Литература
Критический роман Павла Басинского «Скрипач не нужен» занимательнее иных творений Дюма
- Текст: Сергей Кольцов
- Фото: ast.ru
В своем новом критическом романе «Скрипач не нужен» Павел Басинский не соглашается с трактовкой Белинского трагедии «Моцарт и Сальери». Рассказывает, почему никогда не встретились два великих современника – Толстой и Достоевский. Утверждает, что Варлам Шаламов вынес страшный приговор: «в известных обстоятельствах человека как человека может просто не быть». Басинский (будучи сам писателем) способен увидеть тонкие художественные «нити» произведения, не заметные просто литературному критику.
Что общего между «Мифом о Сизифе» Камю и поэмой «Человек» Горького? Почему бабочка из рассказа Варлама Шаламова «задает вопросы куда более страшные, чем знаменитая бабочка Брэдбери»? Что успел рассказать нам поэт Борис Рыжий, певец смутных девяностых, погибший — как и Лермонтов — в двадцать шесть лет? В чем секрет успеха Бориса Акунина, и почему последние романы Виктора Пелевина не обязательно дочитывать до конца? Автор отвечает на эти вопросы.
Наряду с классической литературой Басинский анализирует произведения современников. И приходит к неожиданному (приятно) выводу: не право наше общество в осуждении современных писателей, якобы «отрекшихся» от классической русской литературы. «Ничего не изменилось»: Михаил Шишкин в «Письмовнике» и Игорь Сахновский в «Человеке, который знал все» пишут о «маленьких людях, Захар Прилепин в «Черной обезьяне» - о «лишнем человеке».
«Павел Басинский – писатель, названный современной критической мыслью противником победного постмодернизма и защитником посрамленного реализма. Это завидный статус!».
Людмила Сараскина, литературовед, критик
Павел Басинский — известный писатель, литературный критик, автор биографий-бестселлеров «Лев Толстой: бегство из рая» (премия «БОЛЬШАЯ КНИГА»), «Страсти по Максиму: Горький», «Святой против Льва. Лев Толстой и Иоанн Кронштадтский». Член Союза российских писателей, академик Академии русской современной словесности. Входит в постоянное жюри премии А. Солженицына и премии «Ясная поляна». Басинский работает в Литинституте, является редактором отдела культуры «Российской газеты».
Басинский прославился в литературном мире прежде всего работами о Льве Толстом и Максиме Горьком. Кроме того, писатель и сам неоднократно становился героем произведений своих коллег. У Виктора Пелевина в романе «Generation П» и рассказе «Краткая история пэйнтбола в Москве» - Бисинский. В повести Владимира Сорокина «День опричника» фигурирует под именем Павло Басиня.
Участник литературной программы Платоновского фестиваля искусств в Воронеже. В новой книге Павла Басинского целый раздел посвящен Андрею Платонову.
«Иногда с удивлением спрашивают: а что, Достоевский и Толстой не были знакомы? Как? Почему? Ведь они жили в одно время и принадлежали примерно к одному поколению: Достоевский родился в 1821 году, а Толстой — в 1828-м. У них был общий товарищ — Н.Н. Страхов, критик и философ. Был общий, скажем так, литературный оппонент и конкурент, отношения с которым у обоих сразу не сложились, — И.С. Тургенев. Оба, хотя и в разное время, «окормлялись» возле издателя «Современника» Н.А. Некрасова.
Ну и, наконец, это было бы просто логично — познакомиться двум величайшим прозаикам мира, раз уж довелось им родиться в одной стране и в одно время. Правда, Толстой жил под Тулой, а Достоевский — в Петербурге и за границей. Но Толстой бывал в Петербурге по делам, а в Ясную Поляну к нему приезжали писатели и рангом помельче, и всех он охотно принимал. Неужели тому же Н.Н. Страхову не пришло в голову свести вместе двух наших равноапостольных гениев, Петра и Павла русской прозы? Неужели им самим ни разу не приходило в голову, что надо бы встретиться и поговорить? Тем более что оба читали и ценили друг друга. Красивая была бы встреча!
Нет, им не удалось познакомиться...»
Ранее в рубриках
В Воронеже — Воронежцы активно голосуют за объекты благоустройства
Количество проголосовавших перевалило за 20 тысяч, процесс продолжается.
В России — Феномен и загадка «Карины» – нового лидера российского проката
Посещаемость сеансов впечатляет – в среднем в залах по 90 человек. Вся касса фильма превысила 20 миллионов рублей.
В мире — ОАЭ и Дубай затопило
Международный аэропорт Дубая объявил о прекращении приёма рейсов до улучшения погодных условий.
Общество — Наша массовая культура и поп-музыка – коллективная Инстасамка
Публицист Александр Белов проанализировал современное состояние отечественной массовой культуры и поп-музыки.
Театр — В Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»
Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».
Кино и телевидение — Пятый сезон шоу «Маска» завершается с самыми низкими рейтингами, а проект «Звёзды» оказался мертворождённым
С такими проектами НТВ рискует потерять место не только в первой тройке, но и в первой пятёрке вещателей.
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Эстрадный хор FERMATA представит воронежцам новую прорывную программу «По страницам любимых мюзиклов...»
Прозвучат популярные песни из отечественных и зарубежных мюзиклов разных лет.
Изобразительное искусство — В Воронеже организовали сеанс живописи, посвящённый Первой мировой войне
Натурщики были в тщательно воссозданных исторических костюмах той эпохи.
Зал ожидания — В Воронеже готовится к проведению форум «Благодатный огонь в сердце каждого»
В пасхальные дни воронежцев и гостей города ждут на духовно-просветительском форуме.
Главное — В Воронежском институте искусств открылась выставка Александра Дубянского
Восхищает умение автора видеть прекрасное, глубоко чувствовать красоту и передавать её с помощью красок.