Кино и телевидение
«28 панфиловцев» – смотреть или…
- Текст: Маргарита Дубинина
- Фото: kinopoisk.ru
Так уж получилось, что я стала невольным свидетелем всех этапов создания картины Андрея Шальопы и Кима Дружинина «28 панфиловцев». Году в 2013-м я наткнулась на группу в одной из социальных сетей, где режиссеры рассказали, что начали процесс сбора денежных средств на съемки фильма о подвиге советских солдат 316-той стрелковой дивизии…
Марк Квинтилиан
Одна из причин посмотреть данное творение – любопытная история производства проекта. На протяжении нескольких лет, картина собиралась по крупицам ресурсов, собранных по сусекам нашей необъятной страны и за ее пределами. Создатели прибегли к краудфантингу - тысячи людей жертвовали деньги, чтобы фильм о подвиге наших предков состоялся.
«28 панфиловцев» - «кино, созданное на народные деньги» - как утверждают авторы. Хотя после того, как фильмом заинтересовался Дмитрий Пучков, нашлись и другие спонсоры. Компьютерная компания Gaijin Entertainment выделила неплохую сумму на производство картины, плюс, Министерство культуры России и Казахстана также оказали финансовую поддержку питерским режиссерам.
«Нельзя сказать, что фильм снят на народные деньги, а с другой стороны, если бы люди деньги не сдавали, ничего бы не было вообще».
Дмитрий Пучков
В сети долго бытовало мнение, что идея заранее обречена на провал – нет постоянного финансирования, профессиональной съемочной команды, а значит, и фильм выйдет любительский. Слово «любительский», действительно подходит и, на мой взгляд, в этом случае совсем не имеет негативной окраски.
Любительский подход к делу всегда подразумевает получение удовольствия от процесса. Андрей Шальопа уже много лет назад задумал снять кино о трагической гибели советских солдат у села Дубосеково. Хотя сегодня, как и 20 лет назад во времена перестройки, о подвиге панфиловцев рассуждают как о мифе советской пропаганды. Но достоверность или недостоверность подвига – это вопрос из области исторической науки, не имеющий ничего общего с произведением Шальопы и Дружинина. Тут к желанию создать историю прибавляется неоспоримая вера в эту историю. Видимо, желание и вера – основные составляющие творческого энтузиазма, на котором, как выяснилось, можно проехать очень длинный путь. В конце всех кинопроизводственных мытарств у создателей получилось удивительно душевное кино, после которого хочется искренне поблагодарить режиссеров за их добросовестность, любовь и самоотдачу.
Смакование страданий и излишний пафос – главные минусы современных кинодеятелей, касавшихся темы Великой Отечественной войны. Авторы «28 панфиловцев» нащупали тонкую грань между главными грехами канона – повествование не впадает в столь надоевший драматизм (как это было в «Батальоне» или «Битве за Севастополь») и не ограничивается сухой документацией.
Какая разница, сколько было людей в тот день у Дубосеково, сколько вражеских танков было уничтожено, и какие слова сказал политрук своим солдатам перед боем. Важно то, что этот подвиг вдохновил сотни бойцов советской армии, что немецкий блицкриг был остановлен, и отступать действительно было не куда.
«Мы хотим рассказать историю и передать ощущения. Мы хотим, чтобы зрители хотели оказаться рядом с героями. Фильм «300 спартанцев» очень хороший ориентир, но мы не можем взять именно такую эстетику. Потому что «28 панфиловцев» – это не комикс. Это фильм о живых людях. Кроме того, есть и советская традиция фильмов о войне. Поэтому в художественном отношении нам предстоит пройти по очень узкой грани».
Андрей Шальопа
«28 панфиловцев» очень мужское кино, пропитанное горьким армейским юмором. Претензий к содержанию диалогов нет, хотя в основном солдаты перебрасывались короткими фразами, шутками, подбадривали друг друга, травили байки. Но разве кто-нибудь сейчас может себе представить, о чем могли говорить солдаты, идущие на смертный бой? Наверное, чувство юмора здесь является составляющей частью человеческого самообладания. Потеряв контроль над своими мыслями, потеряешь контроль над собой. Говорить можно о чем угодно, только не о смерти. Умереть на войне очень просто, но за Родину нужно жить.
Первые полфильма занимают панорамные планы русской природы и подготовка солдат к обороне. Вторая половина – сцены боя. Интересный режиссерский ход – все внимание зрителя, естественно, приковано к советским войнам, мы следим за каждым их шагом, эмоцией, а немецкая армия в основном снята кусками, не видно человеческих фигур, лишь грозно ступающие ноги. Немецкое войско здесь – безликая, страшная, черная масса, надвигающаяся на Москву. А между ними и Москвой – препятствие из двадцати восьми жизней.
Создатели сотворили экранный памятник, прославляющий подвиг защитников Москвы. Нет навязанной точки зрения, ложного патриотизма, патетики, есть только событие, увековеченное, на этот раз, языком кинематографа. В своем стремлении показать эту историю на экране авторы всеми силами подчеркивают, что фильм этот – дань памяти погибшим героям. Плавный переход от событий 1941 года к величественному монументу наших дней – красноречиво напоминает нам о том, что было и что есть сейчас. И что есть сейчас, не состоялось без того, что было.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Власти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области
Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.
В России — В Воронежской области возможен «грязный дождь»
Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.
В мире — В Израиле установились экстремальные температуры
Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.
Общество — Дети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?
Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.
Театр — Открылся Первый форум председателей региональных отделений Союза театральных деятелей РФ
Он будет работать в Москве три дня и завершится 21 апреля.
Кино и телевидение — Критики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»
Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.
Персона — Известный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла
Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.
Литература — Исаевскую премию в 2024 году присудили воронежской поэтессе Дарье Князевой
В ходе заседания было названо несколько кандидатур, однако большинством голосов победила Дарья Князева.
Музыка — В Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса
На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.
Изобразительное искусство — В Доме актёра открылась персональная выставка студента 4 курса ВХУ Кирилла Шувалова
Выставка будет работать с 23 апреля по 23 мая с 10 час до 18 час.
Зал ожидания — Пушкин и музыка
Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.
Главное — Антитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад
В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.