Войти
Литература
21.02.2019 11:53
Январский номер журнала «Подъём» поднимает проблемы сосуществования природы и цивилизации

Январский номер журнала «Подъём» поднимает проблемы сосуществования природы и цивилизации

  • Текст: Сергей Кольцов
  • Фото: podiemvrn.ru

Первый выпуск журнала «Подъём» за 2019 год открывается циклом рассказов «Забытая зима» Татьяны Грибановой (Орёл). Единение простого человека с русским лесом и русским полем, удивительная перекличка житейских событий с природными явлениями показаны автором в красках и мельчайших деталях.

На фоне суховатой и склонной к умствованию городской прозы эти короткие сюжеты, кажется, более связаны с простыми бытийными историями древности. Словно отходит в сторону усложненность текущего дня, замирает на мгновение наработанная веками культура, а самое главное в жизни человеческой аукается в слове – безыскусном и глубоком.

В повести Ивана Быкова «Мадьяр» восстановлены события Великой Отечественной войны, которые преломляются в судьбах деревенского мальчишки и капитана венгерской оккупационной армии, пришедшей на донскую землю вместе с немецкими фашистами. Ожесточенная справедливость подростка, семья которого погибла под бомбами, и ещё не зачерствевшая душа молодого венгра оказываются заложниками страшных событий тех лет.

Рассказы Валерия Казакова (Кировская область) представляют собой образец остранённой прозы. Самые обычные обстоятельства тут выглядят яркими и запоминающимися, а живые человеческие характеры оказываются неисчерпаемым источником фантастических происшествий. Каждая история Казакова содержит в себе определённый тип героя, его примечательную повадку и склонность к совершенно непредсказуемым поступкам.

Напротив, два сюжета Бориса Краснова (Санкт-Петербург) вполне обыденны, в них почти осязательно чувствуется, как скользит сквозь пальцы время, течёт мимо монотонная и холодная жизнь, а потом обрывается по каким-то случайным и непонятным причинам.

В коротком рассказе Николая Сокиркина рисуется выразительный образ жажды, которая овладевает сознанием, вытесняя все иные чувства и мысли. Эта современная миниатюра, написанная на армейском материале, близка классическому роману Кнута Гамсуна «Голод».

В «Позднем ужине» Евгения Щербакова милицейские будни сменяются ночным извозом, перед читателем проходят лица случайных пассажиров – мирные и бандитские. Но самое важное столкновение – душевная беззащитность героя в семье и его мужество при встрече с опасностью.

В поэтическом разделе номера – лирика Надежды Мирошниченко (Сыктывкар), Александра Нестругина, Валерия Сухова (Пенза), Михаила Кулижникова (Белгород), Эльвиры Пархоц, Дмитрия Мурзина (Кемерово). В дополнительной рубрике «Незабытые имена» представлена подборка стихотворений рано ушедшего молодого поэта из старинного вологодского города Белозёрска Алексея Шадринова. Главные вехи его творческой биографии и судьбы содержит обширное предисловие Виктора Баракова (Вологда).

Статья Андрея Румянцева (Иркутск) «Избранник духа» посвящена Фёдору Тютчеву. Автор старается ввести читателя в круг тем поэта и одновременно затрагивает проблематику русской поэзии как таковой. Философия, публицистика, пейзаж, любовная лирика, сокровенность чувств – кажется, нет такой литературной грани, которой бы не касались стихотворения русского гения.

Размышления Михаила Хлебникова (Новосибирск) над стихами и судьбой Александра Галича преодолевают привычную мифологизацию этой фигуры, для либеральной среды почти безусловную. В рассмотрение берутся факты биографии, свидетельства современников, сама фактура текстов.

Документальный очерк Бориса Векслера посвящен истории Свободного театра, который открылся в Воронеже в конце 1918 года и в разных формах просуществовал до середины 1920-х.

Беседа Татьяны Багринцевой с известным писателем и деятелем культуры Евгением Новичихиным восстанавливает пунктир развития воронежской литературы в минувшие полвека. Тут и знакомые писательские имена, и творческие коллизии, и бережное отношение к памяти далёких и близких художников, наделённых самыми разными дарованиями.

Завершают литературно-критический раздел журнала отклик Тамары Никоновой на повесть Геннадия Литвинцева «Молодым не ходи в Гуандун» и рецензия Николая Алешкова (Набережные Челны) на книгу стихотворений «Камертон» смоленского поэта Владимира Макаренкова. Здесь же – воспоминания Эдуарда Ефремова об историко-документальной книге Александра Шуляковского «Дом на Театральной» (2011).


На вклейках номера размещены репродукции воронежских живописцев, объединённые зимним лейтмотивом. Декоративные работы с тонким рисунком и акварели, пастозная техника и реалистичные, жанровые сюжеты – маленький вернисаж многообразен и отличается гармонией, которой так не хватает цивилизации, отвернувшейся от прародительницы-природы.


Ранее в рубриках
В ВоронежеЗаявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»

Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.

В России«Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать

В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.