Литература
В октябрьском номере журнала «Подъем» по-новому оценивается вклад Алексея Кольцова в литературу
- Текст: Вячеслав Лютый
- Фото: culturavrn.ru
Октябрьский выпуск литературно-художественного журнала «Подъём» (Воронеж) почти во всех материалах номера по-хорошему удивляет, хоть и остается в рамках традиции – в тематике, именах, литературных формах. В повести Михаила Фёдорова вы услышите дыхание времени, статья Елены Третьяковой удивит вас новым взглядом на Кольцова и его творчество. Игорь Маркин рассказывает о колдунах, наговорах, порче, воскресших мертвецах и русалках.
В рассказах Валерия Аршанского (Мичуринск) «Жил на свете Корбюзье», Александра Андреева «Старый Кёнигсберг», Ирины Араповой «Дача в снегу» верность красоте и памяти, почти утраченному ныне гармоничному соседству с природой обращают взгляд читателя к устоям человеческого существования, когда душа в своих добрых намерениях – и есть эхо мистического замысла Бога о человеке.
Октябрьские Кольцовско-никитинские чтения, которые проводятся в Воронеже в течение многих лет, нашли свое литературно-критическое продолжение и на страницах журнала. Концептуальная статья Елены Третьяковой (Краснодар) «Несжатое поле» по-новому определяет место Алексея Кольцова в традиции золотого века отечественной словесности. Александр Высотин обращается к стихотворению И.С. Никитина «Русь» в связи с 160-летием его опубликования. Авторские размышления символично озаглавлены «Назвать матерью…» и соединяют историю литературы с современностью. Анатолий Манушин рассказывает о творчестве и судьбе Ивана Сурикова, чьи стихи и песни находятся в русле художественной традиции Кольцова и Никитина.
Поэзия в номере представлена циклами стихотворений Аркадия Пресмана и Ивана Сафонова (Лиски), Николая Алешкова (Набережные Челны) и Игоря Лукьянова (Борисоглебск). Лучшие стихи участников III Фестиваля русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба», состоявшегося в начале августа в Борисоглебске, объединены в подборку «Земная ось». Творчество современного московского поэта Виктора Кирюшина рассматривается в статье Вячеслав Лютого «Чередованье тьмы и света», а сами стихи, наполненные высоким созерцанием окружающего мира, даны здесь же под общим наименованием «Перышко гусиное».
В рубрике «Истоки» читатель встретится с Русью православной и отголосками Руси языческой. Эссе Татьяны Грибановой (Орел) «От Рождества до Покрова (Родные запахи)» написано замечательно выразительным языком. Знаменитая книга Ивана Шмелёва «Лето Господне» как будто обрела свое сегодняшнее отражение – и в духовном смысле, и в литературном стиле. Материал Игоря Маркина «Когда песок взыйдет…», напротив, сосредоточен на темных поверьях Черноземного края – на колдунах, наговорах, порче, воскресших мертвецах и русалках.
Большая статья известного прозаика Ивана Евсеенко «Я лиру посвятил народу своему…» раскрывает тему взаимоотношений писателя и народной культуры, творческого вдохновения и нравственного долга, чувства любви к родной земле и существования в нынешних государственных и социальных обстоятельствах.
Валентина Базилевская подробно описывает историю возникновения мемориального кладбища в Дубовке, где с конца 1920-х годов проводились массовые казни репрессированных воронежцев. С 1989 года и по нынешнее время общество «Мемориал» и горожане – студенты, преподаватели, рабочие и интеллигенция участвовали в разыскании лесных «расстрельных ям», в перезахоронении останков погибших. В горестном названии очерка «Казалось, что они становятся свободными…» – неизбывная печаль о прошлых десятилетиях.
В отклике на книгу Павла Кабанова «Остров невезения. Воронежская власть на переломе эпох» Бронислав Табачников отмечает достоинства этого объемного труда о воронежской номенклатуре послесоветских лет. Уже самим заголовком рецензии «Остров невезения как часть материка» подчеркивается: местная вертикаль власти неотделима от общегосударственной.
М.И. Лихачев. Портрет Р.А. Мануковской
Эдуард Ефремов делает критический обзор трех альбомов живописи и графики из собрания Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского: «Петровская гравюра», «Нилус: в поисках неуловимого», «Воронеж и воронежцы». На журнальной вклейке размещены репродукции из этих изданий.
Вторая вклейка отдана работам Эдуарда Покорного, которые соединяют в себе мастерство фотографа и художника. Природа и монастыри, паломники, переливы цвета и воздуха – все естественно вписывается в лейтмотив изобразительного цикла «Душа Севера».
На перекрестке современности и истории, прислушиваясь к дыханию времени и не забывая о корнях, журнал «Подъём» продолжает свой творческий путь.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Заявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»
Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.
В России — «Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать
В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.
В мире — Наводнение в Дубае было вызвано искусственно?
Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?
Общество — Колбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже
Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер
Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Трубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций
Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.
Изобразительное искусство — Портрет маслом – техника и особенности создания
Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»
Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.
Главное — Владелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву
Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.