Войти
Изобразительное искусство
23.03.2015 12:59
В музее имени Крамского открывается выставка «Московские художники Т.А. Маврина и Н.В. Кузьмин»

В музее имени Крамского открывается выставка «Московские художники Т.А. Маврина и Н.В. Кузьмин»

  • Текст: Сергей Кольцов
  • Фото: kramskoi.vzh.ru

26 марта в 16:00 на третьем этаже постоянной экспозиции областного художественного музея имени И.Н. Крамского состоится открытие выставки из собрания Государственного музея А.С. Пушкина «Московские художники Т.А. Маврина и Н.В. Кузьмин». Оба художника в разное время иллюстрировали произведения А.С. Пушкина и получили известность и признание благодаря этим работам. В экспозиции представлены более 70 работ художников 1930-х - 1970-х годов.

Имена Николая Васильевича Кузьмина (1890-1987) и Татьяны Алексеевны Мавриной (1900-1996) стали хорошо известны среди художников еще в начале 1930-х годов, после выставки «Группы 13», в которую они пришли в 1929 году. «Группа 13» объединила художников-графиков, стремившихся к живому трепетному рисунку, который должен ложиться на бумагу непосредственно, без предварительной подготовки. Само название − чертова дюжина − не только обозначало количество участников первой выставки, но и ассоциировалось с неким вызовом академической школе.

Здесь Маврина и Кузьмин встретились и соединили свои судьбы в августе 1941 года, в самом начале войны.

Николай Кузьмин как иллюстратор начинал с рисунков виньеток в журналах «Аполлон» и «Лукоморье» в 1910-е годы. В «Группе 13» он был одним из лидеров и теоретиков объединения. В 1924 году Николай Васильевич переехал в Москву и стал активно работать как книжный художник в издательствах «Academia», «Художественная литература» и других. Он всегда подробно изучал эпоху, быт, приметы времени, его рисунки дополняли авторское слово. Иллюстрации к произведениям Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Лескова принесли ему заслуженную славу.


На произведениях Татьяны Алексеевны Лебедевой появилась подпись «Маврина» (фамилия ее матери) в 1930 году на первой выставке «Группы 13», где экспонировались ее работы. Она начинала как живописец и график. В 1976 году она одна из первых русских художников ХХ века была награждена премией Ганса Христиана Андерсена «за международный вклад в дело иллюстрации детской книги». Ею проиллюстрировано более 100 изданий русской и мировой классики.

В Государственный музей А.С. Пушкина Николай Васильевич Кузьмин и Татьяна Алексеевна Маврина пришли в начале 1960-х годов и навсегда стали верными друзьями и помощниками только что открывшегося музея. Здесь проходили выставки их работ, они дарили свои рисунки к пушкинским произведениям, (составившие главную часть коллекции), редкие издания, лубки начала ХIХ века, предметы прикладного искусства. Так начала формироваться музейная коллекция Т.А. Мавриной и Н.В Кузьмина.

На выставке организаторы постарались выделить московские архитектурные пейзажи художников. Татьяна Маврина неслучайно называла Москву второй родиной. Обращает на себя внимание серия акварельных рисунков с видами Москвы военного времени. Художница передала красоту церквей и соборов, используя яркие цвета. Ее акварели очень выразительны. На фоне серого московского неба расцветают зеленые, белые, розоватые стены колоколен, соборов и церквей.

Талант смотреть на все «веселыми глазами заволжских кустарей» и придает рисункам Мавриной незабываемый колорит, насыщает их обилием неповторяющихся деталей, делает их яркими и праздничными.

Татьяна Алексеевна много путешествовала по ближнему и дальнему Подмосковью. Художница с любовью рисует старинные русские города − Суздаль, Переславль-Залесский, Архангельск, Великий Устюг с их соборами и церквями. Ее любимый город – Загорск; здесь она была частым гостем.


Цветы – еще одна тема в творчестве художницы. Она могла, будучи уже в преклонных летах, в день нарисовать два-три букета. Натюрморты с букетами связаны со временами года, с православными праздниками.

В течение всей жизни Маврина неоднократно обращалась к пушкинским сказкам. В 1960 году за оформление поэмы «Руслан и Людмила» Маврина была награждена серебряной медалью ВДНХ за лучшую книгу. Во время работы художница «смешала» разные приемы письма, присущие русской иконе, лубку, персидской миниатюре, создав свой неповторимый стиль, сразу выделивший ее рисунки среди других. В 1970 году отдельной книгой выходит любимое «Лукоморье», в 1977 году было осуществлено издание «Сказок А.С. Пушкина» с ее рисунками.


Автопортрет Н.В. Кузьмина

«Пушкиниана» Н.В. Кузьмина началась с иллюстраций к роману «Евгений Онегин». Отдавая дань художественной культуре «Мира искусства», художник уделял большое внимание структуре книги. Издание романа «Евгений Онегин» (1933) − итог многолетних наблюдений. Работа над рисунками длилась около пяти лет, горячо обсуждалась с известными пушкинистами М.А. и Т.Г. Цявловскими, почувствовавшими в художнике чуткого читателя пушкинского текста. В издании все оказалось продумано до мелочей. Кузьмину открылся автобиографический смысл многих мест «Евгения Онегина».

Впервые в иллюстрациях к роману «Евгений Онегин» среди действующих лиц появился сам Пушкин, то прогуливающийся с Онегиным по набережной Невы, то беседующий с будущими декабристами. Легкая, изящная, стремительная линия в рисунках соответствует содержанию и стилю произведения. Художнику удалось передать внутренний смысл поэтического текста.

В 1957 году Н.В. Кузьмин проиллюстрировал поэму «Граф Нулин» в стиле альбомных рисунков пушкинского времени. И в «Евгении Онегине» и в «Графе Нулине» появились острые иронические зарисовки, переходящие в карикатуру. Они получали свое завершение в книге пушкинских эпиграмм, изданной в 1979 году.


Посетить выставку можно будет до 24 мая. Стоимость входного билета – 50- 100 руб.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города

Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.

В РоссииСиноптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?

Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоСпасти яблони Белого Бима призвали сотрудники воронежской библиотеки

Эти деревья находятся во внутреннем дворике дома № 8 по улице Чайковского, где жил автор «Белого Бима Чёрное ухо».

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 2 мая: послепраздничный обвал

Эксперты отметили огромную разницу в сборах между 1 и 2 мая.

ПерсонаУмерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»

Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПосле трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт

Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.

ГлавноеОткрытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности

Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.