Мити Матаи. Вместе они оказываются на корабле, который жители Бора-Бора снаряжают в далекое и опасное путешествие. Мирные островитяне подверглись нападению кровожадных пришельцев из «Пятого круга» - запредельно далекого для обитателей Бора-Бора острова. Запятнанная честь и рациональное мышление (враги однажды могут вернуться) заставляют островитян пуститься в погоню за варварами, чтобы отомстить и, если получится, навсегда обезопасить себя от подобных набегов.

 

На наших глазах Тапу Тетуануи проходит путь от  пылкого невежды до навигатора, от самонадеянного мальчишки до настоящего мужчины. Меняются и другие участники экспедиции. Умение нарисовать скупыми средствами живые и яркие портреты героев в развитии – отличительная черта автора «Туарега».

 

И еще одному герою уделяет автор повышенное внимание – Великому Океану, раскинувшемуся на половине Земного шара. Тысячи миль в любом направлении, тысячи островов, многие из которых безымянны и необитаемы,  известные и неведомые существа, населяющие бездонные воды… Образ океана в романе выписан с поистине эпическим размахом. Синева и сияние южного моря, ветер странствий, раздувающий паруса, фантастический мир под килем корабля – все это предстает в книге Васкеса-Фигероа огромным полотном, в котором нет ничего случайного и негармоничного. Великий интуитивист и мудрец Мити Матаи ведет корабль ведомыми только ему путями, избегая опасностей и ловушек, подстерегающих мореплавателей на каждом шагу. И вера этих людей в свою правоту, в знание, накопленное десятками поколений предков, так велика, что буквально несет их над волнами к заветной цели.

 

Роман отличает удачное, пропорциональное сочетание экзотического и общечеловеческого. Автор не перегружает повествование терминами и реалиями полинезийского социума и быта. И в то же время пишет сочную, реалистичную картину жизни на уединенном острове, на судне, бороздящем просторы океана. И мы видим, что, как бы ни отличались друг от друга обитатели разных широт, у них немало общего. Потому что все мы - люди, и каждому из нас дано понимание божественного и земного, каждому свойственно стремление к счастью и желание реализоваться. Только надо верить в судьбу, в предназначение. А если уж не суждено победить, если на твоем пути оказались непреодолимые препятствия, надо и эти обстоятельства принимать с достоинством. И даже саму смерть.

 

Автор намеренно не привязывает события к определенной  дате, исторической эпохе. Эта история могла произойти и двести,  и триста, и тысячу лет назад. Лишь в конце романа писатель мимоходом приоткрывает завесу. Мореплаватели с Бора-Бора встречают в океане испанский галеон, вышедший из Перу в Манилу весной 1663 года…

 

В романе  Васкеса-Фигероа жизнь и вера торжествуют, несмотря  ни на что. Интересно, как бы восприняли этот роман отдыхающие в  пятизвездочных отелях на берегу лазурной  лагуны острова Бора-Бора? Но они, скорее всего, кроме глянцевых журналов ничего не читают.

 

 


Ранее в рубриках
В ВоронежеМэр Воронежа побывал на месте серьёзного ЧП

При осмотре места происшествия оказалось, что ущерб больше, чем предполагалось накануне.

В РоссииНад Воронежской областью уничтожены три метеозонда – чем они опасны?

Эти шары применяются ради террора против гражданского населения и перегрузки средств ПВО.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаЭстрадный хор FERMATA представит воронежцам новую прорывную программу «По страницам любимых мюзиклов...»

Прозвучат популярные песни из отечественных и зарубежных мюзиклов разных лет.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВ Воронежском институте искусств открылась выставка Александра Дубянского

Восхищает умение автора видеть прекрасное, глубоко чувствовать красоту и передавать её с помощью красок.