Войти
Литература
14.01.2012 17:24
Александра Маринина  привела Каменскую в театр

Александра Маринина привела Каменскую в театр

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: eksmo.ru
  • Правка

Этот роман стоит особняком в творчестве Александры Марининой. Анастасия Каменская приходит в театр, чтобы расследовать покушение на убийство главного режиссера. Как многое здесь не похоже на то, с чем Каменской приходилось сталкиваться в жизни...

 

Двухтомник Александры Марининой «Смерть как искусство» (том первый – «Маски», том второй – «Правосудие») сумел какое-то время побыть на вершине рейтинга самых продаваемых в России книг. И это несмотря на «кусачую» цену. Расчет издательства «Эксмо» оказался безошибочным: Маринина, Каменская, Театр…

 

Писательница с таким увлечением открывала для себя загадочный мир театра, что не могла не заразить этим чувством читателей. Поводом для погружения в атмосферу напряженных творческих поисков, а также сплетен, интриг и тотального лицедейства послужило  покушение на убийство. И не кого-нибудь, а художественного руководителя и главного режиссера театра «Новая Москва» Льва Богомолова.

 

Боюсь проводить параллели между вымышленным худруком и реальными фигурами театральной Москвы. Лев Богомолов – собирательный образ театрального лидера, аккумулировавший черты узнаваемых персонажей российской театральной истории и современности. Образ получился отталкивающий, что уж говорить. Может быть, действительно, с актерами и другими людьми театра можно разговаривать только на языке откровенного хамства, помыкать ими, унижать, не давать ролей одним и одаривать ими других, своих любимчиков?

 

Да и другие «деятели театра» вышли у Марининой совсем несимпатичными. Разве что старейшая народная артистка Евгения Федоровна Арбенина вызывает уважение. Ее коллеги – лживы, капризны, словно испорченные дети. И постоянно лгут – Насте Каменской, ее напарнику Антону Сташису, друг другу… Попробуй тут установи истину, раскрой преступление. Расследование пробуксовывает, и только во второй части, когда ниточка уводит в сторону от театра, сыщики нащупывают твердую почву под ногами. Дальше, как говорится, дело техники. Тут уж Каменской  равных нет.

 

Новую книгу Александры Марининой, несмотря на наличие трупов, преступного умысла, нарушения закона не назовешь детективом в чистом виде. Автор размывает рамки жанра, который принес ему славу. В романе немало отвлеченных рассуждений, размышлений, вплоть до необычных трактовок известных пьес. В первом томе действие развивается неспешно. По замыслу писательницы, интерес читателя должен подпитываться все более глубоким погружением в театральную среду.

 

Приходится отмечать неровность авторского письма. Самые удачные, поистине захватывающие эпизоды – когда Каменская вступает в интеллектуальный поединок с персонажами разворачивающейся криминальной драмы – журналистом Лесогоровым, актером Арцеуловым, исполнительным директором Бережным. Самыми слабыми в книге оказались сцены, в которых на авансцену выходят мифические герои – Камень, Ворон, Змей, Белочка. Находясь где-то в параллельном измерении, они следят за ходом расследования, попутно стараясь вылечить театрального кота Гамлета, «провалившегося» к ним из нашего мира. Их пространные диалоги и философские рассуждения выглядят немного наивно и были бы больше уместны в детской книжке. Понятна цель автора - раздвинуть границы времени и пространства, чтобы придать произведению многомерности, изменить ракурс, облагородить жанр. Но средства выбраны не самые удачные.

 

Маринина одушевляет и сам Театр. Он думает, ощущает, испытывает эмоции, спит и бодрствует. Как к этому приему относиться, честно говоря, даже не знаю.

 

Композиционно роман «Смерть как искусство» получился рыхлым. Либо надо было делать два полноценных тома, либо отсечь второстепенное и собрать все лучшее в один. А так получилось  ни два, ни полтора.

 

Но читается с интересом.


Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеСамая холодная ночь этой зимы позади?

Как предполагают синоптики, кратковременное возвращение морозов в Воронеже возможно только во второй декаде февраля.

В РоссииСумма ущерба по делу Кирилла Серебренникова возросла до 133 миллионов рублей, следствие завершено

Обвиняемым предстоит ознакомиться с томами уголовного дела, которое затем будет направлено в суд.

В миреPыжая женщина – уникальна

Эксклюзивный материал канадского учёного-антрополога о феномене рыжеволосых женщин.

ОбществоВ Центральном парке Воронежа решили ограничить доступ к пруду и обнести его металлическим ограждением

Эту новость распространила сегодня пресс-служба администрации городского округа.

ТеатрАлексей Гордеев посетил премьерный студенческий спектакль в Камерном театре

Теперь уже не в статусе губернатора, а будучи полномочным представителем президента Российской Федерации в ЦФО.

Кино и телевидениеКассовые сборы в США за 12-14 января:«Джуманджи» выигрывает четвёртый уик-энд

Только один день смог продержаться на равных с лидером фильм Стивена Спилберга «Секретное досье».

ПерсонаЭдуард Лимонов представит свою новую книгу в Воронеже

Известный писатель, поэт, публицист, политический деятель вновь посетит столицу Черноземья.

Литература«Королева тьмы» Си-Джей Редвайн – первая книга серии «Рэйвенспир» – выходит в русском переводе

Книга нацелена на свою адресную аудиторию – любителей сказок для взрослых. Ну, или для взрослеющих.

МузыкаМаэстро Александр Анисимов подарил воронежцам эффектную программу

Это был удивительный вечер в филармонии, лейтмотивом которого стала музыка Петра Чайковского.

Изобразительное искусствоТвой двойник в музее: приложение ищет и находит сходство современных людей с портретами мастеров

Для этого используется технология распознавания лица пользователя, предложенная Google.

Зал ожиданияВоронежцев приглашают на выставку одного из ведущих художников-живописцев Владимира Щедрина

Выставка посвящена 75-летию мастера, пользующегося большим уважением коллег.

Главное«Рождественские встречи» установили рекорд, собрав 99 миллионов рублей, Алексей Гордеев поблагодарил участников

Алексей Васильевич выразил благодарность всем, кто участвовал и в первом благотворительном вечере, и в последующих.