Войти
Кино и телевидение
19.11.2016 21:20
«28 панфиловцев» – смотреть или…

«28 панфиловцев» – смотреть или…

  • Текст: Маргарита Дубинина
  • Фото: kinopoisk.ru

Так уж получилось, что я стала невольным свидетелем всех этапов создания картины Андрея Шальопы и Кима Дружинина «28 панфиловцев». Году в 2013-м я наткнулась на группу в одной из социальных сетей, где режиссеры рассказали, что начали процесс сбора денежных средств на съемки фильма о подвиге советских солдат 316-той стрелковой дивизии…

История должна рассказывать, а не доказывать.
Марк Квинтилиан

Одна из причин посмотреть данное творение – любопытная история производства проекта. На протяжении нескольких лет, картина собиралась по крупицам ресурсов, собранных по сусекам нашей необъятной страны и за ее пределами. Создатели прибегли к краудфантингу - тысячи людей жертвовали деньги, чтобы фильм о подвиге наших предков состоялся.

«28 панфиловцев» - «кино, созданное на народные деньги» - как утверждают авторы. Хотя после того, как фильмом заинтересовался Дмитрий Пучков, нашлись и другие спонсоры. Компьютерная компания Gaijin Entertainment выделила неплохую сумму на производство картины, плюс, Министерство культуры России и Казахстана также оказали финансовую поддержку питерским режиссерам.

«Нельзя сказать, что фильм снят на народные деньги, а с другой стороны, если бы люди деньги не сдавали, ничего бы не было вообще».
Дмитрий Пучков

В сети долго бытовало мнение, что идея заранее обречена на провал – нет постоянного финансирования, профессиональной съемочной команды, а значит, и фильм выйдет любительский. Слово «любительский», действительно подходит и, на мой взгляд, в этом случае совсем не имеет негативной окраски.

Любительский подход к делу всегда подразумевает получение удовольствия от процесса. Андрей Шальопа уже много лет назад задумал снять кино о трагической гибели советских солдат у села Дубосеково. Хотя сегодня, как и 20 лет назад во времена перестройки, о подвиге панфиловцев рассуждают как о мифе советской пропаганды. Но достоверность или недостоверность подвига – это вопрос из области исторической науки, не имеющий ничего общего с произведением Шальопы и Дружинина. Тут к желанию создать историю прибавляется неоспоримая вера в эту историю. Видимо, желание и вера – основные составляющие творческого энтузиазма, на котором, как выяснилось, можно проехать очень длинный путь. В конце всех кинопроизводственных мытарств у создателей получилось удивительно душевное кино, после которого хочется искренне поблагодарить режиссеров за их добросовестность, любовь и самоотдачу.

Смакование страданий и излишний пафос – главные минусы современных кинодеятелей, касавшихся темы Великой Отечественной войны. Авторы «28 панфиловцев» нащупали тонкую грань между главными грехами канона – повествование не впадает в столь надоевший драматизм (как это было в «Батальоне» или «Битве за Севастополь») и не ограничивается сухой документацией.

Какая разница, сколько было людей в тот день у Дубосеково, сколько вражеских танков было уничтожено, и какие слова сказал политрук своим солдатам перед боем. Важно то, что этот подвиг вдохновил сотни бойцов советской армии, что немецкий блицкриг был остановлен, и отступать действительно было не куда.

«Мы хотим рассказать историю и передать ощущения. Мы хотим, чтобы зрители хотели оказаться рядом с героями. Фильм «300 спартанцев» очень хороший ориентир, но мы не можем взять именно такую эстетику. Потому что «28 панфиловцев» – это не комикс. Это фильм о живых людях. Кроме того, есть и советская традиция фильмов о войне. Поэтому в художественном отношении нам предстоит пройти по очень узкой грани».
Андрей Шальопа


«28 панфиловцев» очень мужское кино, пропитанное горьким армейским юмором. Претензий к содержанию диалогов нет, хотя в основном солдаты перебрасывались короткими фразами, шутками, подбадривали друг друга, травили байки. Но разве кто-нибудь сейчас может себе представить, о чем могли говорить солдаты, идущие на смертный бой? Наверное, чувство юмора здесь является составляющей частью человеческого самообладания. Потеряв контроль над своими мыслями, потеряешь контроль над собой. Говорить можно о чем угодно, только не о смерти. Умереть на войне очень просто, но за Родину нужно жить.

Первые полфильма занимают панорамные планы русской природы и подготовка солдат к обороне. Вторая половина – сцены боя. Интересный режиссерский ход – все внимание зрителя, естественно, приковано к советским войнам, мы следим за каждым их шагом, эмоцией, а немецкая армия в основном снята кусками, не видно человеческих фигур, лишь грозно ступающие ноги. Немецкое войско здесь – безликая, страшная, черная масса, надвигающаяся на Москву. А между ними и Москвой – препятствие из двадцати восьми жизней.

Создатели сотворили экранный памятник, прославляющий подвиг защитников Москвы. Нет навязанной точки зрения, ложного патриотизма, патетики, есть только событие, увековеченное, на этот раз, языком кинематографа. В своем стремлении показать эту историю на экране авторы всеми силами подчеркивают, что фильм этот – дань памяти погибшим героям. Плавный переход от событий 1941 года к величественному монументу наших дней – красноречиво напоминает нам о том, что было и что есть сейчас. И что есть сейчас, не состоялось без того, что было.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеЗачем уничтожать «Сказочный сад»?

Над одним из лучших детских дошкольных учреждений Воронежа нависла смертельная опасность.

В РоссииВладимир Путин: присвоить Билану Диме Николаевичу звание заслуженного артиста Российской Федерации

В президентском указе от 13 ноября 2018 года певец фигурирует под псевдонимом, а не настоящим именем.

В миреЧеловечество находится в критической точке, но власть олигархов вряд ли позволит нам вовремя принять меры и выжить

Такое мнение высказал публицист известный британский журналист и эколог Джордж Монбио.

ОбществоСвобода в современном обществе в экономическом аспекте

Могут ли деньги обеспечить свободу? Если да, то сколько их для этого нужно?

ТеатрПремия за лучшую театральную постановку по русской классике – «первая ласточка» госпремий в области театра

Получить награду смогут профессиональные театры со спектаклями по русской классике, ориентированным на молодёжь.

Кино и телевидениеЗачем в России раздувают фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»?

Удивителен диссонанс в оценке картины отечественными и зарубежными критиками: наши становятся апологетами Голливуда.

Персона«Семейный проект» Екатерины Рождественской и Владимира Бубнова

Десять счастливых лет в браке, можно ли разгадать секрет прочности этого неординарного семейного союза?

ЛитератураДина Рубина проведёт несколько встреч с читателями, писательница представит трилогию «Наполеонов обоз»

Одна из лучших писательниц современности приезжает в Россию, где встретится с поклонниками её таланта.

МузыкаВ Воронеже состоялось первое исполнение виолончельного концерта Богуслава Мартину

В целом программа, представленная дирижером Игорем Вербицким 10 ноября, была отмечена славянским колоритом.

Изобразительное искусствоВ Воронеже готовится к открытию выставка академиков Татьяны Назаренко и Игоря Новикова

Выставка представит более 50 работ Татьяны Назаренко (живопись, инсталляции) и 15 живописных работ Игоря Новикова.

Зал ожиданияДвухсотлетие Ивана Тургенева в Воронеже отметят фестивалем

Фестиваль откроется концертом столичной певицы в зале Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей.

ГлавноеВ Воронеже на вечере памяти народного артиста Юрия Кочергова равнодушных не было

Почтить память выдающего актёра пришли те, кому он по-прежнему дорог – коллеги, родные, благодарные зрители.