Войти
Изобразительное искусство
22.03.2010 10:13
Сербский художник Живоин Челич привез в Воронеж «Движущиеся картинки»

Сербский художник Живоин Челич привез в Воронеж «Движущиеся картинки»

  • Текст: Лариса Водяных
  • Фото: Александр Шуваев

Выставка «Движущиеся картинки», открывшаяся в зале на улице Кирова, 8, привлекает в эти внимание любителей изобразительного искусства в Воронеже.

Движущиеся – это совсем не значит, что полотна каким-либо образом перемещаются в пространстве. Просто картины, представленные здесь, «играют» красками при определенном освещении. Для этого в зале установлены специальные разноцветные лампы (что-то вроде театральных софитов). Примечательно, что дневной свет сюда практически не попадает, поскольку все окна завешены полупрозрачной тканью.

Ничего подобного жители Воронежа прежде еще не видел. И, кстати, наш город стал первым в России, куда сербский художник привез эту экспозицию.

- Она посвящена русско-сербской дружбе. И, прежде всего, – гиганту сербского кинематографического искусства Эмиру Кустурице, - поясняет Живоин Челич.

Художник не случайно выбрал Воронеж. По его словам, когда-то, во времена Екатерины Великой, сербы из Косово жили именно в этой части России. И эта автономная область называлась Новая Сербия с главным городом Белгородом.

В эту выставку вошло около двухсот работ маленького формата, написанных особым авторским методом. Впервые художник выставил их 20 лет тому назад в Голландии. Особенностью «движущихся картинок» является то, что они реагирую на изменения дневного света.

- Может, вы помните из уроков физики, что белый свет представляет собой целый цветовой спектр, и в течение дня в разное время в нем доминируют определенные цвета, - рассказывает господин Челич. - Мы симулируем дневной свет с помощью специальных приборов и в ускоренном режиме показываем происходящие изменения.

На холсте или японской бумаге акриловыми красками самых ярких цветов нанесено множество тонких линий, небрежных мазков, геометрических фигур... При первом взгляде на эти произведения практически невозможно понять, что же изображено на полотне. И лишь спустя несколько минут пристального вглядывания в ту или иную картинку у зрителя возникают различные образы.

Эффект движения картинки достигается благодаря постоянно бликующему освещению: красный цвет сменяется синим, синий – желтым, желтый - зеленым и так далее по кругу. Краски на полотне и изображение в целом как бы подстраиваются под разный свет, в результате одна и та же картина каждый раз смотрится по-новому.

По словам художника, к такому методу работы он пришел «молитвой и православной медитацией».

- Я вырос в православной семье, с детства посещал монастыри, а мой духовник всегда советовал, как и в каком направление мне идти, - рассказывает Живон Челич. – Все, что я делаю, я делаю от сердца. И никогда в жизни я не начинал работать, пока моя молитва меня не очистит. Если я раздражен, если во мне бушуют какие-то страсти, я не берусь за инструмент.
Принцип моей жизни – любовь, как космическая энергия. Все, что вы здесь видите, это мои «послания любви».

Живоин Челич родился в городе Ниш, Сербия. С раннего детства проявлял способности к живописи и литературе. Учился в Средней художественной школе Джорджа Кристича в Нише. В возрасте 11 лет вошел в антологию современной сербской поэзии «Созвездие на краю неба».
Первая персональная выставка состоялась в 1969 году в Дубровнике. Были представлены рисунки и пастели пятнадцатилетнего Челича. Выставка имела огромный успех, все работы были проданы.
После школы Живоин Челич поступил в университет города Ниш на факультет философии и социологии. После его окончания он работал журналистом-фрилансером и телеведущим, сотрудничал с различными печатными изданиями, радио- и телевизионными каналами. В то же время был востребован и как художник, его картины успешно продавались в частные коллекции Западной Европы.

В конце 80-х Челич уехал в Голландию, где закончил Академию Изобразительных искусств AKI – Энсхеде, отделение живописи и рисунка. Пятилетнюю программу академии он освоил за 3 семестра.
На становление Живоина Челича как художника большое влияние оказали сербская и византийская православная фреска и икона. С детства внимание художника привлекали цвета и материал традиционной сербской одежды, в которой использовались серебряные, золотые, шелковые нити. До сих пор в своей работе он опирается на детские воспоминания.
Характерной чертой даже самых ранних рисунков Челича является линия. По сути своей они были абсолютно абстрактны. Художник всегда задавался вопросом, что говорит одна тонкая изящная линия другой, более грубой, как общаются они между собой.

Отличительной особенностью работ Живоина Челича являются рельефные линии, которые своей гладкостью или шероховатостью приносят в картину определенную энергию, необходимую в конкретный момент, и эта энергия позже, словно свет, струится на зрителя.

Переходным моментом в художественной карьере Живоина Челича стал цикл абстрактных работ «Царапины», в котором, используя различные инструменты, чтобы добиться определенного эффекта, он снимал и наносил свои краски. Это открыло путь к совершенно новому пространству, ощущению, сделало возможным переход к серии больших форматов (цикл «Базовые эмоции»), созданных абсолютно новым методом, который позднее стал известен под названием Энергетические картины. В серии «Базовые эмоции» художник через пересечения линий и с помощью цветовой гаммы на каждой из картин показал определенную эмоцию, ощущение, чем и было обусловлено название цикла. Выставка получила хорошую прессу, все работы были проданы в относительно короткий период. Успех нового метода вдохновил мастера на дальнейшее исследование энергетических композиций и света как феномена.

Картины Живоина Челича меняются не только в зависимости от освещения, но и от угла зрения. В отличие от классических работ, которые правильно воспринимаются фронтально, картины Челича требуют активного зрителя, который в поисках определенного угла в определенное время суток найдет для себя «свою» картину.

В настоящее время художник живет и работает в Сербии и Черногории, занимается исследованием культуры балканских славян. Помимо живописи, много работает в области литературы и музыки.
Работы Челича находятся в частных коллекциях по всему миру.

- Я обычный человек, маленький трудяга, - говорит о себе художник. - И поскольку данный метод работы – мое собственное изобретение, у меня не было возможности с кем-либо посоветоваться, попросить помощи или подсказки. Мне было тяжело, работа над каждой картиной шла довольно долго.

Живоин Челич уверен – подобной «графикой» до него никто не занимался. Но преподаватель дизайна Воронежского художественного училища Ирина Гончарова увидела в его работах признаки оптического искусства – оп-арта, основоположником которого был французский художник Виктор Вазарели. Она рассказала, что художники оп-арта использовали оптические иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Восприятие рисунка основано на оптической иллюзии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в голове зрителя. Оптическая живопись основывается на аберрациях зрения, возникающих при восприятии некоторых конфигураций на плоскости.

- Но только сейчас данное направление искусства получило свое широкое распространение, - отметила педагог. – Мне доводилось бывать на подобных выставках в Москве, я видела разные работы, но представленные здесь – это, безусловно, искусство настоящего мастера. Каждая работа – эта отдельное серьезное произведение, которое нужно смотреть долго.

Общаясь с воронежскими журналистами, пришедшими на выставку, сербский художник очень тепло отзывался о России.

- В моей семье всегда говорилось о вашей стране как о матушке России. И вообще у нас в Сербии никогда не говорят просто «русские» - мы вас называем «братья русские». Поэтому для меня быть сегодня в русском городе Воронеже - это большая честь. Моя выставка - это мое теплое сердце по отношению к России. И таким образом я выражаю свою огромную любовь к этой стране».

Возможно, обывателю, человеку непосвященному в современное искусство, будет непросто понять «движущиеся картинки» сербского художника. Да и среди профессионалов они, наверняка, вызовут неоднозначное мнение. Но в любом случае выставка Живоина Челича, которая будет работать до 24 марта, не оставит посетителей равнодушными.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЗаявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»

Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.

В России«Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать

В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.