Войти
Литература
20.07.2014 16:48
Критический роман Павла Басинского «Скрипач не нужен» занимательнее иных творений Дюма

Критический роман Павла Басинского «Скрипач не нужен» занимательнее иных творений Дюма

  • Текст: Сергей Кольцов
  • Фото: ast.ru

В своем новом критическом романе «Скрипач не нужен» Павел Басинский не соглашается с трактовкой Белинского трагедии «Моцарт и Сальери». Рассказывает, почему никогда не встретились два великих современника – Толстой и Достоевский. Утверждает, что Варлам Шаламов вынес страшный приговор: «в известных обстоятельствах человека как человека может просто не быть». Басинский (будучи сам писателем) способен увидеть тонкие художественные «нити» произведения, не заметные просто литературному критику.

«Сальери, в общем, славный парень... С ним хорошо до тех пор, пока он не начинает грузить Моцарта своими комплексами, проистекающими от жуткой амбициозности и непробиваемой глухоты во всем, что касается не самого творчества, а творческого поведения. В этом смысле Сальери как слон в посудной лавке. С ним неловко, стыдно находиться рядом. «Я знаю, я». Я! Я! Я! Да помолчи, о Господи!»

Что общего между «Мифом о Сизифе» Камю и поэмой «Человек» Горького? Почему бабочка из рассказа Варлама Шаламова «задает вопросы куда более страшные, чем знаменитая бабочка Брэдбери»? Что успел рассказать нам поэт Борис Рыжий, певец смутных девяностых, погибший — как и Лермонтов — в двадцать шесть лет? В чем секрет успеха Бориса Акунина, и почему последние романы Виктора Пелевина не обязательно дочитывать до конца? Автор отвечает на эти вопросы.

Наряду с классической литературой Басинский анализирует произведения современников. И приходит к неожиданному (приятно) выводу: не право наше общество в осуждении современных писателей, якобы «отрекшихся» от классической русской литературы. «Ничего не изменилось»: Михаил Шишкин в «Письмовнике» и Игорь Сахновский в «Человеке, который знал все» пишут о «маленьких людях, Захар Прилепин в «Черной обезьяне» - о «лишнем человеке».

«Павел Басинский – писатель, названный современной критической мыслью противником победного постмодернизма и защитником посрамленного реализма. Это завидный статус!».
Людмила Сараскина, литературовед, критик


Павел Басинский — известный писатель, литературный критик, автор биографий-бестселлеров «Лев Толстой: бегство из рая» (премия «БОЛЬШАЯ КНИГА»), «Страсти по Максиму: Горький», «Святой против Льва. Лев Толстой и Иоанн Кронштадтский». Член Союза российских писателей, академик Академии русской современной словесности. Входит в постоянное жюри премии А. Солженицына и премии «Ясная поляна». Басинский работает в Литинституте, является редактором отдела культуры «Российской газеты».

Басинский прославился в литературном мире прежде всего работами о Льве Толстом и Максиме Горьком. Кроме того, писатель и сам неоднократно становился героем произведений своих коллег. У Виктора Пелевина в романе «Generation П» и рассказе «Краткая история пэйнтбола в Москве» - Бисинский. В повести Владимира Сорокина «День опричника» фигурирует под именем Павло Басиня.

Участник литературной программы Платоновского фестиваля искусств в Воронеже. В новой книге Павла Басинского целый раздел посвящен Андрею Платонову.


«Иногда с удивлением спрашивают: а что, Достоевский и Толстой не были знакомы? Как? Почему? Ведь они жили в одно время и принадлежали примерно к одному поколению: Достоевский родился в 1821 году, а Толстой — в 1828-м. У них был общий товарищ — Н.Н. Страхов, критик и философ. Был общий, скажем так, литературный оппонент и конкурент, отношения с которым у обоих сразу не сложились, — И.С. Тургенев. Оба, хотя и в разное время, «окормлялись» возле издателя «Современника» Н.А. Некрасова.

Ну и, наконец, это было бы просто логично — познакомиться двум величайшим прозаикам мира, раз уж довелось им родиться в одной стране и в одно время. Правда, Толстой жил под Тулой, а Достоевский — в Петербурге и за границей. Но Толстой бывал в Петербурге по делам, а в Ясную Поляну к нему приезжали писатели и рангом помельче, и всех он охотно принимал. Неужели тому же Н.Н. Страхову не пришло в голову свести вместе двух наших равноапостольных гениев, Петра и Павла русской прозы? Неужели им самим ни разу не приходило в голову, что надо бы встретиться и поговорить? Тем более что оба читали и ценили друг друга. Красивая была бы встреча!

Нет, им не удалось познакомиться...»

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцы раскритиковали мэрию за открытие главной городской ёлки

Церемония проходит каждый год по привычному сценарию в неудобное для граждан время. Попросить, что ли, Ивана Петровича придумать что-то новое?

В РоссииЖители Воронежской области оказались намного порочнее соседей

В рейтинге популярности вредных привычек регион занял 63-е место, оказавшись в нижней части итоговой таблицы.

В миреВадим Глускер сильно расшибся и не сможет какое-то время работать в эфире

Корреспондент НТВ поделился последствиями падения с эскалатора и наехал на немецкую медицину.

ОбществоДипломная работа: преимущества привлечения помощи со стороны

Бывают обстоятельства, когда обойтись без привлечения поддержки не удаётся.

ТеатрГод театра откроют в Воронеже 13 декабря в Кольцовском театре

Не в оперном и не в Камерном, как можно было предположить, а в академическом.

Кино и телевидениеИтоги телевизионной недели 3-9 декабря: «Разговор с Дмитрием Медведевым» не смотрел никто

Уважение и внимание к премьер-министру страны достигли исторического минимума.

ПерсонаУмер Юрий Гришко

Воронежской отделение Союза художников России выразило соболезнования родным и близким народного художника РФ.

ЛитератураВышла книга Чулпан Хаматовой и Екатерины Гордеевой «Время колоть лёд»

«О какой репутации, Катя, может идти речь!» (Чулпан Хаматова).

МузыкаВ Воронежской филармонии прозвучат квинтеты Брамса

Вы сможете ответить на сакраментальный вопрос французской романистки Франсуазы Саган: любите ли вы Брамса?

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 1-8 декабря в мировых СМИ

Способность лучших мастеров найти новое в давно, казалось бы, известном, восхищает больше всего.

Зал ожиданияПервой в Воронеже откроется ёлка в Центральном парке, приглашаются все от нуля и старше

Новый год совсем скоро! А какой Новый год без ёлки? Воронежцев приглашают оценить пушистую красавицу в Центральном парке.

ГлавноеВ Воронеже открылась выставка московской художницы Екатерины Лебедевой

Если эта фамилия покажется вам знакомой, вы не ошиблись: Катя – дочь народной художницы России Раисы Лебедевой.