Войти
Литература
08.08.2009 20:39
Памятник Мандельштаму в Воронеже скоро отметит годовщину

Памятник Мандельштаму в Воронеже скоро отметит годовщину

  • Текст: Екатерина Данилова.
  • Фото:
  • Правка

2 сентября исполнится год со дня открытия в Воронеже памятника выдающемуся поэту Осипу Мандельштаму. Памятник был установлен в парке «Орленок», напротив дома №13 по улице Фридриха Энгельса, где Мандельштам писал знаменитые «Воронежские тетради». Воронеж стал третьим городом России, увековечившим таким образом память опального поэта. На это событие откликнулась не только воронежская пресса. Вот что писал Михаил Бойко («НГ»):

«Первый памятник Мандельштаму, выполненный приморским скульптором Валерием Ненаживиным, был открыт 1 октября 1998 года во Владивостоке рядом с тем местом, где находился пересыльный лагерь, в котором в 1938 году умер поэт. Второй по счету памятник Мандельштаму был открыт 30 июня 2007 года в Санкт-Петербурге в саду Фонтанного дома. Однако статуса памятника он до сих пор не получил и официально считается внешним экспонатом Музея Анны Ахматовой. Так что столицу с памятником Мандельштаму опередил Воронеж, в котором все стадии согласования удалось пройти за полгода, в то время как в Москве это отняло уже два года. Сразу было определено место – у входа в детский парк «Орленок». Выбор пал на работу Лазаря Гадаева, занявшую второе место на конкурсе в Москве (памятник было предложено слегка доработать – в частности, была убрана стопка книг, на которой возвышался скульптурный Мандельштам)».

Воронежской ссылка продолжалась три года. Осип Эмильевич с женой Надеждой Яковлевной жили на съемных квартирах. Сохранились только два дома, где в Воронеже жил Мандельштам: № 13 на улице Энгельса и №4 в переулке Швейников. Этот адрес называют «ямой Мандельштама», следуя его стихотворению, написанному в апреле 1935 года:

Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова –
Как ее ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного,
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама...

Единодушия по поводу художественных достоинств памятника как не было, так и нет. Есть группа восторженных почитателей монумента.

Олег Ласунский, воронежский краевед и литературовед:
«В город в скором времени хлынут толпы литературных паломников из самых удаленных частей света и Воронежу остается лишь распахнуть им свои гостеприимные объятия».

Галина Умывакина, поэт:
«Конечно, к нему будет разное отношение у горожан; он, повторюсь, уникален. Скульптор Лазарь Гадаев – высококлассный профессионал, мастер малой пластики – прежде всего. Для Гадаева характерна глубина постижения этого мира, и иного – тоже, стремление проникнуть туда и сюда. И поведать обо всем зрителю – по-своему, посредством языка, которым владеет. Памятник Гадаева притягателен тем, что скульптору, мне кажется, удалось передать ощущение скованности фигуры – это читается и по одной руке, прижатой к телу что называется «по швам», и по второй, что на груди. Человек спрятался, он закрывается от чего-то; понятно, от чего прятался Мандельштам, несмотря на все свои дерзости. Постоянный страх за жизнь собственную и близких, за друзей-писателей. Бедность, безденежье, бездомье. Состояние напряженности и самозащиты, стремление прикрыться, на мой взгляд, Гадаеву удалось передать пластически. А эта чуть запрокинутая голова; известный, воспетый многими, в том числе и самим Мандельштамом, образ – «Мой щегол, я голову закину…». Несколько отсутствующий взгляд – внутрь себя и одновременно вверх. На деревья, на небо, на птиц. На Бога, в конце концов. Это – почти родовая отличительная черта Поэта: порыв, достоинство, гордость, честь… В модели есть и внутренняя сосредоточенность, и внутренняя свобода. Памятник, безусловно, интересный, сложный – под стать поэзии Мандельштама. Доступной далеко не всем».

Есть и те, кто относится к памятнику критически:

Дмитрий Быков, писатель:
"Сам факт его установки мне очень нравится. Мне не нравится, что этот памятник выполнен в эстетике, во всех отношениях противоположной мандельштамовской. Мандельштам – поэт утончённый, а памятник получился топорный. Похоже, он символизирует грубость судьбы поэта, того, как с ним обошлись. Пытаясь, видимо, показать духовную близость поэта Пастернаку, скульптор сделал ему пастернаковские большие лопатообразные руки. Но это не руки Мандельштама с его почти детской кистью!..
«Пусти меня, отдай меня, Воронеж»… Три года его пребывания здесь значили для Воронежа больше, чем литературная деятельность всего местного отделения писателей. И за три года, прожитых в вашем городе, он поставлен здесь в таком ужасном виде. Сам факт установки памятника мне очень нравится. Но памятник ужасный. Не воспринимайте это как «ах, приехал москвич и обгадил нашу достопримечательность!» Никого не хочу оскорбить, и конечно, ничего не понимаю в скульптуре».

Блогер «ЖЖ» Che_ck:
«Господа, но ведь это плагиат - памятник срисован со знаменитого монумента Валерия Ненаживина во Владивостоке - первого в России памятника Мандельштаму. Памятник во Владике действительно хорош, о чем писали посетившие его Лев Аннинский, Андрей Битов, Бахыт Кенжеев и многие другие (он похож на раненую птицу), а в Воронеже по его мотивам сделали какую-то попсу".

Полина Дашкова, писатель:
«Первое место, которое я посетила в Воронеже, — это яма Мандельштама (частный дом в переулке Швейников, недалеко от пешеходного моста через железную дорогу у остановки «Работница», где жил поэт). Я очень люблю Осипа Эмильевича. Сейчас появился памятник. Я не в восторге от него, потому что сделан он не на основании реального знания о поэте, а на основании мифов о нём. На самом деле у Мандельштама была нормальная комплекция, он был хорош собой и нравился женщинам. А у вас стоит такой маленький головастик с огромными непропорциональными руками, с подбородком, похожим на булыжник, с грубыми чертами лица… Это сделано без любви, но, с другой стороны, спасибо, что это есть. Его жена Надежда Яковлевна в своих воспоминаниях старается всячески разоблачать мифы о том, что Мандельштам был страшненький худой карлик с большой головой. На самом деле у него была нормальная комплекция, он был хорош собой, и нравился женщинам. Но с другой стороны, спасибо, что есть хоть такой памятник».


Думаю, в преддверии годовщины установки памятника, споры о нем вспыхнут с новой силой. Хотелось бы знать ваше мнение, уважаемые читатели. Пишите!

Ранее в рубриках
В ВоронежеМэр Воронежа побывал на месте серьёзного ЧП

При осмотре места происшествия оказалось, что ущерб больше, чем предполагалось накануне.

В РоссииНад Воронежской областью уничтожены три метеозонда – чем они опасны?

Эти шары применяются ради террора против гражданского населения и перегрузки средств ПВО.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаЭстрадный хор FERMATA представит воронежцам новую прорывную программу «По страницам любимых мюзиклов...»

Прозвучат популярные песни из отечественных и зарубежных мюзиклов разных лет.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВ Воронежском институте искусств открылась выставка Александра Дубянского

Восхищает умение автора видеть прекрасное, глубоко чувствовать красоту и передавать её с помощью красок.