Войти
Изобразительное искусство
09.09.2013 12:31
«Современное искусство»  на самом деле  было оружием ЦРУ против СССР и России

«Современное искусство» на самом деле было оружием ЦРУ против СССР и России

  • Текст: Михаил Белецкий
  • Фото: independent.co.uk

На протяжении долгих лет в художественных кругах об этом шептались и шутили, но оказалось, что это правда. Центральное разведывательное управление использовало современное искусство, в том числе, работы таких художников, как Джексон Поллок, Роберт Мотеруэлл, Виллем де Кунинг, Марк Ротко в качестве оружия в холодной войне.

ЦРУ способствовало навязыванию эстетических критериев и продвижению абстрактного искусства по всему миру на протяжении нескольких десятилетий. Британская газета Independent опубликовала на своем сайте старую статью на эту тему, и она стала читательским хитом.

Задача, которую решало ЦРУ, поначалу выглядела очень сложной. Сам президент США Трумэн выразил общественное мнение, сказав: «Если это искусство, то я готтентот». Слово «готтентот» означает этническую общность, населяющую Южную и Центральную Намибию. Нет сомнений, что президент использовал этот термин в оскорбительном контексте.

Решение об использовании культуры и искусства в качестве оружия в Холодной войне было принято сразу же после того, как ЦРУ было основано в 1947 году. Опасаясь привлекательности СССР и идеалов коммунизма для многих интеллектуалов и художников на Западе, новое агентство создало отдел Пропаганды, который мог оказывать влияние на более чем 800 газет и журналов.

Художники должны были продемонстрировать, что Запад и США верны свободе слова и интеллектуальным достижениям, без каких-либо жестких рамок - в отличие от того, что происходило в Советском Союзе.

В 1947 году Государственный Департамент организовал и оплатил тур Международной выставки под названием «Продвижение американского искусства». Но шоу вызвало волну возмущения на родине, Трумэн сказал, что он не готтентот, а один конгрессмен заявил: «Я простой американец, который платит налоги за такую дрянь». Тур пришлось отменить.

Тем не менее, превосходство американской культуры над европейской и советской надо было доказывать. И ЦРУ трудилось, не покладая рук.

Долгие годы информация об этом была скрыта за семью печатями – ни у кого не должно было возникнуть сомнений, что современное искусство само покоряет мир. Первым нарушил обет молчания бывший офицер ЦРУ Дональд Джеймсон. Да, подтвердил он, Управление рассматривало абстрактный экспрессионизм как оружие.

«Мне хотелось бы иметь возможность сказать, что ЦРУ и придумало modern art, просто чтобы посмотреть, что произойдет в Нью-Йорке и в даунтауне Сохо завтра», — пошутил Джеймсон . По его словам, было признано, что абстрактный экспрессионизм это тот вид искусства, который может развенчать и низвергнуть социалистический реализм. И это было использовано.

Продолжая поддерживать американский авангард, ЦРУ хотело быть уверенным, что его покровительство не обнаружат. «Вопросов такого рода не должно было возникнуть, не должно было быть никаких сомнений»,— сказал Дональд Джеймсон.

Главным оружием в кампании ЦРУ стал Конгресс за Свободу Культуры, объединение интеллектуалов, писателей, историков, поэтов и художников, которое было создано на деньги ЦРУ в 1950 году и управлялось агентом ЦРУ. Конгресс имел представительства в 35 странах и издавал более двух десятков журналов.

Эта организация устроила несколько выставок modern art. Экспозиция «Новая американская живопись» побывала в каждом крупном европейском городе в 1958-59 годах. Другие влиятельные шоу — «Современное искусство в Соединенных Штатах» и «Шедевры ХХ века».

В игру были вовлечены музеи и миллионеры. Выдающимся среди них был Нельсон Рокфеллер, чья мать была coоснователем музея Современного Искусства в Нью-Йорке. Как его президент, он назвал музей «Мамочкин музей». Рокфеллер был одним из крупнейших спонсоров абстрактного экспрессионизма (который он назвал «свободной живописью предпринимательства»).
Музей также был связан с ЦРУ и буквально нашпигован сотрудниками агентства.

В 1958 году передвижная выставка «Новой американской живописи», в том числе произведения Поллока, Кунинга, Мотеруэла и других, была выставлена в Париже. Галерея «Тейт» в Лондоне тоже хотела показать ее, но не смогла себе этого позволить. Тогда по подсказке ЦРУ американский миллионер и любитель искусства Юлий Флейшман помог деньгами, и выставку привезли в Лондон.

Для воинов Холодной войны, которые продвигали эти картины, они были символом их культуры и политической системы. Они хотели, чтобы так было везде. И им это удалось, - констатирует Independent. Теперь «готтентотами» и дегенератами называют тех, кто отказывается признавать художественную ценность contemporary art. Шоу всемирного бестиария успешно продолжаются.


Виллем де Кунинг


Объявление

Любите оружие? Вам нравится стрелять по мишени? Любите ощущать свою силу? Приглашаем вас в бойцовский клуб "Волк". Полную информацию об этом месте вы получите здесь tirvolk.com. Это место где вы сможете сосредоточиться, очиститься и освободить свой разум от накопившегося негатива.

Ранее в рубриках
В ВоронежеОбидное поражение «Факела», очередное

10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.

В РоссииРоман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах

Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.

В миреНазваны виды спорта, наименее популярные у телезрителей

Самые скучные виды спорта отлично подходят для ленивых дней, когда вам нужен хороший повод вздремнуть.

ОбществоВоронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»

Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.

Театр«Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра

Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 25-28 апреля: скромно, но с прицелом

Лидировал фильм «Сто лет тому вперёд». За свой второй уик-энд в российском прокате картина собрала 180 миллионов рублей.

ПерсонаМихаил Шуфутинский не собрал в Воронеже зал и в мае не приедет

Организаторы концерта не учли, что пик популярности престарелого шансонье уже в прошлом.

ЛитератураВышел новый роман Жана-Кристофа Гранже «Красная карма»

В этой истории есть зловещие секты, человеческая жестокость, мистика, экзотика и роковые тайны.

Музыка25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля

Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеВ Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым

До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.