Войти
Литература
20.07.2014 16:48
Критический роман Павла Басинского «Скрипач не нужен» занимательнее иных творений Дюма

Критический роман Павла Басинского «Скрипач не нужен» занимательнее иных творений Дюма

  • Текст: Сергей Кольцов
  • Фото: ast.ru

В своем новом критическом романе «Скрипач не нужен» Павел Басинский не соглашается с трактовкой Белинского трагедии «Моцарт и Сальери». Рассказывает, почему никогда не встретились два великих современника – Толстой и Достоевский. Утверждает, что Варлам Шаламов вынес страшный приговор: «в известных обстоятельствах человека как человека может просто не быть». Басинский (будучи сам писателем) способен увидеть тонкие художественные «нити» произведения, не заметные просто литературному критику.

«Сальери, в общем, славный парень... С ним хорошо до тех пор, пока он не начинает грузить Моцарта своими комплексами, проистекающими от жуткой амбициозности и непробиваемой глухоты во всем, что касается не самого творчества, а творческого поведения. В этом смысле Сальери как слон в посудной лавке. С ним неловко, стыдно находиться рядом. «Я знаю, я». Я! Я! Я! Да помолчи, о Господи!»

Что общего между «Мифом о Сизифе» Камю и поэмой «Человек» Горького? Почему бабочка из рассказа Варлама Шаламова «задает вопросы куда более страшные, чем знаменитая бабочка Брэдбери»? Что успел рассказать нам поэт Борис Рыжий, певец смутных девяностых, погибший — как и Лермонтов — в двадцать шесть лет? В чем секрет успеха Бориса Акунина, и почему последние романы Виктора Пелевина не обязательно дочитывать до конца? Автор отвечает на эти вопросы.

Наряду с классической литературой Басинский анализирует произведения современников. И приходит к неожиданному (приятно) выводу: не право наше общество в осуждении современных писателей, якобы «отрекшихся» от классической русской литературы. «Ничего не изменилось»: Михаил Шишкин в «Письмовнике» и Игорь Сахновский в «Человеке, который знал все» пишут о «маленьких людях, Захар Прилепин в «Черной обезьяне» - о «лишнем человеке».

«Павел Басинский – писатель, названный современной критической мыслью противником победного постмодернизма и защитником посрамленного реализма. Это завидный статус!».
Людмила Сараскина, литературовед, критик


Павел Басинский — известный писатель, литературный критик, автор биографий-бестселлеров «Лев Толстой: бегство из рая» (премия «БОЛЬШАЯ КНИГА»), «Страсти по Максиму: Горький», «Святой против Льва. Лев Толстой и Иоанн Кронштадтский». Член Союза российских писателей, академик Академии русской современной словесности. Входит в постоянное жюри премии А. Солженицына и премии «Ясная поляна». Басинский работает в Литинституте, является редактором отдела культуры «Российской газеты».

Басинский прославился в литературном мире прежде всего работами о Льве Толстом и Максиме Горьком. Кроме того, писатель и сам неоднократно становился героем произведений своих коллег. У Виктора Пелевина в романе «Generation П» и рассказе «Краткая история пэйнтбола в Москве» - Бисинский. В повести Владимира Сорокина «День опричника» фигурирует под именем Павло Басиня.

Участник литературной программы Платоновского фестиваля искусств в Воронеже. В новой книге Павла Басинского целый раздел посвящен Андрею Платонову.


«Иногда с удивлением спрашивают: а что, Достоевский и Толстой не были знакомы? Как? Почему? Ведь они жили в одно время и принадлежали примерно к одному поколению: Достоевский родился в 1821 году, а Толстой — в 1828-м. У них был общий товарищ — Н.Н. Страхов, критик и философ. Был общий, скажем так, литературный оппонент и конкурент, отношения с которым у обоих сразу не сложились, — И.С. Тургенев. Оба, хотя и в разное время, «окормлялись» возле издателя «Современника» Н.А. Некрасова.

Ну и, наконец, это было бы просто логично — познакомиться двум величайшим прозаикам мира, раз уж довелось им родиться в одной стране и в одно время. Правда, Толстой жил под Тулой, а Достоевский — в Петербурге и за границей. Но Толстой бывал в Петербурге по делам, а в Ясную Поляну к нему приезжали писатели и рангом помельче, и всех он охотно принимал. Неужели тому же Н.Н. Страхову не пришло в голову свести вместе двух наших равноапостольных гениев, Петра и Павла русской прозы? Неужели им самим ни разу не приходило в голову, что надо бы встретиться и поговорить? Тем более что оба читали и ценили друг друга. Красивая была бы встреча!

Нет, им не удалось познакомиться...»

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеФестиваль «Голос трибун» под угрозой срыва

Жуткая жара может стать причиной неявки зрителей на матчи, которые показывают на Адмиралтейской площади.

В РоссииПовышение пенсионного возраста – наказание Божие и предвестник более страшных кар для народа

Что пишут консервативные издания по поводу решения властей существенно поднять возраст выхода на пенсию для россиян.

В миреХудрук Берлинского кинофестиваля Дитер Косслик отправляется в отставку

Своим пристрастием к «актуальному» и политическому кино Косслик довёл один из крупнейших кинофорумов мира до ручки.

ОбществоАлександр Гусев выдвинут «Единой Россией» на пост губернатора Воронежской области

Выборы пройдут 9 сентября и, по мнению самого кандидата, будут слабоконкурентными.

ТеатрЧто говорят зарубежные критики о спектаклях VIII Платоновского фестиваля

Нет и следа коллективных восторгов и всеобщего умиления, есть разговор по существу.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 21 июня: два лидера – и оба хромые

С минимальным перевесом на старте уик-энда вперёд вышел фильм «8 подруг Оушена».

Персона«Всё начинается с любви», или Прощальный поэтический вечер молодого воронежского поэта Амана Рахметова

Аман Рахметов уезжает из нашего города, где прожил пять лет. Он будет служить на родине, в Казахстане.

Литература«Неизбирательное сродство» Игоря Вишневецкого – умелая стилизация русской романтической прозы XIX века

Среди авторов, на которых опирался писатель, выделяются имена Бестужева-Марлинского, Николая Полевого и Нестора Кукольника.

МузыкаВ Воронеже более тысячи человек посетили концерт Центрального военного оркестра Министерства обороны

Концерт завершился бурными аплодисментами и исполнением марша «Прощание славянки».

Изобразительное искусствоНа защите дипломов в Воронежском художественном училище оценку «отлично» получила картина по мотивам повести Платонова

Автор картины Екатерина Травина призналась, что, работая над дипломом, открыла для себя творчество Андрея Платонова.

Зал ожиданияПопулярный фестиваль «На родине М. Е. Пятницкого» пройдёт 29 и 30 июня

В нём примут участие исполнители из Воронежской, Московской, Саратовской, Пензенской, Тульской, Калужской, Ростовской, Волгоградской, Рязанской и Орловской областей.

ГлавноеМихаил Бычков назвал «странной» церемонию закрытия Платоновского фестиваля и захотел «ясности» от губернатора

Бычкову надо ехать на фестивали в Европу, а он ещё не знает, будет ли заниматься Платоновфестом следующего года.