Войти
Кино и телевидение
24.09.2015 13:00
Критики о фильме Ивана Вырыпаева «Спасение»:  Бог  знает, что это, зачем и о чём

Критики о фильме Ивана Вырыпаева «Спасение»: Бог знает, что это, зачем и о чём

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: kinopoisk.ru

«Спасение» — новый фильм Ивана Вырыпаева, снятый в жанре медитативного роуд-муви. Как и «Кислород» и «Танец Дели», лента вызвала неоднозначную реакцию. Одни критики превозносят автора до небес, другие вновь пишут о том, что он только имитирует художественный и мыслительный процесс. Выход тут один – ознакомиться с откликами и решать самому.

Картина была представлена на суд общественности и профессионалов в июне. На фестивале «Кинотавр» лента была номинирована на главный приз, но не получила. Зато художница Полина Гришина, сыгравшая роль главной героини, получила награду за главную женскую роль.

Сам Иван Вырыпаев много говорил об этой работе, называя её фильмом о путешествии: «Мы все время следим за героиней, которая куда-то едет, идет, направляется, так возникает некоторое медитативное настроение. Это фильм про состояние, про путь. Ты смотришь и входишь в контакт с экраном – в этом смысле фильм медитативный, созерцательный. Там мало событий, он течет, как река».

«Спасение» - фильм о том, как 25-летняя католическая монахиня из Польши отправляется в загадочную командировку в Тибет, где высоко в горах находится католический храм. Едет она долго, ничего не говорит. В картине только два основных и два вспомогательных диалога, в которых, возможно, и заключается смысл.

Вот мнения рецензентов;

«Спасение» — из редких фильмов, которые радикально разделяют аудиторию. Одни пылко настаивают на его глубине и воздушности, другие находят бесформенным и пустым. Картина о безмолвной католической монахине из Польши, которую с таинственной для зрителя целью занесло в Гималаи, вся — сплошная медитация и умиротворение. А люди все равно спорят и злятся, злятся и спорят. А фильм никого убедить и не пытается. Просто делится радостью. Не хочешь — не бери».
Антон Долин, afisha.ru

«Первые тридцать минут нам приходится терпеть школьное подражание актуальной ныне манере погружения «кто-то куда-то едет»: вот сестра Анна едет на автобусе, вот летит в самолете, вот заселяется в отель, вот ходит по базару. Даже горы индийского Тибета сперва выглядят серо и буднично, как многоэтажки. И режиссер, и мы понимаем, что в этом нет никакой смысловой нагрузки, кроме композиционной. Потом Вырыпаев «дотягивает» нас «до слова» но вряд ли вырыпаевские диалоги с немудреным месседжем, распетым на десять ладов кирамуратовскими повторами, действительно приблизят нас к взаимопониманию или отсрочат гуманитарную катастрофу. Увы. Не как нуждающийся в спасении человек, а как зритель могу сказать: когда Вырыпаев-драматург выгоняет с площадки Вырыпаева-режиссера, становится немного полегче… По части образов — всё мимо… Гора намерений вновь и вновь порождает мышь.
Seance.ru

«Половина фильма проходит в этой своеобразной летаргии - созерцании Вселенной. Уловление сфер, которое только может и выключить человека из мирской суеты и приблизить его к тому, что верующий считает Богом, а неверующий вспомнит о том, до чего еще не докопались науки. Это почти безмолвная кинокартина, где все события - и бытовые, рутинные, и фантастические - уравнены в значении: от приезда в гостиничку до горной болезни, от испытания одиночеством, которое учиняет себе героиня, до ее встречи с прекрасной, как музыка ветра, летающей тарелкой, от мимолетных знакомств до визита к цели своего путешествия - католическому храму с буддийским акцентом. При этом ни нас, ни автора совершенно не интересует, зачем, собственно, она приехала, и что будет делать в храме, и к чему эти долгие блуждания по горным тропам, и что сулят нам бесплотные, как лунный свет, инопланетяне… Режиссура странная, временами неровная. Временами кажется, что в кадре мелькнула неряшливая срезка, брак монтажа. Статичная, вселяющая чувство стабильности камера не всегда логично сменяется ручной и нестойкой. Вырыпаев словно напоминает: он не кинорежиссер… В эту картину входишь ощупью, не без труда отрываясь от суеты, улавливая другой ритм и другую меру душевного покоя. А к финалу испытываешь благодарность авторам, которые словно ненароком открыли для тебя все это - как выяснилось, главное.
Валерий Кичин, rg.ru

«Спасение» о едином, с какой стороны ни посмотри, Боге. «Спасению» излишества не нужны. Его не надо объяснять. Его нужно ощущать».
Вадим Рутковский, kinoart.ru

«Спасение» – фильм, адресованный сердцу и душе в гораздо большей степени, чем ушам и глазам. Для глаз в нем все просто – девушка приезжает в страну, где не знает ни языка, ни культуры, ни обычаев, ждет несколько дней на «перевалочном пункте», а затем добирается до места назначения. Уши тоже не перенапрягутся – два больших диалога и короткая, подводящая черту последней фразой беседа в финале картины. А вот для всего остального фильм предоставляет массу трактовок, Этим и хорош Вырыпаев, своим «Спасением» дающий каждому зрителю ту подсказку к ответу на самый главный вопрос, которая на самом деле давно хранится в голове человека».
Евгений Ухов, film.ru


В Воронеже фильм можно посмотреть в кинотеатре «Спартак».

Объявление

Все мы любим смотреть сериалы. Ведь на протяжении многих серий мы можем переживать за главных героев, наблюдать за развитием истории сюжета. Русские сериалы, представленные на сайте kavkazvideo.ru, помогут Вам подобрать понравившейся сериал. Приятного просмотра.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЗаявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»

Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.

В России«Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать

В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.