Войти
Литература
22.06.2018 21:14
«Неизбирательное сродство» Игоря Вишневецкого – умелая стилизация русской романтической прозы XIX века

«Неизбирательное сродство» Игоря Вишневецкого – умелая стилизация русской романтической прозы XIX века

  • Текст: eksmo.ru
  • Фото: eksmo.ru

В издательстве «Эксмо» выходит книга известного писателя, поэта, критика и историка литературы Игоря Вишневецкого под названием «Неизбирательное сродство». Издание представляет собой сборник из трех произведений – романа «Неизбирательное сродство», а также повестей «Острова в лагуне» и «Ленинград».

«Неизбирательное сродство» имеет авторское определение – «роман из 1835 года». Произведение Вишневецкого является литературной стилизацией русской романтической прозы 30-х годов XIX века. Среди авторов, на которых опирался писатель, выделяются имена Бестужева-Марлинского, Николая Полевого и Нестора Кукольника.

Эти романисты были очень популярны в свое время и олицетворяли то, что можно назвать массовой литературой начала XIX века, однако их произведения не вошли в золотой фонд русской классики. Впрочем, тонкость и глубина работы Вишневецкого проявляется как раз в том, что он стилизует не такого классического автора, как Пушкин (то есть автора, актуального во все времена), а писателей, жёстко прикрепленных к своему времени.

Еще одним важным источником автора при написании этого произведения был знаменитый роман Иоганна Вольфганга Гёте «Избирательное сродство», к которому Вишневецкий недвусмысленно отсылает в заголовке и во многих поворотах сюжета. В своем романе Гёте задавался важным вопросом – могут ли люди сочетаться друг с другом по законам «избирательного сродства» так, как это делают химические вещества? Как известно, Гёте увлекался не только химией, но и алхимией, поэтому в его произведениях наука могла сочетаться с мистикой. То же самое происходит и в произведении Вишневецкого, только, в отличие от немецкого классика, перевес находится на стороне мистики.

Роман рассказывает историю русского князя Эспера Лысогорского, отправляющегося в Италию по просьбе своего дяди Адриана, который считался большинством людей погибшим во время русско-турецкой кампании 1828-1829 годов. В Риме Эспер не находит дяди, но быстро знакомится со многими русскими, которые в те годы образовывали в столице Италии так называемую «русскую колонию».

Почти сразу главный герой сталкивается с многочисленными таинственными событиями, которые всячески подталкивают его на поиски исчезнувшего дяди. Князь постоянно находит письма от своего родственника, в которых тот дает ему подсказки, как отыскать особый ключ от мира живого и неживого.

Кроме того, дядя наводит Эспера на разных людей, среди которых есть исторические (Джузеппе Меццофанти, библиотекарь Ватикана) и вымышленные личности (Орацио Фальконе, египтолог). Эти персонажи должны помочь герою разгадать таинственный шифр, о котором пишет дядя Адриан.

Герой книги, будучи простодушной, но упертой личностью, проходит через разнообразные препятствия на пути к разгадке и в конце концов добивается своего. Все странные мотивы романа получают чёткое объяснение, и в целом тайна человеческой жизни, окутывающая всё повествование романа, в лучших традициях романтической прозы начала XIX века в финале произведения проясняется.

Роман Вишневецкого действительно во всех смыслах является уникальной и превосходной стилизацией. Язык этого романа полностью повторяет язык литературы 1830-х годов, не допуская никаких анахронизмов. Помимо того, поскольку сама содержательная и идейная составляющая произведения приобретает в романе чёткое философское разъяснение, создается ощущение, будто автор правда живёт в первой половине XIX века, ещё до многочисленных страшных открытий писателей и философов конца XIX и всего XX века. Однако это вовсе не делает роман Вишневецкого устаревшим, а, наоборот, добавляет ему актуальности, потому что нередко, для того чтобы по-новому взглянуть на современность, нужно обратиться в прошлое и как можно более точно постараться понять то, как развивалось человечество в былые времена.

Как уже было сказано выше, кроме романа «Неизбирательное сродство», в книге Вишневецкого собраны переработанные варианты двух повестей, ранее публиковавшихся автором. Экзистенциальная повесть «Острова в лагуне», впервые изданная в 2013 году, рассказывает о путешествии в Венецию, во время которого герой погружается в необъяснимую галлюцинацию, которая мгновенно изменяет его привычные представления о реальности. В повести «Ленинград», дебютном прозаическом произведении Вишневецкого, созданном еще в 2009 году, описываются первые восемь месяцев блокады Ленинграда. В основе повести – удивительный сплав реальных и фантастических событий. Неожиданные мотивы и образы, которые вместе объединяются в «Ленинграде», делают его чрезвычайно страшным и атмосферным произведением искусства. В этом издании «Ленинград» публикуется вместе с дополнением к повести под названием «Незабытый поэт».

Роман «Неизбирательное сродство» был впервые опубликован в журнале «Новый мир» в прошлом году и сразу же был номинирован на две литературные премии – Андрея Белого и Национальный бестселлер. Теперь это произведение издаётся отдельной книгой, так что у всех любителей мистики, готики и романтической литературы XIX века теперь есть отличная возможность познакомиться с этим незаурядным и выдающимся для современной русской литературы произведением.


Дата выхода: 01.06.2018
Переплёт: твёрдый (125x200)
Страниц: 384
Ограничение: 18+
Цена: от 424 руб.
ISBN: 978-5-04-093120-0

Игорь Вишневецкий – поэт, писатель, критик, кинорежиссер, историк литературы и музыки. Окончил филологический факультет Московского государственного университета. Преподавал в нескольких московских школах. Начиная с 90-х Вишневецкий стал активно участвовать в литературной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. С 1995 года стал жить в США, где преподает литературу, языки, историю музыки. В 90-е и 2000-е годы Вишневецкий выпустил несколько стихотворных сборников, среди которых «Воздушная почта» и «Тройное зрение». В конце 2000-х обратился к прозе и к сегодняшнему дню выпустил три художественных произведения, которые составили книгу «Неизбирательное сродство». В 2014 году снял экранизацию своей дебютной повести «Ленинград». Вишневецкий трижды номинировался на премию Андрея Белого – как поэт в 2000-м, в 2005-м как исследователь, а в 2017-м как прозаик. Его биография композитора Сергея Прокофьева входила в лонг-лист премии «Большая книга». Писатель был дважды отмечен премией журнала «Новый мир» – в 2010 году за повесть «Ленинград», а в 2017 – за роман «Неизбирательное сродство». Повесть «Ленинград» была также награждена премией «НОС» в 2011 году.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВыставка «В стране берёзового ситца» по итогам пленэра на родине Сергея Есенина открылась в воронежской школе № 102

Представлены картины, созданные во время Академического пленэра, организованного известным воронежским меценатом Владимиром Бубновым.

В РоссииВ Воронеже стартовал VII Академический пленэр «На родине И.Н. Крамского»

По традиции, пленэр открылся пресс-конференцией организаторов и участников в областном художественном музее имени И.Н. Крамского.

В миреНазваны самые популярные кинотрилогии

На первом месте оказалась оригинальная франшиза об Индиане Джонсе.

ОбществоВ Воронеже появилось «Ранчо»

В Воронежском зоопарке состоялось торжественное открытие нового комплекса для содержания копытных животных «Ранчо».

ТеатрТеатр кукол «Шут» покажет свои спектакли в Тамбове

В Тамбове ожидают от этих гастролей встреч с большим искусством и творческих откровений.

Кино и телевидениеКритики не смогли прийти к консенсусу по поводу фильма «Агент Джонни Инглиш 3.0»

Нечасто бывает, чтобы мнения рецензентов отличались столь диаметрально.

ПерсонаМихаил Бычков: губернатора обманывают относительно Платоновского фестиваля, надо его вразумить

Худрук Платоновского фестиваля не согласился с главой региона относительно оценки Платоновского фестиваля.

ЛитератураВыходит подарочное издание «Тим Бёртон. Культовый режиссёр и его работы»

В конце сентября 2018 года в продажу поступит книга Айана Натана «Тим Бёртон. Культовый режиссёр и его работы».

МузыкаПианист Андрей Коробейников и дирижёр Владимир Вербицкий показали воронежцам русский характер

Третий — один из самых трудных и многонотных фортепианных концертов в мировой литературе.

Изобразительное искусствоОткрылась персональная юбилейная выставка Лолиты Серебрянской-Симонян

К своему важному юбилею художница подготовила большую экспозицию работ, созданных в разные годы.

Зал ожиданияВ Воронеже пройдёт IV молодежный фестиваль любительских театральных коллективов «Проба»

В 2018 году в программе фестиваля 11 спектаклей от творческих объединений Воронежа.

ГлавноеАлександр Гусев: Платоновский фестиваль прежним не будет

Губернатор Воронежской области провёл пресс-конференцию, дав откровенные ответы на вопросы журналистов.