Войти
Литература
20.07.2014 16:48
Критический роман Павла Басинского «Скрипач не нужен» занимательнее иных творений Дюма

Критический роман Павла Басинского «Скрипач не нужен» занимательнее иных творений Дюма

  • Текст: Сергей Кольцов
  • Фото: ast.ru

В своем новом критическом романе «Скрипач не нужен» Павел Басинский не соглашается с трактовкой Белинского трагедии «Моцарт и Сальери». Рассказывает, почему никогда не встретились два великих современника – Толстой и Достоевский. Утверждает, что Варлам Шаламов вынес страшный приговор: «в известных обстоятельствах человека как человека может просто не быть». Басинский (будучи сам писателем) способен увидеть тонкие художественные «нити» произведения, не заметные просто литературному критику.

«Сальери, в общем, славный парень... С ним хорошо до тех пор, пока он не начинает грузить Моцарта своими комплексами, проистекающими от жуткой амбициозности и непробиваемой глухоты во всем, что касается не самого творчества, а творческого поведения. В этом смысле Сальери как слон в посудной лавке. С ним неловко, стыдно находиться рядом. «Я знаю, я». Я! Я! Я! Да помолчи, о Господи!»

Что общего между «Мифом о Сизифе» Камю и поэмой «Человек» Горького? Почему бабочка из рассказа Варлама Шаламова «задает вопросы куда более страшные, чем знаменитая бабочка Брэдбери»? Что успел рассказать нам поэт Борис Рыжий, певец смутных девяностых, погибший — как и Лермонтов — в двадцать шесть лет? В чем секрет успеха Бориса Акунина, и почему последние романы Виктора Пелевина не обязательно дочитывать до конца? Автор отвечает на эти вопросы.

Наряду с классической литературой Басинский анализирует произведения современников. И приходит к неожиданному (приятно) выводу: не право наше общество в осуждении современных писателей, якобы «отрекшихся» от классической русской литературы. «Ничего не изменилось»: Михаил Шишкин в «Письмовнике» и Игорь Сахновский в «Человеке, который знал все» пишут о «маленьких людях, Захар Прилепин в «Черной обезьяне» - о «лишнем человеке».

«Павел Басинский – писатель, названный современной критической мыслью противником победного постмодернизма и защитником посрамленного реализма. Это завидный статус!».
Людмила Сараскина, литературовед, критик


Павел Басинский — известный писатель, литературный критик, автор биографий-бестселлеров «Лев Толстой: бегство из рая» (премия «БОЛЬШАЯ КНИГА»), «Страсти по Максиму: Горький», «Святой против Льва. Лев Толстой и Иоанн Кронштадтский». Член Союза российских писателей, академик Академии русской современной словесности. Входит в постоянное жюри премии А. Солженицына и премии «Ясная поляна». Басинский работает в Литинституте, является редактором отдела культуры «Российской газеты».

Басинский прославился в литературном мире прежде всего работами о Льве Толстом и Максиме Горьком. Кроме того, писатель и сам неоднократно становился героем произведений своих коллег. У Виктора Пелевина в романе «Generation П» и рассказе «Краткая история пэйнтбола в Москве» - Бисинский. В повести Владимира Сорокина «День опричника» фигурирует под именем Павло Басиня.

Участник литературной программы Платоновского фестиваля искусств в Воронеже. В новой книге Павла Басинского целый раздел посвящен Андрею Платонову.


«Иногда с удивлением спрашивают: а что, Достоевский и Толстой не были знакомы? Как? Почему? Ведь они жили в одно время и принадлежали примерно к одному поколению: Достоевский родился в 1821 году, а Толстой — в 1828-м. У них был общий товарищ — Н.Н. Страхов, критик и философ. Был общий, скажем так, литературный оппонент и конкурент, отношения с которым у обоих сразу не сложились, — И.С. Тургенев. Оба, хотя и в разное время, «окормлялись» возле издателя «Современника» Н.А. Некрасова.

Ну и, наконец, это было бы просто логично — познакомиться двум величайшим прозаикам мира, раз уж довелось им родиться в одной стране и в одно время. Правда, Толстой жил под Тулой, а Достоевский — в Петербурге и за границей. Но Толстой бывал в Петербурге по делам, а в Ясную Поляну к нему приезжали писатели и рангом помельче, и всех он охотно принимал. Неужели тому же Н.Н. Страхову не пришло в голову свести вместе двух наших равноапостольных гениев, Петра и Павла русской прозы? Неужели им самим ни разу не приходило в голову, что надо бы встретиться и поговорить? Тем более что оба читали и ценили друг друга. Красивая была бы встреча!

Нет, им не удалось познакомиться...»

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеСамая холодная ночь этой зимы позади?

Как предполагают синоптики, кратковременное возвращение морозов в Воронеже возможно только во второй декаде февраля.

В РоссииСумма ущерба по делу Кирилла Серебренникова возросла до 133 миллионов рублей, следствие завершено

Обвиняемым предстоит ознакомиться с томами уголовного дела, которое затем будет направлено в суд.

В миреPыжая женщина – уникальна

Эксклюзивный материал канадского учёного-антрополога о феномене рыжеволосых женщин.

ОбществоВ Центральном парке Воронежа решили ограничить доступ к пруду и обнести его металлическим ограждением

Эту новость распространила сегодня пресс-служба администрации городского округа.

Кино и телевидениеКассовые сборы в США за 12-14 января:«Джуманджи» выигрывает четвёртый уик-энд

Только один день смог продержаться на равных с лидером фильм Стивена Спилберга «Секретное досье».

ПерсонаЭдуард Лимонов представит свою новую книгу в Воронеже

Известный писатель, поэт, публицист, политический деятель вновь посетит столицу Черноземья.

Литература«Королева тьмы» Си-Джей Редвайн – первая книга серии «Рэйвенспир» – выходит в русском переводе

Книга нацелена на свою адресную аудиторию – любителей сказок для взрослых. Ну, или для взрослеющих.

МузыкаМаэстро Александр Анисимов подарил воронежцам эффектную программу

Это был удивительный вечер в филармонии, лейтмотивом которого стала музыка Петра Чайковского.

Изобразительное искусствоТвой двойник в музее: приложение ищет и находит сходство современных людей с портретами мастеров

Для этого используется технология распознавания лица пользователя, предложенная Google.

Зал ожиданияВоронежцев приглашают на выставку одного из ведущих художников-живописцев Владимира Щедрина

Выставка посвящена 75-летию мастера, пользующегося большим уважением коллег.

Главное«Рождественские встречи» установили рекорд, собрав 99 миллионов рублей, Алексей Гордеев поблагодарил участников

Алексей Васильевич выразил благодарность всем, кто участвовал и в первом благотворительном вечере, и в последующих.