Кино и телевидение
Фильм «Сфера»: Новый взгляд на демократию, или Прозрачный тоталитаризм
- Текст: Алла Ключанцева
- Фото: kinopoisk.ru
В четверг, 27 апреля, на экраны российских кинотеатров вышел фильм, претендующий на жанр научной фантастики – «Сфера» (The Circle). Особенность картины – она стала рекламой сама себе. В самом деле, как можно проигнорировать кино, снятое по нашумевшему одноимённому роману Дейва Эггерса? А как пропустить совместное появление Тома Хэнкса и Эммы Уотсон на большом экране? Естественно, зрители, в числе которых и мы, «Сферу» ждали. Правда, нам удалось увидеть её не 27 апреля, а на день раньше – во время предпремьерного показа в кинотеатре «Люксор».
Сюжет картины незамысловат. Огромная компания под названием «Сфера» пытается создать новое мировое сообщество, в котором интернет – не просто часть жизни, а её основа. Для этого по всему миру ведётся распространение маленьких камер сферической формы, которые не только «видят картинку», но ещё и дают ее точные характеристики: температуру тела и окружающей среды, артериальное и атмосферное давление, что происходит на пляже/автомобильной дороге/в парке и конкретно с каждым человеком.
Проще говоря, весь мир и каждая его часть становятся «прозрачными»… Звучит ужасно. Именно это говорит обществу правительство, тыча в глаза законами и конституциями, а конкретно – пунктами, где прописаны свободы человека и право на неприкосновенность личной жизни. Тем самым власти хотят прикрыть деятельность набирающей популярность компании, которая день ото дня пользуется всё большим доверием и уважением.
В ответ один из создателей корпорации и главный двигатель её прогресса Бейли (Том Хэнкс) выдвигает версию, что, если правительство против публичности и всеобщей открытости, значит – ему есть, что скрывать, значит – оно лжёт людям… Превосходный рекламный ход цепляет общество – люди выбирают «Сферу», Интернет, круглосуточный режим онлайн. Самое интересное, всё это воспринимается не просто как публичность, а как новая форма демократии. Которая проходит в режиме тотальной слежки…
Вам это ничего не напоминает? А если вспомнить недавний шум по поводу «пакета Яровой»…
Впрочем, в фильме нам рассказывают об американском обществе. В частности, через жизнь главной героин – Мэй Холланд (Эмма Уотсон). Пытаясь выбраться из беспросветной бедности и помочь болеющему отцу, она, с помощью подруги, устраивается в «Сферу». Талантливую и амбициозную девушку замечает руководство компании. Неожиданный карьерный взлёт, популярность, успех, признание и всеобщая любовь, как водится, сначала кружат голову и заставляют говорить и делать то, что хочет начальство. Пока, на одной из очередных конференций, действия Мэй не приводят к настоящей трагедии…
Вообще, идея фильма достаточно противоречива. Неоднозначна, если хотите. Конечно, человеческие свободы и право на личную жизнь – это высшая ценность. Так думает большинство. То самое большинство, которому есть, что скрывать от других, не правда ли? В этом и плюс главной идеи романа Дэйва Эггерса и, соответственно, сюжета фильма «Сфера». Говоря о последнем, это, наверное, его единственный плюс.
Сама по себе, «Сфера» стала тем самым фильмом, в котором роскошное содержание поместили в убогую форму и гордо представили на суд обществу. Эмма Уотсон в реальном, а не фэнтезийном мире, оказывается, играть не умеет. Может быть, и умеет, однако именно в этом фильме она больше напоминает Кристен Стюарт из любой части «Сумерек». То есть, просто перемещается по экрану и говорит заученный текст. Иногда она даже пытается шутить, беря пример с героя Тома Хэнкса, но с пустым взглядом сложно заставить кого-то улыбаться, даже если шутка смешная. А юмор в фильме – типично американский, да и предназначен он не для зрителя в зале, а для общества на экране.
Ещё одна беда фильма – скудность действий. Зачем показывать что-то зрителю, если можно объяснить всё происходящее в диалоге или (новая фишка американского кино) в монологе перед публикой? Зачем показывать характер героя, если можно о нём рассказать? А можно и не рассказывать, вообще. Например, от каких таблеток зависела лучшая подруга Мэй Энни – энергетики для работы или что-то похуже для хорошего настроения – никто так и не узнает. Как будет гадать и о взаимоотношениях главной героини с её лучшим другом Мерсером.
Тем не менее, после просмотра фильма голова начинает думать. И первым делом о том, что лучше: запостить пару фото в Инстаграм, провести прямую трансляцию или, может быть, пойти прогуляться. Пока ещё камеры стоят не везде.
Объявление
Некоторые сталкиваются с перебоями электроэнергии. Ведь с её участием происходят основные процессы, особенно это касается промышленных сфер. На сайте generator-rb.ru вашему вниманию представлен генератор, который решит вопрос с подачей электроэнергии на предприятие.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Мэр Воронежа побывал на месте серьёзного ЧП
При осмотре места происшествия оказалось, что ущерб больше, чем предполагалось накануне.
В России — Над Воронежской областью уничтожены три метеозонда – чем они опасны?
Эти шары применяются ради террора против гражданского населения и перегрузки средств ПВО.
В мире — Наводнение в Дубае было вызвано искусственно?
Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?
Общество — Колбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже
Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.
Театр — В Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»
Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер
Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Трубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций
Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.
Изобразительное искусство — Портрет маслом – техника и особенности создания
Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»
Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.
Главное — Владелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву
Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.